Кто что везет домой из летнего отпуска, а вот мурманчанка Лариса Смирнова привезла… молоток! Причем не всем известный плотницкий инструмент, а железнодорожный раритет. Специальный молоток осмотрщика вагонов начала прошлого века. И он тут же пополнил фонды мурманского музея железнодорожников, или, как его называют официально, – линейного подразделения по сохранению исторического наследия мурманских железнодорожников Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек (ОЦНТИБ).
Молоточки
Методисту этого подразделения, а попросту директору музея, Ларисе Смирновой не впервой выискивать на барахолках городов и весей страны раритеты, служившие верой и правдой перевозкам по железнодорожным российским магистралям пассажиров и грузов.
Нынешний экспонат – молоток осмотрщика вагонов – Лариса Васильевна углядела на рынке в Валдае. Причем при всей внешней простоте это надежное и долговечное приспособление, со временем немного изменив облик, успешно справляется с важными задачами и поныне.
– Каждый из нас, когда путешествовал на поезде, слышал, как работники железной дороги на остановках стучат по колесам, – рассказывает собирательница и хранительница железнодорожных раритетов. – Так по звуку специалист определяет, есть ли неисправность в буксовом узле, который обеспечивает движение колесной пары. В его распоряжении масса инструментов: шаблоны, наборы ключей, отверток и, конечно же, молоточек, которым мастер простукивает колеса. Каждый «подозрительный» вагон быстро, но тщательно осматривается, а после принимается решение, будет ли он отцеплен или его отремонтируют за время стоянки поезда.
Осмотрщикам вагонов, к слову, достаточно даже беглого взгляда на прибывающий к станции поезд, чтобы определить, есть ли в составе «подозрительные» с точки зрения безопасности вагоны. А после остановки состава они детально проверяют каждый вагон, и в ход идут в том числе и молоточки. Специалисты говорят, что у всех осмотрщиков – отличные слух, зрение, внимательность и быстрая реакция. Это неизменные главные условия для мастеров важной железнодорожной специальности.
Серебряный костыль
В этом необычном музее, царстве железнодорожных раритетов, можно разглядывать экспонаты часами! Тут и пузатый родственник самоваров, в которых на мурманских станциях водогреи кипятили воду для пассажиров поездов, и станционный колокол с маркировкой МПС, министерства путей сообщения то есть, оповещавший о прибытии и отправлении составов, и макет вагона-ледника, двоюродного брата современных железнодорожных рефрижераторов, в котором вместо холодильных установок к стенам крепились специальные карманы для льдосоляной смеси, по мере ее подтаивания эти карманы вновь пополнялись льдом на станциях.
И свидетельства славных страниц истории мурманской железной дороги. Одна из этих страниц датирована 3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1916 года, когда была закончена укладка сплошного тысячеверстного рельсового пути от Петрозаводска до порта Романов-на-Мурмане.
В этот день в Северной Карелии, на перегоне между станцией Боярская и разъездом Амбарный, встретились две партии укладчиков, шедших навстречу друг другу с юга и севера. В железнодорожное полотно был торжественно забит последний так называемый серебряный костыль. И движению дали старт.
На музейных стендах – серия пронзительных фотографий, рассказывающих о начале изыскательских работ, проходивших в том числе в пыточных зимних условиях, о прокладывании железнодорожного полотна среди многокилометровых болот и скальной породы, о китайских рабочих, ехавших на Кольский полуостров со стройки Транссиба, о немцах и австро-венграх, попавших в российский плен на фронтах первой мировой войны и послуживших рабочей силой на стройке первой железной дороги на Крайнем Севере Российской империи.
Пассажиры сами «заводили» паровоз
Еще одна страница истории – юбилейная. В этом году исполнилось 90 лет с момента прибытия в Мурманск из Ленинграда первого курьерского поезда № 3/4 «Полярная стрела».
Подумать только, до «Полярной стрелы» преодолеть расстояние от арктической до северной столицы по железной дороге удавалось лишь за четыре, а иногда и за пять суток! Дым, копоть, нестерпимая жара в вагонах сменялись невыносимым холодом. В пути пассажиров заставляли по пять-шесть раз грузить дрова на паровоз. Лес надо было заготавливать там же – около железнодорожной линии. Маломощные паровозы серии «ОД» беспомощно пыхтели, так как после остановки не могли начать движение. Пассажирам приходилось выходить из вагонов и помогать паровозу сдвинуть поезд с места!
Нужно ли добавлять, что встреча первого экспресса «Полярная стрела» на мурманском вокзале превратилась в массовый праздник пассажиров и железнодорожников?!
Внешне состав выглядел безукоризненно, вагоны отливали лаком, писала в праздничном репортаже по поводу прибытия в Мурманск экспресса «Полярная стрела» газета «Полярная правда».
Живые цветы и вазы с фруктами
В музее железнодорожников есть свидетельства о первом рейсе «Полярной стрелы», перевернувшем представление жителей Мурманска о путешествиях по железной дороге.
Этот рейс стал началом культурного и образцового обслуживания пассажиров во время пути из Ленинграда в Мурманск. Во всех вагонах была идеальная чистота, добавлявшая необходимый уют, вспоминали современники первого экспресса.
В купе на столах стояли небольшие настольные электрические лампы с цветными абажурами. На полах в купе и коридорах лежали мягкие ковры. Проводники, одетые в новенькую темно-синюю форму, встречали пассажиров около вагона, проверяли билеты, провожали к отведенным им местам и даже помогали разложить вещи.
В составе поезда также был вагон-ресторан, где на столиках, покрытых белоснежными салфетками, стояли живые цветы и вазы с фруктами. Обслуживание тут было ничуть не хуже, чем в первоклассных ресторанах столиц! Такого комфорта, как в «Полярной стреле», не видел ни один пассажирский поезд, все удобства для пассажиров находились на самом высшем для того времени уровне.
Но самое главное, мурманские пассажиры теперь добирались до Ленинграда за 38 часов. А спустя еще два года и вовсе за 34! Не сравнить с четырьмя-пятью сутками дороги, правда? И это не говоря о том, что пассажирам больше не приходилось на каждой станции толкать вагоны, чтобы придать необходимое ускорение паровозу. Праздник, да и только!
Добавим, что с началом Великой Отечественной войны курьерский поезд 3/4 был отменен. В 1959 году он появился вновь, но стал безымянным и уже ходил по маршруту Мурманск – Москва. А в начале шестидесятых годов поезда этого класса были ликвидированы вовсе. На мурманском направлении их заменили так называемые фирменные поезда: «Арктика» – до Москвы и «Полярный» – до Ленинграда.
«Тяжелая атлетика» билетных кассиров
В это сложно поверить, но до середины прошлого века билетному кассиру за смену приходилось совершать работу, равноценную перемещению нескольких тонн грузов с одной части стола на другую. Причем только одной рукой!
Дело в том, что кассиры пользовались механическим компостером проездных билетов, который наносил на билетный бланк своеобразную «перфорацию» из точечных проколов – номер поезда, число, месяц и год. И только с этими обозначениями билет считался действительным для проезда.
Нужно ли объяснять с каким пиететом кассиры отнеслись к электрическим компостерам?! Для компостирования ими билетов нужно было лишь слегка нажать кнопку или клавишу включения! Это чудо советской техники, существенно облегчившее тяжелую работу мурманских кассиров билетных касс, также представлено в фондах линейного подразделения по сохранению исторического наследия мурманских железнодорожников. Электромоторный компостер, попавший в мурманский музей, был изготовлен Лосиноостровским электротехническим заводом в 1970 году. Применялся на вокзале станции Княжая на участке Лоухи – Кандалакша железнодорожной линии Санкт-Петербург – Мурманск. А сейчас этот ветеран железнодорожных билетных касс напоминает посетителям музея о советских временах, летних отпусках и заветных билетных бланках, «завизированных» электрическим компостером.
Отважная стрелочница
В музее представлена своеобразная галерея портретов героев, в разные годы работавших на Мурманской (Кировской) железной дороге и защищавших ее в годы Великой Отечественной войны.
Но один портрет здесь – особенный. Старшая стрелочница железнодорожной станции Алакуртти Анна Жаркова стала первым Героем Труда в Мурманской области, положив начало славной плеяде тружеников заполярного региона.
Это высшее трудовое звание ей было присвоено 5 ноября 1943 года за высокие успехи в труде, мужество и отвагу, проявленные на трудовом посту в годы Великой Отечественной войны.
С первых же недель войны станция Алакуртти, расположенная близко к линии фронта, подвергалась бомбежкам фашистской авиации. В один из таких налетов на стрелочном посту оказалась 23-летняя девушка – Анна Жаркова. В музейных фондах сохранились ее свидетельства этого дня: «Перед моими глазами была небольшая сетка путей. Стальные нити уходили далеко, далеко. Но то, что не видно было глазу, видно было сердцу. Немцы бомбили станцию, а у нас стояли поезда с фронтовым грузом. Как поступить? На этот вопрос не у кого было получить ответ, ибо в то время никто на нашей заполярной магистрали не попадал в такое положение. И действовать пришлось не по чьему-то примеру, а так, как подсказало сердце и железная дисциплина. Здесь, на путях, меня ранило осколками фашистской бомбы. Я не покинула пост и продолжала работать. Я была уверена, что так поступил бы каждый патриот и поставил бы долг перед Отечеством выше опасности для своей жизни».
Доблесть заполярных железнодорожников
Молоденькая стрелочница Анна Жаркова во время бомбежки получила ранение обеих ног. Но осталась на боевом посту. Услышав гудки приближающегося паровоза, она доползла до ближайшей стрелки и перевела ее. Потом другую, потом и еще, и еще… В голове билась единственная мысль: «Груз для фронта»… И она продолжала работать, пока могла разбирать сигналы. А потом потеряла сознание.
Еще до ранения отважная Анна помогла задержать вражеского лазутчика в советской военной форме, сдала его военному патрулю. За находчивость и смелость, проявленные при задержании немецкого шпиона, военный совет Карельского фронта в марте 1942 года наградил ее медалью «За боевые заслуги». Об этом и о том, что награждена значком «Почетному железнодорожнику» Анна узнала в госпитале.
А о присвоении высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» Анна Петровна узнала уже в Африканде, где после ранения работала дежурной по станции. «Я это звание рассматриваю как награду всем заполярным железнодорожникам, в среде которых я воспиталась и выросла, вместе с которыми работаю во фронтовых условиях», – эти слова Анны Жарковой навсегда остались в истории трудовой доблести мурманской железной дороги.
Анны Петровны Жарковой не стало тридцать лет назад, в 1994 году. По инициативе совета ветеранов железнодорожников Мурманского региона 5 мая 2015 года на привокзальной площади станции Алакуртти была торжественно открыта мемориальная доска в честь героя Великой Отечественной войны, железнодорожницы Анны Жарковой.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива подразделения по сохранению исторического наследия мурманских железнодорожников Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек (ОЦНТИБ).