Стильно, лаконично, натурально и тепло – вот главные особенности вещей, которые создает мурманчанка Татьяна Лисовская. Два года она профессионально вяжет одежду и аксессуары из мериносовой шерсти и кашемира, которые у нее охотно раскупают не только северяне, но и жители других регионов страны.
Этим летом вязаные свитера, шапки и кардиганы Татьяны обрели имя – у вещей появился фирменный узнаваемый северный логотип. И совсем скоро они займут место на витринах магазинов с арктическими сувенирами.
С пряжей на ты
– С раннего детства я любила разное рукоделие – лепила, вышивала, из подручных средств мастерила кукольные домики, вязала крючком и спицами, – рассказывает Татьяна. – Уж не знаю, от каких далеких предков мне передалась эта тяга, ведь в семье никто творчеством не занимался, но противостоять ей я не могла. Особенно меня увлекало вязание. Дом был полон ажурных салфеток, скатертей, пледов. Но, кончено, за рамки хобби это не выходило. Правда, в какой-то момент крючок и спицы я забросила. На долгие 10 лет ушла с головой в карьеру. В 2011 году у меня родился младший сын, и я, находясь в декретном отпуске, начала вязать игрушки, а фотографии своих работ размещала на странице в соцсетях.
Вскоре друзья и знакомые стали их покупать в качестве сувениров, милых интерьерных вещиц. Уверенности мастерице-самородку придало и участие в одной из выставок-ярмарок авторских изделий – все связанные ей игрушки раскупили за считанные часы.
– Я решила развивать свою историю из петель, рядов и столбиков с накидом, – продолжает Татьяна. – Но немного изменила направление, перешла в интерьерное вязание, мастерила подушки, пледы и даже ковры, составляла мастер-классы с авторскими схемами. А однажды из любопытства связала для себя на спицах свитер. К тому времени у меня сформировались очень высокие требования к качеству вязаных изделий, и подобрать себе в масс-маркете теплые обновки, которые за пару дней носки покрываются катышками, теряют форму, да и вообще живут до первой стирки, я не могла. Так в гардеробе появилась пара самодельных свитеров. Но на их создание, конечно, ушло немало времени. И тут я подумала о машинном вязании…
Путь к мечте
Татьяна составила бизнес-план и в 2017 году выиграла грант в традиционном региональном конкурсе, направленном на поддержку начинающих предпринимателей, открыла свою студию, купила вязальную машину, прошла обучающие курсы в Москве.
Мурманчанка вернулась на Север, полная идей и желания творить. Но спустя два года судьба подкинула ей очередное испытание на прочность. По семейным обстоятельствам студию пришлось закрыть.
Это был непростой период, но вязальная машина у нее никогда не простаивала, по вечерам она постоянно создавала обновки себе и близким. А однажды купила кашемировую пряжу и связала для себя свитер из этого люксового материала. Фотографию изделия Татьяна вновь разместила на своей странице в соцсети. После этого и пошли первые заказы.
– Кашемир всегда был дорогим. Это очень тонкий, шелковистый, гипоаллергенный материал, который получают из подшерстка кашмирских коз, он в семь раз теплее овечьей шерсти, – поясняет мурманчанка. – Я использую в работе только итальянский кашемир, у него высочайшее качество, что, конечно отражается на стоимости, на которую теперь влияет еще и усложненная логистика. Но только из кашемира можно связать невесомую, тончайшую, но теплую водолазку, которую можно протянут через обручальное кольцо. Мериносовую шерсть, которую производят из мериносовой породы овец, также беру иностранного производства.
Методом проб и ошибок
– Поначалу заказов было немного, я по большей части вязала для себя и родных, – говорит мастерица. – В один месяц поймала такое вдохновение, что навязала свитеров для всех домашних – целых 19 штук! Но очень скоро ко мне стали обращаться люди с просьбой сделать для них индивидуальные вещи. Потребовались профессиональные знания в области конструирования, моделирования трикотажных изделий, материаловедения. Этому я училась на курсах в Москве и Санкт-Петербурге. Но, как нередко бывает, одной теории для идеального воплощения идеи не хватило. На практике все равно пришлось набить немало шишек. Ведь иной раз даже проверенная годами пряжа определенного артикула от известного производителя может преподнести неприятный сюрприз. К примеру, недавно, я связала свитер, который после стирки прибавил в ширину 7 сантиметров. А связанный до начала работы, постиранный и отпаренный образец вел себя совсем по-другому… Бывало, заказывала несколько килограммов мериносовой шерсти, а она во время вязки начинала «косить» на 45 градусов. Приходилось выбрасывать всю партию.
При этом особого ухода вещи из кашемировой и мериносовой шерсти, по словам Татьяны, не требуют. Главное, сушить изделия нужно по старинке, аккуратно разложив на полу на полотенце. И хранить их надо не на плечиках, а на полке шкафа. Так они прослужат долгие годы.
Северный акцент
Этим летом Татьяна решила придумать логотип и название для своей одежды. Выбрала она северную тему. Теперь ее шерстяные изделия украшают изображение кита и надпись «Northern Coast» («Северный берег»). Они же присутствуют и на фирменных бирках, пакетах и крафтовых коробках, в которые Татьяна упаковывает свои изделия.
– Образ могучего морского млекопитающего мне навеяли мысли о нашем суровом, но таком прекрасном, непостижимом Баренцевом море. Оно обладает невероятной притягательностью, в нем переплетаются сила и изящная красота, – рассказывает мастерица. – Ну а северный берег… Это моя родина, здесь родились и выросли мои дети, здесь я начала создавать вещи с заботой о людях.
В будущем Татьяна планирует открыть свою студию и даже нанять помощницу, которую готова обучить всем премудростям своего дела, расширить ассортимент, создать линию детской одежды. А совсем скоро ее вещи можно будет увидеть в свободной продаже – несколько торговых точек, которые специализируются на туристических товарах, уже готовы взять их на реализацию. Поддержать продвижение нового арктического бренда собирается и региональный комитет по туризму.
– Я очень рада, что вещи, которые я создаю, согревают и радуют северян и гостей города, – подытожила Татьяна Лисовская. – Они не отличаются обилием деталей и сложностью кроя, они просты и натуральны. В этом и кроется магия, усиливает которую ручной процесс создания. Да, я вяжу на машинке, но в ней нет волшебной кнопки, приводящей инструмент в действие. Составление и выкройки, расчеты, формулы, прибавка и убавка петель – все это ручные манипуляции, ручная работа, которая в последнее время становится трендом. Происходит это, на мой взгляд, потому, что через творчество, созидание мастер передает свой посыл миру, и это считывается людьми на подсознательном уровне.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из личного архива Татьяны ЛИСОВСКОЙ.