Он мечтает стать капитаном корабля, несмотря на инвалидность, и собирает модели парусников, она – пацанка из детдома, которая хочет стать доктором или звездой боев без правил и заваривает «Доширак» в чайнике. Случай сводит их вместе, чтобы все мечты сбылись. Это сюжет драмы «На выдохе» (16+), которую более ста мурманчан увидели на фестивале за две недели до премьеры, назначенной на 8 декабря. Светлана Солдатова, президент «Северного характера», прочит картине звание самой мурманской из тех, что сняли после легендарного «Пути к причалу» (12+) 1962 года выпуска.
Знакомые лица
«На выдохе» – дебютный полнометражный фильм молодого режиссера Рината Махмудова, призера конкурсов короткометражных фильмов, и оператора Георгия Шановича. Его создателям из продюсерского центра «ВГИК-Дебют» правительство Мурманской области вернуло примерно треть затрат на производство ленты согласно закону о поддержке кинопроизводства в регионе. Эти деньги выделяются на то, чтобы популяризировать Кольское Заполярье у кинодеятелей и привлечь сюда новых туристов.
«На выдохе» снят так, что может открыть новые фотогеничные места города даже для коренных мурманчан. Все наверняка узнают Первомайский рынок, почти не изменившийся внутри за последние 30 лет, керамические панно на фасаде самого длинного дома России на Кольском проспекте, причал со старыми буксирами на западном берегу Кольского залива. Но, например, как пройти к улице Боровой, где в частном доме живет главный герой фильма, знают немногие мурманчане. Еще меньше гуляли хотя бы раз под огромными кранами на причалах рыбного порта, где герои киноленты дважды покупают шаурму. Не с рыбой, конечно, – обычную.
Мурманчан, которые отлично знают свой город от края до края, может смутить, как легко в фильме сменяют друг друга виды на залив с улицы Достоевского и с улицы Сивко на окраине Росты. Режиссер выдает это за один район, так как серые девятиэтажки на фоне залива хоть и стоят на противоположных концах города, почти не отличаются друг от друга. Их серость подчеркивается пасмурной погодой, которая сопровождала съемочную группу почти все время. Только самую светлую романтичную сцену фильма удалось снять солнечным вечером у морского вокзала под песню мурманского дуэта «Вася и Настя». Кроме них в фильме можно легко узнать еще нескольких мурманчан – теле- и радиоведущего Дениса Загорье в роли внимательного охранника в магазине, актрису Ксению Мери в роли вечно недовольной кассирши и актера драматического театра Александра Покатнева в роли непутевого охранника рыбоперерабатывающего завода.
Холодный. Но теплый
Хотя оригинальный сюжет и не дает скучать, но некоторые сцены фильма существенно проигрывают по выразительности другим, и интерес к происходящему в таких случаях сохраняется только за счет ожидания новых видов Мурманска и возвращения в кадр Анастасии Самыловой. Для выпускницы Высшей школы сценических искусств Константина Райкина 2017 года главная роль в фильме «На выдохе» уже вторая, и за нее талантливая 27-летняя актриса получила награду «Лучшая женская роль» на фестивале кино и театра «Амурская осень». Для 19-летнего Ивана Логинова роль инвалида – тоже вторая главная роль в полнометражном фильме. И снова специфическая. В первом, «Зови меня дрозд» (12+), приходилось картавить, в этом – передвигаться в инвалидной коляске.
– Играть такого персонажа – большая ответственность, поэтому перед съемками я несколько недель смотрел видео с людьми с ограниченными возможностями здоровья, общался с ними, – рассказал Иван после предпремьерного показа «На выдохе» в мурманском кинотеатре. – Я не инвалид, поэтому вкладывать в персонажа, на которого давит его ограниченность, приходилось свои боли, которые давят на меня. Когда я стал читать свои реплики, сидя в коляске, интонации появлялись совсем другие. Выражать себя приходилось микроэмоциями, поэтому в фильме такой жесткий контраст между общим состоянием зажатости, подавленности и редкими эмоциональными всплесками.
Иван провел две недели на съемках в Мурманске и описывает его как холодный, но согревающий город.
Назвать фильм «На выдохе» таким же мурманским, как «Путь к причалу», сложно, ведь герои повести Виктора Конецкого – моряки, а «На выдохе» хоть и содержит сцены с рыбообработкой и разговоры на берегу залива, но по сюжету не мурманский. Ну не часто встретишь на улицах столицы Кольского Заполярья людей в инвалидных колясках, а в спортзалах – девушек, участвующих в боях без правил. Только в образе главной героини есть очень характерная для мурманчан особенность – душевная теплота под холодной внешностью.
Зрители, пожелавшие высказаться после просмотра, называли фильм добрым и теплым, обещали рекомендовать его своим знакомым. Один из мурманчан назвал «На выдохе» лучшим социальным российским фильмом последних лет, одновременно острым и светлым, отражающим проблемы российского общества в целом, а не только инвалидов и детдомовцев.
Товар или услуга?
На дискуссии «Путь к региональному зрителю» во время кинофестиваля «Северный характер» российские продюсеры и представитель мурманских кинотеатров «Аврора» и «Мурманск» Алексей Лупилин пытались найти способ рекламировать современное качественное российское кино так, чтобы его смотрели чаще иностранного. Кинематографисты считают, что расходы на продвижение отечественных картин должны закладывать в свои бюджеты кинотеатры. Алексей уверен, что кинотеатры – это всего лишь «магазины» для продажи кинопродукции, которые могут рекламировать только свои услуги, а не предлагаемые «товары». Российские продюсеры должны закладывать в бюджет фильма расходы на его рекламу, считает Алексей и приводит в пример американские и европейские блокбастеры, треть бюджета которых идет на рекламу. Это выгодно всем, потому что около 80 процентов выручки кинокомпании получают от проката своих лент в кинотеатрах. Российские продюсеры к таким тратам пока не готовы и надеются, что отсутствие голливудских фильмов рано или поздно пробудит интерес российского зрителя к отечественному кинематографу.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото Дмитрия СУМЕРИНА.