Продолжение. Начало в номере за 4 октября
У города-героя Мурманска – день рождения. Дата некруглая – 106 лет. Но каждый год в октябре мы вспоминаем историю нашего города – героическую, военную, строительную, рыбную. День рождения города – это еще один отличный повод перелистать подшивку «Вечернего Мурманска», не раз рассказывавшего об истории самого большого города за Полярным кругом. «Вечерний Мурманск» всю эту неделю будет публиковать материалы о том, как жил наш город в разные годы.
Все на лыжах
6 января 1936 года «Полярная правда» сообщает: «Сегодня в 13 часов команда лыжников – членов общества «Локомотив» в составе 5 бойцов стрелковой охраны Кировской железной дороги дает старт лыжному переходу имени 18-й годовщины РККА Мурманск – Москва». Перед походом лыжники прошли месячную подготовку на холмистых равнинах Кандалакши. 2 100 километров до Москвы бойцы собирались пройти за 38 ходовых дней, преодолевая в сутки 60–62 километра.
18 января 1936 года из Мурманска в Москву должна была отправиться еще одна спортивная делегация. На этот раз – пять портовиков. Они также намеревались дойти до столицы за 38 дней, но при этом проходить в день не меньше 70 километров.
К 21 января 1936 года сразу три группы лыжников находились на пути в столицу. Первыми со значительным отрывом шли стрелки «Локомотива», а за ними портовики и представители судоверфи и СРЗ.
Самая эпичная экспедиция 1936 года стартовала 3 февраля. В этот день из Мурманска в Москву отправилась олене-лыжная экспедиция.
«Любовь» и «Челюскин»
Когда в августе 1933 года в Мурманск прибыл пароход «Челюскин», который только готовился к своему историческому плаванию, это стало событием для всего города. Кстати, во многих популярных изданиях указано, что «Челюскин» покинул Мурманск 2 августа 1933 года. Между тем случилось это событие 10 августа, что подтверждают и материалы «Полярки», которые указывают, что 6 августа закончилась бункеровка, 7-го при полной воде пароход поставлен к причалу № 7, началась загрузка продовольствия, снаряжения и пресной воды.
Но не только «Челюскин» в 1933 году стал героем «корабельных» газетных публикаций. Незадолго до его прихода в нашем порту со дна Кольского залива была поднята яхта с романтическим названием «Любовь», затонувшая в 1921 году. Две недели у водолазов ушло на то, чтобы освободить яхту от зацепившихся якорей и цепей. Их набралось 13 штук. И потом с помощью понтонов судно подняли на поверхность. К сожалению, проследить дальнейшую судьбу яхты не удалось.
Скидки на квартирную таксу
В 30-е годы жилищный фонд Мурманска можно было разделить на три группы – муниципальное, ведомственное и частное жилье. А расценки на проживание определялись Мурманским городским Советом. Ставка «кварттаксы», как тогда говорили, устанавливалась в размере 55 копеек за квадратный метр. Но такой тариф действовал только для тех квартир, где были электричество, водопровод и канализация. Однако помещений с таким набором удобств было в Мурманске очень мало. Подавляющее большинство горожан обходилось свечами и керосиновыми лампами, воду брали из колонок или колодцев, а по нужде ходили во двор. И для них власть сделала скидку 25% от базовых 55 копеек, то есть квадратный метр жильцам обходился в 41 копейку. Если квартира признавалась сырой, то скидка составляла уже 20%. А ежели речь шла о проходной комнате в коммунальной квартире, через которую был единственный выход на улицу, то цена снижалась на 30%.
Ботинки для победителя
Привычное ныне название Праздник Севера появилось не сразу. В документах 1933–1934 годов он именуется то как первый Северный праздник физкультуры, то как Северный лыжный праздник.
В первом празднике принимали участие только лыжники, хотя изначально планировалось проведение еще соревнований по конькобежному спорту и стартов оленьих упряжек. Они не состоялись ввиду резкого потепления. Организаторы очень старались: специально назначили 30 и 31 марта первые старты на раннее утро – в 8:00, пока еще солнышко не стало пригревать, а вторые – после 17:00, но ничего не получилось. Первым уплыл каток, затем сдалась трасса для оленьих бегов. Можно только предполагать, сколько потребовалось усилий, чтобы спасти лыжню.
Призы тоже были в духе времени. Для команд за первое место – красное знамя и грамота, за второе – спортивная статуэтка и грамота. В индивидуальных забегах у мужчин победитель 30-километровой гонки получал велосипед, 20-километровой – шелковый лыжный костюм и горнолыжные ботинки. А вот пришедший первым в гонке на 10 километров премировался лишь отрезом на костюм.
Андрей КИРОШКО
Фото из архива редакции
Продолжение следует