Сегодня у города-героя Мурманска день рождения. Дата некруглая – 106 лет. Но каждый год в октябре мы вспоминаем историю нашего города – героическую, военную, строительную, рыбную. День рождения города – это еще один отличный повод перелистать подшивку «Вечернего Мурманска», не раз рассказывавшего об истории самого большого города за Полярным кругом. «Вечерний Мурманск» всю эту неделю будет публиковать материалы о том, как жил наш город в разные годы.
В октябре 1916-го
День основания города, 4 октября 1916 года, – дата, имеющая прежде всего символический смысл. Именно с этого дня решено было вести отсчет истории нашего города. Но сам этот рубеж довольно условен. Днем города могла стать, например, дата начала строительства порта, и тогда Мурманск отмечал бы свое рождение 15 апреля 1915 года. Или день переименования Романова-на-Мурмане в Мурманск. Это случилось уже в 1917 году, 16 апреля. Но в итоге за дату основания города принят день, когда был заложен храм в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Нынче на месте этого так и не построенного храма стоит Дворец культуры и народного творчества имени С. М. Кирова.
С дровами в городе беда
В марте 1918 года в город высадились войска союзников России – Англии, Франции и США. Затем появились сербы, итальянцы и даже датчане. Официальной причиной присутствия на Мурмане иностранных воинских контингентов стала охрана доставленных союзниками в мурманский порт военных грузов, чтобы не допустить их захвата Германией.
Вода поставлялась в город посредством водовозок – бочек с колесами на конной тяге. Всего для нужд Базы, включая нужды союзников, ежедневно завозилось 15 таких бочек. Другая часть воды, например для бани, шла по деревянному водоводу. Сделан он был так, что вода хлестала из неплотных стыков. Если летом с этим еще мириться как-то можно было, то зимой начинались большие проблемы, поскольку обледеневшее деревянное русло ремонтировать было невозможно.
Единственная в городе баня обладала большим преимуществом перед другими домами: она отапливалась углем, а не дровами, с которыми в городе была беда.
Плохо дело было и с очисткой, так называемым санитарным обозом. На весь город было всего два ассенизатора, которые никак не могли справиться с возложенной на них задачей…
Мурманск хулиганский
Криминальная обстановка в городе стала обостряться после февральского переворота. Советская власть оказалась в заложниках у ситуации и сделать мало что могла. …Массовому хулиганству (индивидуальные проявления никуда не делись и по сию пору) удалось нанести смертельный удар не репрессивными мерами, а улучшением экономической ситуации как в стране в целом, так и в Мурманске. Стала исчезать безработица – Мурманск активно строился, в порт приходили новые корабли, которым нужны были команды. Параллельно развивались судоремонт и судостроение, вошел в строй рыбоперерабатывающий комбинат, открылось мореходное училище. Во второй половине 30-х годов хулиганство пошло на спад, но отдельные проявления имели место. Например, в 1938 году учащиеся разгромили детский дом, нанеся ущерб на многие десятки тысяч рублей.
Криком предупреждали об опасности
В 1930 году городские власти приняли решение о необходимости каменного жилищного строительства. Но пройдет еще несколько лет, пока на проспекте Ленина начнут возводить первые многоэтажки. До этого времени горожане продолжали жить в тех же бараках, в которых зимой 1921–1922 годов свирепствовал сыпной тиф.
В начале 30-х годов принимаются правила уличного движения. Максимальная скорость на автомобиле по городу в дневное время – 20 км/час, в ночное – 15. При приближении к скоплениям людей водитель должен был криком предупреждать их об опасности. Или сигналить. Но звуковой сигнал – роскошь и был, видимо, не у всех, так как в правилах особо указано на необходимость его иметь.
13 мая 1934 года в Мурманск из Ленинграда прибыл первый курьерский поезд «Полярная стрела». Состав был сформирован из мягких и капитально отремонтированных вагонов. А 16 ноября того же года «Полярная правда» сообщает об открытии первой автобусной линии, которую будет обслуживать 24-местный автобус. Маршрут соединил Жилстрой с центром города.
Андрей КИРОШКО
Фото из архива редакции
Продолжение следует.