Скоро с мурманского берега стартует уникальный тур на самодельной поморской лодке из фанеры – шняке «Шаста». По словам ее создателя Игоря Логинова, название лодка получила от слова «шастать» – бродить взад и вперед. Североморец и инициатор сохранения древней культуры поморского судостроения вместе с единомышленниками, стартовав в Кольском заливе, преодолеют более трех тысяч километров до Дербента и финишируют в Каспийском море.
По дороге активные северяне будут организовывать просветительские встречи с жителями российских городов, на которых расскажут о поморском судостроении, истории Севера, северных лодках и о том, как поморы веками кормили треской Россию.
Журнальчик из детства
Основная работа Игоря Логинова – в сфере информационных технологий. И строительством «Шасты» он занимается на досуге, в мастерской на территории морского клуба «Калипсо» в Североморске. Его увлечение горячо поддержал руководитель «Калипсо» Виталий Митюков и гостеприимно принял образовавшийся «Музей Арктической лодки» на клубной территории.
Организационной и просветительской частью работы музея занимается жена Игоря – красавица Алла Распопова. Именно эту миловидную северянку запоминают участники многочисленных тематических встреч в библиотеках Мурманска и Североморска, на городских ярмарках – да везде, где музей организовывает просветительские мероприятия.
Об истоках своего увлечения, которое вышло на профессиональный уровень, Игорь Логинов рассказал читателям «Вечерки».
– Я помню, как в возрасте семи лет мы с мамой ждали рейс в аэропорту, – рассказал Игорь Логинов. – Чтобы меня занять чем-то, она купила мне журнальчик о яхтах и лодках. И с тех пор эта тема поглотила меня. В школе я посещал кружки моделирования, постоянно рисовал модели судов. А уже во взрослой жизни решил сам своими руками создавать лодки. Первым серьезным проектом стал «Конек», построенный по французскому проекту. Это традиционная рыболовка. Прекрасная технологичная лодка, которая верно служит много лет нашей семье. Если на первой лодке – шверботе «Палтус» – мы бороздили Имандру, Онегу, местные озера, то на «Коньке» уже были совершены походы по Баренцеву и Белому морям. Мы выиграли первый грант, и стало понятно, что хобби переросло в серьезную трудовую деятельность.
Родился Игорь Логинов в Прибалтике в семье военных. Родители переехали в Североморск, когда ему исполнилось семь лет. Получается, все детство будущего строителя лодок прошло у моря. И даже свою будущую жену Аллу Игорь встретил у моря, правда, у южного, Черного – в студенческие годы во время летней работы в детском оздоровительном лагере «Североморец».
– Меня восхищало и вдохновляло стремление Игоря к подвигам, – вспоминает Алла. – Он всегда стремился преодолеть что-то: залезть на гору, переплыть бухту, наловить мидий на ужин. И в лагере он работал спасателем. Мы с ним рядом просидели пол-лета на пляже.
Рождение шняки
Каждая построенная Игорем лодка почти сразу отправлялась в путешествие: «Палтус» – на озера, к которым «добирался» на прицепе, «Конек» – на Ладогу через Архангельск, где вызвал бурю эмоций как рукотворная лодка из фанеры высокого качества, маленькая лодочка «Плотвичка» – на реку Олонка, а карбас «Пехтарь» сразу стал участником большой регаты в Кижах и ее серебряным призером.
– Путешествие на лодке – это невероятные ощущения, – рассказывает североморец. – В таком походе совершенно по-другому начинает голова работать. Все лишнее уходит, все повседневные мелкие переживания отходят на второй план. Мышление чистое-чистое, все просто и понятно. И я всегда стараюсь взять в большое путешествие сына.
По словам Игоря Логинова, моментом рождения деревянной лодки считается спуск на воду. А в случае с фанерным лодкостроением важным моментом считается переворот лодки, потому что начинается ее строительство в перевернутом виде – кверху килем. А затем построенный корпус торжественно переворачивают перед тем, как продолжить строительство верхней части судна. Такой волнительный момент «Шаста» выдержала в июне очень достойно.
– В проекте со шнякой «Шаста» Игорь – и автор проекта, и судостроитель, и идейный вдохновитель, и судоводитель, – уточняет Алла Распопова. – Это будет музейный поход. Мы хотим рассказать стране про традиционную лодку мурманского берега.
Последняя фотография поморской шняки датирована 1933 годом. А единственная сохранившаяся настоящая деревянная шняка находится за рубежом. Команда похода из Мурманска в Дербент хочет вернуть в обиход это слово и напомнить об одном из очень важных моментов российской истории, о колорите Заполярья и его прошлом.
– Я никогда не думал о переезде с Севера, – говорит Игорь Логинов. – Я северный парень. Здесь мой родной дом, мое любимое дело. И хочется представить наш край, влюбить в него всех россиян, рассказать о поморах и рыбацких лодках. Ведь это уникально, что лодка пришла из средневековья не изменившись. С ее помощью долгое время поморы снабжали треской россиян. И одна из целей путешествия – вернуть шняку в словарь русского языка.
Перед стартом в Дербент
В семье Логиновых – Распоповых сейчас все живут поморской романтикой и ожиданием начала удивительного путешествия, которое повторит маршрут древних мореплавателей на юг.
Игорь все свободное время посвящает благоустройству «Шасты», Алла помогает супругу во всем, сын Костя находит время потрудиться над изготовлением сувенирной продукции для участников встреч во время похода из Мурманска в Дербент.
Добавим, что проект этого грандиозного похода на поморской фанерной шняке и идея «Арктического музея лодки» были высоко оценены на конкурсе грантов социальной сети «ВКонтакте». Так что необычное и смелое морское путешествие помимо «Вечерки» будет информационно поддерживать эта популярнейшая соцсеть.
Игорь Логинов не только готовится к уникальному путешествию, но и не забывает о масштабных планах. На вопрос: «Возможно ли из Мурманска отправиться в кругосветное путешествие?» – он сразу ответил утвердительно.
– Есть лодка наша мурманская, на которой это вполне возможно сделать, – рассказал поморский судостроитель. – В начале XX века существовало Общество спасения на водах, члены которого приходили на помощь тонущим рыбацким лодкам в Баренцевом море. Две станции находились в поселке Рында, который когда-то был одним из самых больших поморских селений на побережье Кольского полуострова, и в поселке Териберка. И там работали спасательные боты судостроителя Колина Арчера. Они настолько известны, что мелькают не только на банкнотах валют, но и в мультфильмах. Кто не знает, Колин Арчер также создал легендарный корабль «Фрам», на котором полярный путешественник Руаль Амундсен исследовал Антарктиду. Это очень известные лодки, но о них сейчас никто не знает. И мы хотим сделать в будущем реплику мурманских спасательных ботов. На ней смело можно строить планы на кругосветное путешествие.
Елена СТАНОВАЯ.
Фото из личного архива Игоря ЛОГИНОВА.