12 августа «Вечерний Мурманск» рассказал о том, как создавался один из лучших городских монументов – памятник Герою Советского Союза Анатолию Бредову. Публикация «Неизвестная история знаменитого памятника» вызвала большой отклик у наших читателей. Сегодня мы продолжаем рассказ о том, как в нашем городе увековечивали имя Героя.
Последняя граната
Анатолий Бредов был и остается одним из самых известных жителей нашего города, хотя прожил в Мурманске он не так много. Анатолий родился 14 июля 1923 года в Новгороде. В 1935 году его семья переехала в Мурманск, где поселилась в доме № 34 на улице Микояна (теперь – улица Полярные Зори). Анатолий учился в средней школе № 17 (теперь – № 1), затем в средней школе № 10 (теперь – гимназия № 2). Как говорят, отличником не был, но знания имел крепкие. Неплохо рисовал, занимался в детской технической станции, причем сразу в двух секциях – радиолюбителей и морского дела.
После школы в 1938 году пришел на судоверфь, где начал работать учеником электрика. В 1942 году Анатолия призвали в армию. Окончив школу пулеметчиков, он попал в 155-й гвардейский полк 14-й стрелковой дивизии, защищавшей Мурманск.
11 октября (по другим данным – 10 октября) 1944 года 155-й стрелковый полк вышел на автодорогу Титовка – Петсамо и начал штурм высоты Придорожной. Пулеметный расчет Бредова выдвинулся вперед. Вскоре пулеметная точка была обнаружена и окружена немецкими войсками. Патроны у расчета закончились, а в живых остались лишь командир Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков. Они стали забрасывать окружавших расчет немцев гранатами. Последней гранатой подорвали себя и пулемет. Бредов погиб сразу, а Ашуркову повезло: его подобрали немцы и отправили в госпиталь в Петсамо, где он находился четыре дня вплоть до освобождения этого населенного пункта нашими войсками. Оба бойца были представлены к званию Героя Советского Союза.
Финский проект
Установленный в Мурманске в 1958 году памятник Анатолию Бредову стал финальной точкой в целом ряде мероприятий по увековечению памяти Героя. А первые шаги в этом направлении были сделаны практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1948 году состав Мурманского тралового флота пополнил средний траулер финской постройки «Анатолий Бредов». Судно было с иголочки, новехонькое. Но почему оно финское? В СССР сами, что ли, не могли осуществить несложный проект траулера?
Судостроительная промышленность СССР очень сильно пострадала в годы войны и быстро справиться с крупным заказом была не в состоянии. А страну надо было кормить. К тому же по итогам Второй мировой войны Финляндия должна была выплатить СССР огромную контрибуцию – 300 миллионов долларов США. Ждать этих денег пришлось бы долго. И тогда было принято решение о строительстве в счет этих платежей судов для нашей страны. Такая сделка устраивала обе стороны.
В 1947 году на верфях металлозавода в Хельсинки было заложено первое судно РТ-10 «Лебедка». Но в СССР весь этот класс судов получил название по второму кораблю – «Красноармеец». В период 1947–1957 годов четырьмя сериями было построено 29 судов этого типа. Первые десять поставлялись по репарации. РТ-43 «Анатолий Бредов» был построен в декабре 1948 года и стал вторым судном во второй серии и четвертым – типа «Красноармеец». Интересно, что РТ-43 стал визитной карточкой для всей второй серии. Именно «Анатолия Бредова» составители «Флота рыбной промышленности» взяли за образец, и сегодня мы знаем об этом судне все. Траулер имел в длину чуть более 60 метров и в ширину – девять метров. Корпус стальной, клепаный. Водоизмещение – 1240 тонн, грузоподъемность – 634 тонны, из которых 260 составлял уголь, необходимый для паровой машины. Для лова рыбы использовался бортовой трал. Экипаж – 41 человек. На судне было установлено два жиротопных котла Кандалакшского завода емкостью по 230 килограммов сырья. Консервная установка состояла из двух автоклавов, способных обрабатывать 400 банок в час, и одного закаточного станка производительностью 1200 банок в час. Рыбомучная установка могла обработать шесть тонн сырья в сутки. Рефрижераторной камеры не было. Улов, тот, что не шел в переработку, хранился в трюмах при естественной температуре. При таких условиях судно долго находиться в море не могло. Нужно было сдавать рыбу на плавбазу либо везти ее в порт. Видимо, в том числе и поэтому автономность судна разработчики ограничили 17 сутками.
Траулер достойно трудился на морских просторах, а его экипаж не раз перевыполнял план. Судно, которому присвоили имя Героя, сразу стало объектом пристального внимания со стороны партийных органов и СМИ, которые часто сообщали о его достижениях или, наоборот, неудачах. При этом каждая статья в газете или сюжет на телевидении и радио работали на образ самого Анатолия Бредова, его подвиг нельзя было забывать.
Впрочем, к помощи прессы иногда прибегали и сами моряки траулера. Например, в 60-е годы судно надолго застряло на судоремонтном заводе. Капитану Виталию Мудьюгину все это надоело, и он пришел в редакцию рыбацкой газеты. В результате был опубликован фельетон о работе судоремонтников. Но век угольных траулеров уходил. В 1972 году РТ-43 отправили на металлолом, как и все суда типа «Красноармеец». К тому же еще в 1969 году в Мурманске появилось второе судно с названием «Анатолий Бредов» – БМРТ проекта «Космос» польской постройки (в советской классификации эти суда относили к типу «Лесков»). Но это уже совсем другая история.
Дом и целый поселок
Вернемся в 50-е годы прошлого века. После того как в 1948 году траулер «Анатолий Бредов» вышел в море, необходимо было что-то сделать и на суше. И в 1952 году в Мурманске появляется Дом пионеров (сейчас – Дом детского творчества) имени Анатолия Бредова. Именно его педагоги сделали, пожалуй, самую важную работу по увековечению памяти Героя. Не было и нет, наверное, в Мурманске ни одного школьника, который бы не знал, кто такой Анатолий Бредов, какой подвиг он совершил. Сюда нужно еще добавить и то, что в советское время в Мурманской области существовали десятки пионерских отрядов и дружин, носивших имя Анатолия Бредова.
В 1954 году в Мурманске появляется еще один объект, названный именем Героя. Да еще какой! Целый поселок! Доктор исторических наук Алексей Киселев так описал его создание: «Возник поселок даже не на окраине города, а в необжитом месте. Первым жильем здесь стали бараки, разделенные на комнаты-клетушки тонкими перегородками, – своего рода коммунальные муравейники. Возводились они на время – чтобы поселить строителей Северной промышленной зоны Мурманска. Но, как все временное, простояли довольно долго».
Поселок Бредова, как его называли в документах, стал предметом пристального внимания со стороны городских властей. Весной и осенью, а часто и летом после дождей его улицы превращались в болото, а зимой здесь громоздились кучи снега, убирать которые никто не спешил. При этом начиная с 1961 года вокруг уже вовсю строились типовые пятиэтажки.
В 70-е годы начался активный снос деревянных бараков поселка, но несколько из них сохранилось и до наших дней. Сейчас это место называется улица Анатолия Бредова. Долгое время, несмотря на построенные там сначала пятиэтажные, а затем и девятиэтажные дома, состояние улицы мало чем отличалось от деревенской дороги. Асфальтирование ее шло медленно, продолжается оно и по сей день.
Как мы видим, еще до появления в Мурманске памятника Анатолию Бредову в городе было сделано немало для увековечения его имени. В честь Анатолия Бредова были названы траулер, Дом пионеров, улица. У этой пирамиды не хватало только вершины в виде монумента. И она появилась. 9 мая 1958 года в Мурманске торжественно открыли памятник Герою.
Андрей КИРОШКО
Фото автора и из коллекции студии «Креатон»