Памятник Анатолию Бредову, по мнению многих мурманчан, один из лучших монументов в городе. Несмотря на то, что он давно вошел в число визитных карточек Мурманска, в истории его создания еще очень много белых пятен. Но кое-что из того, что ранее не афишировалось, сегодня уже можно рассказать.
Объединяющая гордость
Торжественно открыли этот памятник 9 мая 1958 года. В это время, после прошедшего в 1956 году ХХ съезда КПСС, у советских людей – огромная вера в лучшее будущее. Были увеличены пенсии и зарплаты, отменена плата за учебу в старших классах, ссузах и вузах. На улицах появились первые автомобили «Волга», шла подписка на «Товарную энциклопедию», где в девяти томах описывалось, какие прекрасные изделия выпускает советская промышленность. А когда 4 октября 1957 года в космос ушел первый в мире искусственный спутник, то на небывалую высоту взлетела и гордость советских людей.
А что же Мурманск? Если заглянуть в протоколы заседаний горсовета, то мы увидим небывалый размах строительства. На каждом заседании депутаты перекраивали карту города, отводя участки земли под строительство общественных, производственных и, разумеется, жилых зданий. В это же время возводились драмтеатр, стадион профсоюзов и ряд других объектов. Также в середине 50-х годов в Мурманске появляются новые памятники. В ноябре 1957-го открыли памятник Ленину, в 1958-м – Анатолию Бредову. И если с ленинским монументом все вполне ясно, то история памятника Бредову в документах городской власти почему-то не отложилась. Пока не удалось найти даже постановления об отводе земли под монумент Герою Советского Союза. Единственное упоминание о памятнике относится ко времени уже после его открытия. 14 мая 1958 года на заседании горсовета было принято сразу три постановления. Во-первых, о приемке памятника в Мурманске. Во-вторых, о награждении Почетными грамотами участников сооружения и строительства памятника. И в-третьих, об оказании материальной помощи отцу Анатолия Бредова Федору Михайловичу Бредову. И на этом все.
Архивы молчат
Все источники, в том числе хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области, указывают, что инициаторами создания памятника стали рядовые комсомольцы. В областном краеведческом музее нам показали листовку Мурманского высшего мореходного училища, в которой сообщается, что его комсомольцы «решили увековечить память героя и призывают комсомольцев и молодежь города на собственные средства соорудить в Мурманске памятник славному сыну Ленинского комсомола, отдавшему свою жизнь за мир и счастье советских людей, за освобождение народов от фашизма». Газета «Комсомолец Заполярья» в номере от 12 мая 1957 года также подтверждает приоритет курсантов «вышки» в сооружении памятника.
Доктор исторических наук Алексей Киселев пишет, что «курсанты высшей мореходки предложили насобирать металлолома столько, чтобы его с лихвой хватило на все без исключения затраты по возведению памятника. Кроме того, если понадобится, использовать проверенный способ народной стройки. (Это впоследствии как раз пригодилось.) Всего было собрано девять миллионов рублей, на эти деньги купили 3500 тонн бронзы».
Такие разные комсомольцы
Документы Мурманского горкома комсомола свидетельствуют, что при сборе средств не все было гладко. В конце 1957 года прошел очередной пленум горкома, на котором огласили крайне негативные факты. Дело было настолько серьезным, что строгими выговорами для части провинившихся дело не ограничилось: два человека получили реальные сроки заключения.
«За отчетный период было особенно много случаев хищения комсомольских взносов и других денег, – говорится в документах пленума. – Похищались не только взносы, но и деньги, собранные на памятник Герою Советского Союза Анатолию Бредову, и деньги, вырученные от продажи лотерейных билетов, и сами билеты».
Секретарь комитета комсомола судоверфи Сафонов (здесь и далее фамилии всех виновных изменены) растратил свыше 3,5 тысячи рублей комсомольских взносов и пустился в бега. О его дальнейшей судьбе ничего не говорится.
Секретарь комсомольской организации машинно-прокатной базы «Мурманрыбстрой» Барков систематически подделывал ведомости уплаты членских взносов, присвоив таким образом 963 рубля 17 копеек. Не ограничившись этим, он совершил кражу со взломом в помещении комитета ВЛКСМ «Мурманрыбстроя», но был задержан на месте преступления. Кроме того, выяснилось, что Барков дважды получал деньги за собранный металлолом, всего 965 рублей, и также присвоил их. Народный суд осудил Баркова на пять лет.
Отличились также комсомольские вожаки тралового флота и завода № 35. Первый присвоил 4800 рублей из собранных на памятник средств, второй – 6075 рублей. Но оба отделались легким испугом в виде строгого выговора, поскольку вернули все до копейки.
Всех парней в деле расхищения собранных на памятник средств переплюнула хрупкая девушка, в общей сложности присвоившая более 8000 рублей. Она не только работала в самом горкоме, но и была секретарем его комсомольской организации. Распорядилась деньгами чисто по-девичьи: кино, мороженое и платье. Когда дело вскрылось, обещала все вернуть, продав свой гардероб. Но, видимо, так и не смогла отказаться от красивых вещей, решив уехать из города. Задержали девушку в Ленинграде, после чего этапировали в Мурманск. Суд приговорил ее к трем годам лишения свободы.
Были и более мелкие расхитители. Всего из собранных средств было похищено 23 тысячи рублей. Немало, если выпущенный в том же 1957 году автомобиль ГАЗ-21 «Волга» можно было приобрести за 17 тысяч 400 рублей.
Надо сказать, что подавляющее большинство похитителей получали очень маленькие зарплаты. Даже на заседании бюро горкома отмечали этот факт. Оказавшись распорядителями десятков и сотен тысяч рублей, молодые люди просто не выдержали и решили поправить свое материальное положение.
Три мушкетера
Каким образом мурманчане нашли авторов памятника, не понятно. Но северянам с выбором скульпторов откровенно повезло.
Трое ленинградцев – Григорий Ястребенецкий, Алексей Далиненко и Владимир Татарович – были молоды и полны творческих идей. Кроме этого они были ветеранами Великой Отечественной войны.
«Когда я только поступил в академию, сразу стал делать какие-то композиции, посвященные войне, – вспоминал позже Григорий Ястребенецкий. – Причем без всякого заказа сверху: просто она меня не отпускала. Была самым главным событием молодости, именно с ней были связаны самые яркие ощущения. Да, война была для меня страшным испытанием и одновременно – источником вдохновения на многие годы».
Все трое были знакомы с детства, вместе занимались в художественной студии в Ленинградском дворце пионеров, вместе учились на одном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Всероссийской академии художеств. В момент получения заказа из Мурманска они как раз оборудовали свою мастерскую. Бредова лепили во взятой в аренду часовне на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
«Фигура Бредова должна была быть в сложном движении, и ни один натурщик не мог принять такую позу, – вспоминал Григорий Ястребенецкий. – И вот мы нашли молоденькую гибкую натурщицу, которая очень подошла нам для этой работы. Она позировала нам несколько месяцев. Памятник Анатолию Бредову – это четырехметровая фигура воина с гранатой в поднятой руке. Когда мы устанавливали памятник, к нам подошли двое мужчин в штатском, показали удостоверение и сказали, что Бредов замахивается гранатой на НКВД, которое находится напротив, и потребовали, чтобы мы развернули фигуру в другую сторону».
Оставим на совести Григория Даниловича рассказ про гранату, поскольку этот анекдот рассказывался во всех советских городах, где были памятники, подобные мурманскому. Если подобная история и была, то только на этапе проектирования. А вот эпизод с натурщицей заслуживает внимания: кто бы мог подумать, что фигуру мужественного Героя Советского Союза лепили с девушки!
Судьбы авторов монумента сложились по-разному. Алексей Далиненко покончил с собой через год после установки памятника. Нелегкой оказалась судьба и у Владимира Татаровича. Постоянно сильными болями напоминал о себе осколок, сидевший с войны рядом с позвоночником, а тут еще большой камень в почке и туберкулез, съевший одно легкое. Но он никогда не жаловался и не ныл. Закончив трудиться над очередным бюстом Ленина, он вечерами для себя лепил Хемингуэя и создавал барельефный портрет «Девушка с золотыми глазами». Он умер в 1979 году.
А вот Григория Ястребенецкого ждала долгая и яркая творческая жизнь. Он умер совсем недавно – 18 марта 2022 года в возрасте 98 лет, создав сотни работ не только в СССР и России, но и за рубежом. Но для нас главное то, что он успел написать и опубликовать свои воспоминания «Такая долгая жизнь», из которых мы и узнали некоторые детали создания памятника Анатолию Бредову.
Андрей КИРОШКО
Фото автора, Николая ТАТАРОВИЧА и из открытых Интернет-источников
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области и Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки