В мурманских соцсетях появились многочисленные жалобы горожан на качество холодной воды, которая поступает в многоквартирные дома по системе водоснабжения. Люди пишут о цветности и мутности, неприятном запахе, взвеси и осадках в виде песка. Обращения приходят из разных округов и микрорайонов Мурманска, поэтому похоже, что проблема общегородская.
Что случилось и как с этим бороться? Об этом очередная публикация «Вечерки» на коммунальную тему.
Что делать?
Если из крана в квартире потекла вода ненадлежащего качества, то в первую очередь обращаться нужно в свою управляющую компанию (в ТСЖ или ЖСК – в правление товарищества или кооператива соответственно). Потому что ответственность за качество любого коммунального ресурса в многоквартирном жилом доме, даже в тех случаях, когда у жильцов заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, все равно лежит на организации, обслуживающей дом. То есть на «управляшке».
Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что виновник заранее известен и его не надо искать. А плохо потому, что в большинстве случаев управляющая компания к проблемам с качеством холодного водоснабжения никакого отношения не имеет и устранить их не может.
Судя по комментариям в соцсетях, это очень хорошо понимают и многие пострадавшие от низкого качества воды граждане: после обращения в свою УК они сразу же начинают писать жалобы в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, в министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (бывшая ГЖИ), в Роспотребнадзор и так далее.
Но, к сожалению, очень часто и обращения в эти инстанции никакого результата не дают.
Замкнутый круг
К примеру, вот как министерство энергетики и ЖКХ ответило на жалобу одного мурманчанина: «В целях улучшения качества холодного водоснабжения министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области было поручено ГОУП «Мурманскводоканал» провести дополнительные лабораторные исследования проб воды и принять меры по приведению качества холодного водоснабжения в соответствие с нормами».
Вопрос в том, где будут взяты пробы и какие меры будут приняты? Если пробы будут взяты на выходе от водонасосной станции, то, скорее всего, никаких отклонений от нормы не выявят. Да и проводятся такие исследования регулярно.
Если водоканал возьмет пробы непосредственно в квартире жалобщика, то предприятие всегда может сказать, что проблема во внутридомовых сетях.
Чтобы достоверно установить организацию, отвечающую за низкое качество воды в квартире, хотя бы одну пробу нужно брать в доме до точки разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Согласно пункту 8 «Правил содержания общего имущества» внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса – место соединения счетчика с соответствующей инженерной сетью дома.
Однако очень часто нет технической возможности взять пробу воды либо на внешней границе дома, либо непосредственно в месте присоединения водопровода к внутридомовым сетям. Чем охотно и пользуется водоканал: у него на станции с пробами воды все в порядке, а ржавая вода, которая течет из крана в квартире, – не его зона ответственности. Замкнутый круг.
У семи нянек…
В принципе взять пробу воды до точки разграничения эксплуатационной ответственности может и управляющая компания. Но, во-первых, повторимся: в большинстве домов техническая возможность для этого отсутствует. Чтобы взять пробу воды в подвале в трубе водоканала до общедомового прибора учета или до иной точки разграничения зон эксплуатационной принадлежности, должен быть врезан кран. Как иначе пробу-то взять? Фактически таких кранов нет.
А, во-вторых, даже если и удастся «организовать» такую возможность и взять пробу, то своей сертифицированной лаборатории для анализа у «управляшек», конечно же, нет. Поэтому придется заказывать эту услугу где-то на стороне, скорее всего, за очень немалые деньги.
Кроме того, управляющая компания ведь заранее не может знать, что покажут лабораторные исследования: может, причина плохого качества воды как раз во внутридомовых сетях. И тогда получится, что она сама себя высекла – потратила большие усилия и финансовые ресурсы на то, чтобы установить, что сама виновата.
Поэтому на практике «управляшки» предпочитают не проявлять инициативу и кивать на водоканал. Ведь управляющим компаниям от качества воды ни жарко ни холодно: хотя ответственность за водоснабжение внутри дома и возложена на УК, но деньги-то за эту услугу получает «Мурманскводоканал».
Нынешняя ситуация является прямым следствием тех половинчатых решений, которые в свое время были приняты во время раздробления единого комплекса ЖКХ на отдельные обслуживающие и ресурсоснабжающие предприятия. Да и самого этого раздробления.
Ведь раньше, когда эта система была единым целым, даже вопроса бы такого не возникло – «Кто виноват?». Виноваты были бы все, и решение проблемы искали бы сообща.
А сейчас в определении точной причины плохого качества холодной воды в конкретном доме или квартире не заинтересован, похоже, никто. Ну, кроме самих жителей, разумеется.
Как это можно изменить? Пожалуй, возвращения к жилищным трестам уже не будет. Хотя сейчас в отдельных регионах начали создаваться сервисные управляющие компании, которые берут на себя весь комплекс услуг по содержанию жилого фонда – от производства и поставки коммунальных ресурсов до обслуживания и текущего ремонта («Вечерний Мурманск» об этом рассказывал в публикации «В Заполярье могут появиться сервисные управляющие компании»).
Возможно, также решение в том, чтобы ресурсоснабжающие организации отвечали за поставку ресурса не до точки разграничения эксплуатационной ответственности, а непосредственно до потребителя. Тогда бы у них сразу появился интерес достоверно выяснить, на каком точно участке вода из качественной превращается в мутную и грязную.
Пока же у нас за качество услуги отвечают несколько организаций, то и получается все как в известной поговорке про семь нянек.
Дмитрий ВАРЗУГИН