В СМИ появилась информация о том, что Министерство строительства и ЖКХ России предложило включить в тариф на тепло и воду расходы на создание и обслуживание цифровой инфраструктуры. Как сообщается, Минстрой уже направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства.
Цели у документа самые благие: предполагается, что установка типовых систем управления снабжения ресурсами, в том числе интеллектуальных приборов учета, «умных датчиков», систем контроля зданий – всего, что подразумевает понятие цифровые системы, снизит аварийность коммунальной инфраструктуры и повысит срок ее службы.
Однако есть и одно «но»: многие эксперты полагают, что поправки могут повлиять на рост платежей жителей за ЖКУ. То есть в значительной степени за обновление придется заплатить населению.
Коварный средний показатель
В Министерство строительства и ЖКХ РФ заверили, что предложенные изменения «не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для россиян, так как индексы изменения платы граждан утверждает правительство в конце года, а повышение размера платы выше предельных индексов не допускается».
Речь о тех самых предельных индексах, которые утверждаются каждый год для каждого региона и выше которых, как считается, тарифы на коммунальные услуги вырасти не могут.
В Мурманской области, например, в этом году такой индекс составляет 4,5 процента. И с 1 июля 2022 года, как утверждается на сайте регионального правительства, средний рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в Мурманской области должен был составить 4,5 процента. Подвох заключается в слове «средний». Оно означает, что в одних муниципальных образованиях коммунальные услуги могли подорожать на меньший процент, а в других – на больший. Вернемся к сайту правительства. Там помимо среднего роста платы за ЖКУ есть упоминание и о максимальном индексе изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2022 году. Он в Мурманской области – 6,9 процента. Правда, региональные власти уточняют, что максимальное повышение коснется девяти тысяч человек, то есть около одного процента от численности региона, а в 15 муниципалитетах средний индекс сложился ниже 4,5 процента.
Один процент населения – это, конечно, не так много, но нельзя отрицать, что для этих девяти тысяч человек тарифы выросли намного выше предельного индекса. Какой же он тогда предельный?
Предельные индексы легко обойти
Но и это еще не все. Рост тарифов может варьироваться не только между муниципальными образованиями или отдельными группами населения, но и внутри самих коммунальных услуг. К примеру, тариф на холодное водоснабжение в Мурманске с 1 июля этого года вырос примерно на восемь процентов. А повышение платы за газ составило приблизительно 3,5 процента. В первом случае рост выше предельного индекса, во втором – ниже, а в среднем – как раз около нужного значения.
Общий вывод понятен: предельные индексы довольно легко обойти и они не являются препятствием для того, чтобы включить в тарифы для населения дополнительные расходы на создание и обслуживание цифровой инфраструктуры.
Важно еще напомнить, для чего вводились эти самые предельные индексы. Они были нужны, чтобы остановить бесконтрольный рост тарифов ЖКХ, сделать его управляемым. Парадокс в том, что практически все предприятия жилищно-коммунальной сферы, ежегодный оборот в которой составляет более шести триллионов рублей, жалуются на нехватку средств и на то, что тарифы на их услуги являются заниженными – экономически необоснованными.
Если нынешний размер тарифов для коммунальных предприятий недостаточно высок и их повышение искусственно сдерживается теми самыми предельными индексами, то интересно, каким образом планируется впихнуть в те же предельные индексы еще и расходы на масштабную цифровизацию ЖКХ? Суммы, кстати, называются немалые – речь идет о вложениях в размере 393 млрд. рублей до 2030 года.
Есть и другое объяснение происходящему. Многие ресурсоснабжающие организации и при действующих тарифах работают рентабельно. То есть объективных причин для повышения стоимости услуги больше нет. А увеличить тарифы очень хочется, к этому уже привыкли. Вот и появилась новая статья расходов для коммунального предприятия – цифровизация. Недаром же инициативу Минстроя РФ сразу поддержали в Совете производителей энергии, где заявили о том, что пока возможность «включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена». А теперь, значит, возможность появится?
Как найти баланс?
Во всей этой истории самое грустное то, что какие бы реформы в ЖКХ ни проводились, какие бы инновации ни внедрялись – все они почему-то приводят к росту тарифов для населения. Начиная с той самой первой чубайсовской реформы электроэнергетики, которая в итоге привела к значительному увеличению стоимости киловатт-часа. Сейчас она уже для отдельных групп населения выше трех рублей. А ведь многие еще помнят времена, когда плата за квт/ч измерялась в копейках.
Или взять новую систему платы за обращение с твердыми коммунальными отходами. Автор этих строк на собственном примере прекрасно видит, насколько в результате «мусорной реформы» выросли ежемесячные платежи из семейного бюджета за данную услугу: в нашей семье – почти в четыре раза, со 150 рублей до 576 рублей.
Увы, но, похоже, в ЖКХ преобладает отношение к населению как к дойной корове. При этом авторы всевозможных инноваций стараются не замечать, что корова эта за последние годы сильно исхудала. Достаточно привести одну цифру: 1,5 триллиона рублей – задолженность за ресурсы и услуги ЖКХ со стороны предприятий, организаций и населения. В значительной части – как раз населения. И такие долги уже никакой необязательностью неплательщиков не объяснить. Речь может идти только о явном дисбалансе между стоимостью жилищно-коммунальных услуг и платежеспособностью населения.
Но, похоже, это особо никого не заботит. Вот и в новой инициативе Минстроя РФ говорится о том, что предложенные меры снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы. Но люди-то ждут совсем другого.
Граждане устали от постоянного роста стоимости услуг ЖКХ на протяжении многих лет и очень надеются на такие реформы в отрасли, которые не только повысят надежность инфраструктуры, но и позволят наконец-то снизить тарифы. Особенно это актуально для Мурманской области, где «коммуналка» стоит намного дороже, чем в среднем по стране.
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из открытых Интернет-источников