Сегодня мы расскажем о наиболее ярких, по нашему субъективному мнению, моментах акции «Ночь музеев», прошедшей в Мурманском художественном музее в минувшие выходные. В ней нашлось место и лихим пляскам, и робким шагам за дверь с надписью «Внимание, газ!». Но обо всем по порядку.
Стареть нельзя
В ходе «Ночи музеев» городской центр «Стратегия» представлял свой видеоролик «Шаг вперед», посвященный людям старшего поколения, занимающимся физической культурой.
– Работа нашего центра в первую очередь посвящена массовому спорту, – рассказала директор центра «Стратегия» Ирина Андреева. – И пожилые люди, конечно, занимают одно из основных мест в пропаганде здорового образа жизни. В условиях нашего непростого климата движение – один из способов, может, и единственный, поддерживать свое здоровье. А еще это заряд бодрости, хорошее настроение и общение со своими единомышленниками. И что более важно – физкультура или возможность новых контактов, – сказать сложно. Ведь стареть нельзя давать не только телу, но и голове.
У Ирины Андреевой есть опыт в организации массовых спортивных акций. В первую очередь это проект «Родной двор – родной город». Впервые появившийся в Мурманске в 2014 году, сегодня этот опыт перенимается по всей стране. Кочующий по городским дворам праздник, в котором может принять участие любой желающий, полюбился в первую очередь детворе и заменил подвижные игры, популярные у юных граждан несколько десятилетий назад. Команда Андреевой получила полную поддержку от родителей.
Новый вызов
Затем Ирина Андреева взялась за другую социальную группу – пожилых. Тут все по-другому. Если «Родной двор» не нуждался в визуальной поддержке, то достучаться до старшего поколения сложнее. Отсюда и идея ролика, который в виде социальной рекламы, как надеется Ирина Евгеньевна, дойдет до адресатов.
В главных ролях выступили обычные мурманчане. Исполнителей подбирали долго. Два месяца шли пробы, а сняли все за пять дней.
В ролике нет ни единого слова. Только движение, которое по задумке авторов передается от исполнителей к зрителю. Получится ли такой эффект в жизни – сказать сложно. Но лиха беда начало, а там посмотрим.
Первыми зрителями ролика «Шаг вперед» стали сами актеры. Их мнения, кстати, разделились – кому-то ролик понравился, кому-то нет. Причина негатива, возможно, скрыта в современной клиповой манере видеоряда, которую далеко не все люди старшего поколения, воспитанные на совершенно других эстетических принципах, готовы принять.
Это лишний раз подчеркивает, за сколь непростую тему взялась Ирина Андреева. Но отступать она не собирается.
А потом были танцы. Прямо перед входом в художественный музей. «Подзарядка», к которой мигом присоединилась детвора, прошла зажигательно. Местные вороны были явно ошарашены непривычным шумом и пугливо посматривали с веток на людское веселье.
Аренду не продлили
Другой фишкой музейной ночи для нас стала экскурсия в фондохранилище. Попасть туда в обычные дни невозможно, а в «Ночь музеев» – только за отдельную плату.
Хорошо известно, что музей находится в одном из первых каменных зданий Мурманска, которое принадлежало ТПО, железной дороге. И было, по сути, большим магазином со столовой. Но я, например, не знал, что причиной отказа железнодорожников от этого здания стало банальное истечение аренды. Построенное в 1927 году здание было арендовано на 60 лет. В 1987 году срок истек. И продлевать его не стали. К этому времени у города на это историческое здание были свои планы.
Кстати, фондохранилище музея находится в помещении, бывшем когда-то складским. Тут ждали своей очереди на продажу кислая капуста, соленые огурцы и десятки других видов снеди.
– А на третьем этаже была столовая, – говорит главный хранитель музейных предметов Ольга Кузьминых. – И многим горожанам хотелось, чтобы она обязательно здесь осталась.
Сегодня над входом в фондохранилище горит надпись «Внимание, газ!». Выглядит устрашающе. Как рассказали мне сотрудники музея, в силу специфики находящихся здесь предметов при возникновении пожара применять обычные средства тушения огня нельзя. Поэтому помещение герметизируется и в него поступает специальный газ. При этом все сотрудники обязаны покинуть хранилище, поскольку эта химия весьма неблагоприятно сказывается на здоровье.
От выставочного зала до музея
Итак, в 1987 году в бывшем магазине открылся выставочный зал. Пока еще не музей.
– В 1989 году здесь проводилась выставка «Советский Север-7», – говорит Ольга Николаевна. – После ее проведения министерство культуры приобрело часть картин, другую часть художники сами подарили Мурманску. И тут стало ясно, что, поскольку начала формироваться коллекция, то выставочный зал уже существовать не может. В 1990 году был образован Мурманский областной художественный музей. На сегодняшний день в музее насчитывается более 12 тысяч единиц хранения, из них 9995 предметов основного фонда. Это живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство. Остальные две с небольшим тысячи предметов относятся к научно-вспомогательного фонду.
Первым предметом, приобретенным музеем, стала дымковская игрушка. Она была куплена 30 марта 1990 года за 40 полновесных советских рублей. Первой же картиной в фонде живописи стала работа известного мурманского художника Виталия Бубенцова «Каналы Гронингена».
– Чтобы стать частью коллекции музея, произведение должно соответствовать ряду критериев, – рассказывает Ольга Кузьминых. – Для оценки собирается специальная комиссия, которая и выносит свой вердикт. В музей работы попадают разными путями. Мы либо покупаем у владельца, либо авторы дарят их нам. Бывают необычные случаи. Например, один мурманчанин, приобретя квартиру, нашел в кладовке большое количество картин. Он позвонил нам, мы приехали и определили, что работы принадлежат кисти известного мурманского художника.
Климат для красоты
Особое место в музейной работе занимают вопросы хранения. Где бы ни находился экспонат – в запаснике или в экспозиции, на временной выставке или в пути следования к ней, везде необходимо создание условий, гарантирующих его сохранность. Понятие «музейный климат» включает температуру в помещении, относительную влажность воздуха, чистоту атмосферы, освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает тот оптимальный режим, который необходим для нормальной жизни художественных произведений в условиях музейной экспозиции и в запасниках.
– Самая минимальная температура в нашем музее – 16 градусов, максимальная – 25, – поясняет Ольга Николаевна. – Влажность не более 50 процентов. На всех наших площадках установлены специальные датчики, которые отслеживают влажность и температуру. Для разных предметов они разные. То, что хорошо для картин, написанных темперными красками, может быть губительно для графики.
Процесс естественного старения экспонатов остановить нельзя, но можно его замедлить, свести до минимума. Если же все-таки возникает необходимость реставрации, то такой предмет отправляют в центр имени Грабаря, поскольку своей реставрационной мастерской в Мурманске нет.
Интересный момент: предметы из фонда редких работ хранятся вместе с эвакуационными мешками. Если что случится, их можно сразу отправить в безопасное место.
Часовая экскурсия по фондохранилищу оставила у меня впечатление, что именно здесь происходит основная музейная работа. То, что видят посетители в залах, это лишь верхушка айсберга под названием «Мир искусства».
Андрей КИРОШКО
Фото автора
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выбрать и заказать яркие и вкусные новогодние подарки 2022, можно воспользовавшись сайтом novogodnie-podarki.su. Более 350 видов подарков, сертификат качества, смешные цены. Реклама.