Каждая женщина – это планета, до которой еще не долетел ни один космонавт. И с этим не поспоришь после комедии с глубоким смыслом «Должно сложиться» (12+) по пьесе писателя и драматурга Марины Вахто «Хорошая жена»!
Почти двухчасовую постановку, прошедшую с триумфом в гостеприимном зале мурманского отделения Союза театральных деятелей России, зал прожил, как любой талантливый спектакль, на одном дыхании: и улыбался, и усмехался, и посмеивался, и хохотал, и романтично вздыхал в лиричном финале.
Любовь витает в воздухе
Жизненную комедию, в конечном итоге предъявившую каждому зрителю рецепт его личного счастья, в Мурманск привезла труппа известной североморской компании «ЗАТО ТЕАТР». На эту ироничную философскую постановку о коллизиях семейных отношений, задающую веселый и лиричный тон грядущим новогодним праздникам, были приглашены семьи участников СВО. И это возлагало на артистов особую ответственность.
– Изначально была идея привезти в Мурманск добрый, волшебный, вызвавший большое количество восторженных отзывов спектакль «Дюймовочка» (0+), который можно смотреть всей семьей. Но в этом спектакле нет папы. А ведь на постановку были приглашены семьи наших бойцов, – пояснила за кулисами руководитель и главный режиссер компании «ЗАТО ТЕАТР» Евгения Баркина. – И мы с председателем мурманского регионального отделения Союза театральных деятелей России Еленой Ивановной Крынжиной решили, что даже если в одной душе это отзовется болью, то такой спектакль показывать нельзя. И в конечном итоге остановились на веселой комедии с глубоким смыслом.
– Евгения Владиславовна, чем вас зацепила эта пьеса талантливой, но мало кому известной Марины Вахто? Как она вообще попала вам на глаза?
– Абсолютно случайно. Я, как и большинство развивающихся людей, в свободное время интересуюсь литературой – книгами и Интернет-ресурсами. И появляется много материала, который когда-то прочла, после этого что-то засело в душе, но сразу в работу не пошло, что-то не сложилось, может быть, не срослось. И в какой-то момент вдруг начинаешь вспоминать: «О! Что-то ведь интересное в этой пьесе было». Начинаешь ее искать, копаться в ней, ее препарировать. Понимать, что на основе этого можно сделать спектакль. И так и получается. Мне кажется, это свыше приходит. Ни позже, ни раньше. В какой-то важный момент. И все – идет в работу. Мы эту пьесу, разумеется, подработали, так сказать, под себя. Создали образы тех героинь, которых хотелось бы показать. Те сегодняшние типажи, которые есть и среди молодых девушек, и среди женщин постарше. А чем зацепила пьеса? Своими смыслами. Например, тем, что мы, женщины, должны верить в свои силы, в самих себя, не ждать, пока нам со стороны скажут, что мы красивые и хорошие. Или умные. А нам почему-то мнение других людей оказывается важнее, чем наше собственное. Может быть, это от детского комплекса недолюбленности? От потерянной в какой-то момент самооценки? Нам надо вспоминать о том, что мы должны как можно чаще говорить друг другу: «Люблю». И главное – любить себя, свое окружение – родных, друзей, чтобы любовь витала над вами в воздухе.
Счастье здесь и сейчас
– В спектакле довольно бюджетная сценография, из декораций – лишь кубик Рубика, время от времени разбираемый на диваны и пуфики, а в финале – собранный воедино. И в этом тоже читается философский контекст, это так?
– Разумеется! И кубик Рубика на сцене не случайно. Каждая его сторона должна все-таки сложиться и в жизни, и в отношениях двух близких людей. Кто-то свыше крутит грани этого кубика, и сколько бы мы не пытались перестроить свою жизнь, за нас уже все просчитано. И нам не остается ничего другого, как принимать жизнь такой, какая она есть. И быть счастливыми здесь и сейчас.
– Вы фаталист?
– Да, наверное, я фаталист. По крайней мере, я полностью убеждена – сегодня надо уметь принимать жизнь такой, какая она есть, и никак иначе. Если сегодняшние испытания нам даны, значит, для чего-то мы их проходим. И чтобы не вступать в конфликт с самими собой, чтобы быть гармоничными и счастливыми, надо как данность принимать каждый день, с самого утра!
– Давно не испытывала от театральных постановок такое чувство погружения, проникновения, уютного восторга. Сколько времени вам потребовалось, чтобы поставить эту комедию?
– Статус нашего театра любительский. Все наши взрослые артисты работают. Мы репетируем три раза в неделю – и на выходных, и в будни, все зависит от рабочих графиков занятых в спектакле актеров, ведь они приходят после работы. Потому наши репетиции могут длиться до часу, до двух часов ночи. А начинаем в семь-восемь часов вечера.
У всех актеров, занятых в комедии «Должно сложиться», разные специальности. Олечка Каращан – военнослужащая. Мария Крисенко – заместитель директора в магазине «Пятерочка». Анечка Прудникова трудится в сфере североморских теплосетей. Павел Рябчук занимается ремонтами квартир. А Лена Полуничева, как любит говорить она сама, «просто мама», которая почти все свободное время посвящает воспитанию дочери. Ребята разные, занятые в разных сферах деятельности, и у каждого откликается душа на что-то свое. Я им очень благодарна за то, что они так любят театральный мир.
Этот спектакль у нас был создан за десять репетиций. Поскольку времени было впритык. Мы собрались, выбрали четыре пьесы, прочитали их. И остановились на комедии Марины Вахто.
С антрактом спектакль идет два часа.
Театральная компания
– Евгения Владиславовна, расскажите о себе и своем театре.
– Я как индивидуальный предприниматель открыла свободную театральную компанию «ЗАТО ТЕАТР» семь лет назад. То есть я и коммерсант, и руководитель, и режиссер театра.
Праздники и мероприятия мы организовывали и проводили первые полгода, уже не проводим. Дело в том, что аниматорской сферы сейчас очень много. И из моего творческого багажа она очень скоро ушла на задний план, поскольку театр все же в моей жизни намного важнее. Вот уже семь лет мы занимаемся только постановочной деятельностью – спектаклями.
– За счет каких доходов финансируется театр?
– Мы финансируемся только за счет дохода от спектаклей. Каждый спектакль «зарабатывает» на коммунальные платежи, на аренду помещения, на налоги и на каждую следующую постановку.
– У театра есть постоянная труппа?
– Нет, конечно. Труппа всегда меняется, потому что Североморск – город военных, многие уезжают за мужьями на место их следующей командировки. Кто-то получает квартиры и уезжает. Кто-то попросту уезжает с Севера по состоянию здоровья или другим причинам.
Из-за этого мы частенько теряем очень много талантливых детей, которые уезжают вместе со своими семьями. С горечью отпускаем!
– Сколько сейчас актеров в труппе?
– Сейчас в труппе около полусотни детей и 35 взрослых. – Возраст труппы – от четырех до 75 лет.
– Как родилась идея открыть в Североморске любительский театр?
– В Североморске есть самодеятельный театр «Поиск» во Дворце культуры «Строитель». Я там четыре с половиной года была руководителем. А потом решила создать свой театр. Это была моя детская мечта. Я так и говорила в детстве: «Когда вырасту, у меня будет свой театр!».
Я родилась в Казахстане, в городе Джезказган Карагандинской области. После школы переехала в Псковскую область, окончила там Псковский колледж культуры и искусств, режиссерское отделение. В тяжелые 90-е работала и в сфере культуры, и много где еще. Приходилось браться за все – надо было выживать, растить ребенка. И кто-то свыше мне на 40 лет вдруг подарил театр.
– Как это случилось?
– Вы не поверите – все случилось в один день, буквально за 15 минут. Старт этого временного интервала начался с мысли, что надо предпринимать конкретные шаги для рождения своего театра. А завершился – ключами в моей руке от нашего сегодняшнего театрального помещения.
– Вы верите в чудеса?
– Конечно.
– Довольны сегодняшним спектаклем?
– Да, довольна, несмотря на волнение. Это огромная ответственность, переживания – справятся ли ребята? Все же премьера комедии была весной. И сейчас, по осени, мы эту работу восстанавливали. У Паши весной был дебют – он на сцену вообще первый раз вышел, это его первый спектакль в жизни. Новая сцена, разные ходы-выходы. Мы приехали в 11 утра, чтобы понять и отрепетировать все технические моменты – свет, звук.
– Сколько спектаклей поставлено театром за его историю?
– Летом мы завершили сезон спектаклем «Дюймовочка». А осенью открылись спектаклем «Буратино» (0+). И он стал семьдесят первой постановкой нашего театра. То есть за семь лет – семьдесят один спектакль. Несмотря на то, что у нас был период пандемии, который нас, как и другие учреждения культуры, банально «вырубил» из творческой жизни. Репетировали по домам.
Около трех лет назад у нас был пожар, театр сгорел на 80 процентов. И только силами жителей города, которые помогали и словом, и делом – приносили конвертики с пожертвованиями, моющие средства, мы в беде одни не остались, и театр был возрожден.
Но эта ситуация как лакмус показала, что театр востребован, дорог и нужен зрителю. И нам, артистам, он нужен не меньше. И мы счастливы.
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из архива «ЗАТО ТЕАТР», Олега Филонок
О чем комедия «Должно сложиться»?
Очкастая худырба Инга, сюсюкающая «Яжмать» Нелли Ивановна, вульгарная Андреевна с похабными частушками, нахальная разлучница Ксения и тихая аферистка Леночка встречаются у горе-психолога на курсах «Хорошая жена». Все они считают себя очень плохими женами. А на поверку оказываются чувственными ранимыми барышнями, ищущими в своем одиночестве внимание и заботу. И в финале, наконец, понимающие, в чем же кроется секрет их женского счастья. И все у них, как и в названии комедии, должно сложиться!
От комедии до притчи
Марина Юрьевна Вахто родилась в Онеге Архангельской области, окончила Литературный институт имени Алексея Максимовича Горького. Живет и работает в Устьянском районе Архангельской области. В ее писательском багаже – два поэтических сборника и книга очерков.
С 2015 года Марина Вахто занимается драматургией. Несколько ее пьес, среди которых «Милочки», «Курсы хороших жен» , «Люди Августа» и историческая пьеса «Устьянский судебник», были поставлены Устьянским народным театром.
В 2020 году с пьесой «Люди Августа» вошла в лонг-лист Международного конкурса драматургии «Badenweiler». В конце 2021 года военная пьеса «Милочки» вошла в короткий список Международного конкурса «Автора на сцену!», организованного Национальной Ассоциацией Драматургов.
В 2022 году в свет вышел сборник Марины Вахто «Дворик». Это 10 пьес, написанных в жанрах лирической комедии, драмы, детектива, притчи. Автор ведет разговор от лица представителей разных временных отрезков и разных социальных групп: от санитарки военного госпиталя в пьесе «Милочки» до хозяина гостиницы в мистическом Городе в пьесе «Роза ветров».