В рубрике «Школа ЖКХ» мы продолжаем разбирать сложные и спорные моменты в жилищном законодательстве. Сегодня речь пойдет об одной из самых, пожалуй, насущных тем – о субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Справок станет меньше
Начнем с хорошей новости. С 1 января 2021 года гражданам для получения субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг не придется представлять документы или их копии, содержащие сведения о наличии/отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Необходимую информацию уполномоченные органы (центры социальной поддержки населения), как утверждается, должны будут получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Соответствующие изменения внесены в «Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 года № 1130.
Для Мурманска, как и для Мурманской области в целом, это хорошая новость. У нас в большинстве домов не применяются единые квитанции, и мы платим за каждую услугу отдельно: управляющей компании или ТСЖ – за обслуживание и текущий ремонт, фонду капремонта – за капитальный ремонт, энергетикам – за электричество, теплоэнергетикам – за горячую воду и отопление, газовщикам – за газ, водоканалу – за холодную воду, оператору по обращению с ТКО – за вывоз мусора.
Соответственно, и справки об отсутствии задолженности для получения субсидии надо было принести от каждой организации. С 1 января ничего собирать уже не придется. И вроде бы с какой стороны ни посмотри – все прекрасно.
Однако есть и плохая новость: существуют определенные сомнения в том, что новая система заработает.
Когда субсидия не предоставляется
Проблема в том, что новая система не просто освобождает людей от сбора справок, она еще и коренным образом меняет одно из ключевых правил для получения выплаты. Напомним, в настоящее время вторым главным условием (первое – низкий доход) для получения субсидии является отсутствие задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Для чего, собственно, и собирались вышеупомянутые справки. Что изменилось? С 1 января 2021 года обычная задолженность уже значения не имеет, а субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг НЕ будут предоставляться гражданам только при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Что это меняет? Да практически все.
Коммунальщики не очень-то любят обращаться в суды. Для них это крайняя мера воздействия на неплательщиков. Потому что долго и неэффективно: по исполнительным листам удается вернуть в лучшем случае лишь незначительную часть долгов. Да и те отсудить бывает крайне сложно. У нас вон целые депутаты Мурманской областной Думы есть с долгами по «коммуналке» по нескольку сотен тысяч рублей. Тот же Игорь Найденов, например. И ничего.
Поэтому неплательщиков всегда в разы больше, чем исков и судебных решений.
Еще немного смущает установка, что задолженность должна образоваться за последние три года. Но здесь как раз все просто – ст. 196 ГК РФ определяет трехлетний период как общий срок исковой давности по коммунальным платежам.
«Ну и что? – скажут читатели. – Зато теперь право на субсидию получит гораздо большее количество людей».
Хорошо, да не очень: необходимость гасить текущие платежи для получения субсидии хоть как-то подстегивала людей не залезать в долги по ЖКХ. Теперь этого стимула не будет.
Забыли или потеряли?
К тому же скорее всего, сейчас право на субсидию получат вообще все малообеспеченные граждане. Потому что есть серьезные сомнения в том, что даже те судебные решения по неплательщикам, которые были приняты за последние три года, в настоящее время уже внесены в систему ГИС ЖКХ.
9 декабря ГЖИ Мурманской области опубликовала на своем сайте информационное сообщение о новой системе начисления субсидий. В том числе там говорилось: «Государственной жилищной инспекцией Мурманской области проинформированы поставщики жилищно-коммунальных услуг (ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, товарищества собственников жилья (недвижимости), жилищно-строительные кооперативы) о:
– необходимости регистрации в ГИС ЖКХ лиц, уполномоченных на направление ответов на запросы от органов соцзащиты;
– актуализации размещенной в ГИС ЖКХ информации (в т. ч. о наличии задолженности потребителей)».
Обратите внимание на последнее предложение – «в т. ч. о наличии задолженности потребителей», а не «о наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг».
Проще говоря, такого требования к поставщикам жилищных и коммунальных услуг – вносить в ГИС ЖКХ информацию о вступивших в силу судебных актах – судя по всему, не существует. Поэтому ГЖИ и не предлагает актуализировать эти данные.
При этом федеральный Минстрой, комментируя новые правила начисления субсидий, ссылается на свой же приказ от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Автор этих строк внимательно проштудировал данный документ, но не нашел там фразы о необходимости внесения в ГИС ЖКХ судебных актов.
Возможно, это требование закреплено каким-либо другим документом. Но, скорее всего, случилось то, что обычно бывает в российском законодательстве о ЖКХ, где «правая рука не знает, что делает левая»: соответствующий пункт про судебные акты просто забыли внести в приказ Минстроя (проект существует, его можно найти в Интернете), а постановление правительства на основании этого невнесенного требования в итоге выпустили.
Через тернии к…
На эту же мысль наталкивает и обращение ГЖИ к поставщикам жилищно-коммунальных услуг о необходимости регистрации в ГИС ЖКХ лиц, уполномоченных на направление ответов на запросы от органов соцзащиты по субсидиям.
То есть уже заранее предполагается, что органы соцзащиты при принятии решений о начислении субсидий будут получать информацию о наличии судебных решений о задолженности не в автоматическом режиме в ГИС ЖКХ, а путем запросов во все соответствующие организации.
Даже трудно представить, насколько в итоге затянется принятие решений о предоставлении субсидии в каждом конкретном случае: ведь раньше все необходимые справки собирал человек сам для себя, а теперь это же будут делать несколько чиновников для тысяч людей.
Это будет… ну очень долго.
А главное, не совсем понятно, зачем эта норма с судебными актами вообще появилась, чем не устраивало предыдущее требование для получения субсидий – отсутствие задолженности? В итоге на пустом месте создано препятствие, которое превращает в целом здравую и умную идею в каторгу для социальных служб.
Вот что всегда поражало в российском законодательстве о ЖКХ, так это умение создавать самим себе препятствия, а затем героически их преодолевать! А еще – умение испортить любую здравую идею.
Так и в данном случае. Повторимся: ну что мешало оставить прежнее условие для получения субсидии – отсутствие задолженности? Ведь требование вносить в ГИС ЖКХ информацию о текущей задолженности действует уже несколько лет. И крупные УК, ресурсники, расчетные центры давно научились вносить эти данные, если не в полностью автоматическом, то в полуавтоматическом режиме.
Чего не скажешь про судебные решения, которые и сами-то «управляшки» и ресурсники получают далеко не сразу, а вносить их в ГИС ЖКХ наверняка придется в ручном режиме.
Чем дело закончится?
В очередной раз повторим: идея о том, что людям не нужно самим собирать справки о своей задолженности за жилищно-коммунальные услуги для получения субсидии, – правильная и очень здравая. Вопрос только в том, почему выбран столь странный и сложный путь для ее реализации.
Вряд ли, конечно, правительство одумается и изменит свое решение на более продуманное и простое. По крайней мере, сразу.
Поэтому в будущем году нас ждет очень сложный и неприятный переходный период, когда принятие решений о начислении субсидий будет сильно затягиваться. Затем поставщики жилищно-коммунальных ресурсов втянутся и начнут заносить необходимые данные в ГИС ЖКХ, и дело пойдет быстрее. Возможно, к этому делу подтянут службу судебных приставов. Так как именно там аккумулируются судебные решения, в том числе и по неплатежам за ЖКУ.
Однако не факт, что новый порядок в итоге все же не будет отменен. Три причины.
Во-первых, после его введения резко увеличится количество получателей субсидий. В первую очередь из числа малообеспеченных граждан, которые до сего момента не могли получить субсидию из-за задолженности. Наверняка подтянутся и явно асоциальные элементы, у которых долги по ЖКХ тянутся еще с нулевых или даже с 90-х, но свежих судебных решений по ним нет (потому что все давно поняли бессмысленность таких исков).
В настоящее время в регионе получателями субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг являются почти 60 тысяч семей. Это не треть населения, как утверждают некоторые Интернет-источники, но тоже очень много. Насколько вырастет число получателей после вступления в силу новых правил? Специалисты утверждают, что значительно.
А это сразу же приведет к резкому увеличению бюджетных расходов (субсидии платятся из регионального бюджета).
Во-вторых, вырастут и неплатежи, так как, повторимся, сейчас часто именно желание получить субсидию заставляет многих людей аккуратно платить по счетам. По новым правилам необходимость в этом отпадет. Задолженность на получение субсидии не влияет, а пока там дело до суда дойдет, если вообще дойдет... В итоге задолженность граждан по ЖКУ вырастет. А это уже не понравится организациям, работающим в сфере ЖКХ. Но если на жалобы «управляек» мало кто реагирует, то претензии крупных ресурсоснабжающих предприятий наверняка будут услышаны.
Ну и, в-третьих, вырастет количество исков в суды по неплатежам за ЖКУ, значит, и нагрузка на судебную систему.
Вот такая интересная перспектива.
Пока, конечно, все вышесказанное – только предположения. Посмотрим, сбудутся ли?
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из открытых Интернет-источников
В настоящее время в регионе получателями субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг являются почти 60 тысяч семей. Это не треть населения, как утверждают некоторые Интернет-источники, но тоже очень много. Насколько вырастет число получателей после вступления в силу новых правил? Специалисты утверждают, что значительно.
С 1 января 2021 года обычная задолженность уже значения не имеет, а субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг НЕ будут предоставляться гражданам только при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.