Внуки перебрались на фондовую биржу
В сводках полиции почти исчезли истории про попавших в беду внучков, племянников и прочих родственников. Остались лишь единичные случаи, когда мошенникам удается поймать самых доверчивых граждан, сообщая, что кто-из их близких попал в беду, но его можно спасти, заплатив продажным полицейским. Для того чтобы россияне перестали верить таким историям неизвестных проходимцев, потребовалось несколько лет непрерывных убеждений. Впору расслабиться и передохнуть? Если бы! Там, где пахнет огромными неправедными деньгами, желающие занять пустующее место найдутся всегда.
Разведка
По мнению заместителя главы департамента информационной безопасности Банка России Артема Сычева, телефонные мошенники за последнее время слегка успокоились. Но – только в отношении «внуков» и «племянников». Однако с началом пандемии сотрудники кредитной сферы зафиксировали многократный рост обзвонов. Это когда от имени якобы службы безопасности какого-то банка или от представительства некой финансовой организации мошенники пытались выяснить те или иные вопросы, касающиеся личных данных вкладчиков. Таких звонков стало в 200 раз больше.
Мошенники переключились на поиск уязвимостей во взаимодействии финансовых организаций с клиентами. Идет попытка нащупать слабые места в информационной безопасности банков, системе безопасности и защиты вкладов, чтобы проникнуть через эти бреши к деньгам вкладчиков. Тут пока только намечаются новые пути и испытываются новые схемы. Но уже через два-три года сегодняшние попытки могут обернуться масштабной проблемой, с которой придется бороться всеми силами.
Миллионером быть обязан
«Сотрудники служб безопасности» кредитных учреждений в полицейских протоколах попадаются все чаще и чаще. И с завидными барышами. Эти мошенники – хорошие психологи. Они прекрасно осведомлены о трех основных слабых звеньях психологии любого вкладчика. Первое – это страх потерять честно заработанные деньги, второе – финансовая безграмотность и незнание основ работы банков. Третье – безграничная вера многих граждан в самый откровенный бред. Отсюда и печальные рекорды последнего времени, когда всего за одни сутки у жителей области неизвестные умудряются похитить миллионы рублей.
Недавно в Мурманске огромную сумму аферисты украли у 65-летней жительницы города. Потерпевшая рассказала, что ей на мобильный телефон позвонили. Неизвестный представился сотрудником безопасности банка и сообщил, что на ее имя кто-то пытается оформить кредит на 2 миллиона 300 тысяч рублей. Деньги надо срочно блокировать, а для этого женщине требуется оформить кредит на свое имя. Пожилая мурманчанка по чужой инструкции оформила несколько кредитов в разных банках и тут же перевела все деньги на продиктованные ей абонентские номера. В аналогичную ситуацию попал 59-летний житель областного центра. Он по указанию «сотрудника банка» оформил на свое имя кредит на сумму 500 тысяч рублей и перевел все деньги на несколько чужих расчетных счетов.
Еще специалисты отмечают рост интереса россиян к заработкам на фондовом рынке. Стремление быстро обогатиться дружно поддерживают и мошенники. Под различными предлогами они берутся помогать становиться миллионерами. Желающие есть всегда, а вот реально разбогатевших не видать. Так, житель Мончегорска лишился 941 тысячи рублей, пытаясь заработать на биржевых ставках. 45-летний мужчина рассказал, что несколько месяцев назад нашел в социальной сети рекламу компании, приглашающей стать участником биржевых Интернет-торгов. Мончегорец заполнил анкету на сайте биржи, указав свои персональные данные и номер телефона. Ему перезвонили, предложили вложить деньги в различные акции, затем новому игроку кураторы открыли онлайн доступ к странице, где отображались его виртуальные дивиденды. После по их же указанию мужчина еще несколько раз переводил деньги на продиктованные чужие счета. За несколько месяцев туда ушло свыше 941 тысячи рублей.
Но собственных миллионов что-то не предвиделось. Устав от ожидания денег, мончегорец решил уйти с биржи, забрав заработанное. Но не тут-то было! Кураторы сначала не давали ему вывести прибыль с Интернет-платформы. Позже связь с ними совсем прекратилась. Только тогда человек понял, что его обманули, и обратился за помощью в полицию.
Смысл этой схемы в том, что людям предлагаются ценные бумаги компаний, которые якобы в ближайшее время вырастут в цене в несколько раз. На самом деле за такими компаниями нет никаких активов. Ни заработать на инвестициях в них, ни просто вернуть вложенные деньги невозможно.
Пандемия не смогла повлиять на желающих обогатиться за счет криптовалюты. Тема эта по-прежнему весьма популярна. На нее ориентированы около четверти финансовых пирамид, действующих в Интернете. В первую очередь они рассчитаны на людей, которые готовы инвестировать по-крупному и с определенным риском. Но при этом им продается либо несуществующая или настолько экзотическая криптовалюта, что она ничего не стоит и нигде не торгуется. Если вам предлагают инвестировать в какие-то активы, предварительно переведя деньги через криптовалюту, то делается это по одной причине – чтобы у вас не было шансов вернуть потом деньги.
Виртуальные дружинники
Кроме вербальных, то есть словесных, в арсенале мошенников немало современных технологий обмана. Для хищения денег они могут использовать, например, подменные номера телефонов банков, правоохранительных ведомств. Такую возможность злоумышленникам дают Интернет-сервисы подмены телефонных номеров. Причем тут мошенники наносят двойной удар. Раздается звонок, на экране абонента высвечивается не номер звонящего, а номер банка. Мошенники сначала представляются банковскими работниками и сообщают о проблемах со счетами, а затем, если владелец карты не верит им, перезванивают ему уже под видом сотрудников правоохранительных органов. Во втором случае задействуется также подменный номер, например, дежурной части полиции.
В разговоре незнакомцы могут называть настоящие имена сотрудников полиции. Найти их в открытом доступе сегодня несложно. Могут напугать рассказом о покушении на ваш банковский счет. А могут предложить стать виртуальным дружинником. Как рассказал начальник ОРЧ СБ УМВД России по Мурманской области полковник полиции Михаил Пшеничный, были случаи, когда мошенники предлагали потерпевшим поучаствовать в спецоперации по задержанию изобличенных банковских работников, по вине которых происходят списания денег с чужих счетов. У такого «помощника» фальшивая служба безопасности выведывает реквизиты его банковской карты. А потом мошенники получают возможность дистанционно управлять банковским счетом потерпевшего. В итоге желание помочь заканчивается потерей всех денег, что были на счете.
Именно по такой новой схеме пострадала жительница Ковдора, которая была абсолютно уверена, что помогает правоохранителям. Под их маской прятался жулик, звонивший из Москвы. Он выдал себя за сотрудника безопасности банка и сообщил, что на имя женщины неизвестный оформил кредит в другом регионе. Подозрительную операцию в банке будто бы успели заблокировать, и теперь служба безопасности пытается установить сотрудника, причастного к передаче служебной информации посторонним лицам. И вот тут, по словам звонившего, очень нужна помощь северянки. Женщина согласилась. Тогда ей предложили взять в нескольких банках максимально возможные суммы кредита и перевести их на якобы безопасные счета. Это надо было, как уверял фальшивый сотрудник службы безопасности, для установления двурушника. Он пообещал, что после «операции» все деньги вернутся на счета ковдорчанки и она сможет погасить взятые кредиты. На самом деле северянка лишилась 180 тысяч рублей.
Не позвонят
Потерпевшие в один голос заявляли в полиции, что о подобных видах мошенничества знали из СМИ. Но, несмотря на это, были абсолютно уверены, что разговаривают именно с сотрудником банка. Многих сбивал с толку звуковой фон в трубке звонившего. Это был звук настоящего большого офиса или операционного зала: приглушенные звуки речи в отдалении, стрекот компьютерной клавиатуры, обрывки фраз вдали. Не верьте, все это – мастерская уловка! Как и натренированная речь звонящего мошенника: короткие предложения, ровный голос, минимум реакции на любой отказ и моментальное новое предложение для удержания разговора. Этакая холодная учтивость. Такому собеседнику многие начинают верить буквально со второй фразы. И напрасно. Полиция и банки постоянно призывают граждан быть бдительными и внимательными. Особенно во время многодневных новогодних праздников, когда собранность и внимание отвлечены на приятные новогодние хлопоты.
Чтобы не стать жертвой хитрых жуликов, надо помнить основу основ финансовой безопасности. Сотрудники полиции и представители банковских организаций никогда не запрашивают у граждан по телефону реквизиты их банковских карт, пароли и коды доступа, а также данные паспортов. Если незнакомец, представляющийся должностным лицом, интересуется такой информацией – это мошенник. Немедленно прекратите с ним разговор и обратитесь в полицию.
Перезвоните сами
Сотрудники банковских организаций никогда сами не звонят клиентам по вопросам безопасности карт и счетов, не спрашивают номера карт и специальные коды. Если у вас запрашивают такую информацию – это атака мошенников. Незамедлительно прекратите общение с собеседником. А если хотите убедиться в безопасности своих сбережений, сами позвоните на телефон «Горячей линии» банка. Только ни в коем случае не перезванивайте, нажав на символ телефонной трубки напротив номера, который высветился на вашем мобильном в разделе «Недавние звонки». Цифровые технологии сегодня позволяют мошенникам сымитировать звонок с какого угодно номера. Чтобы узнать, что на самом деле происходит с вашими деньгами, нужно набрать тот номер банка, который указан на вашей пластиковой карте. Ну а если нужно выяснить, задолжали ли вы что-то государству, то телефоны нужной налоговой службы можно без проблем найти в Интернете.
С прицелом на пенсионеров
В последнее время в мессенджерах появляется информация о подозрительных звонках, поступающих на телефоны пенсионеров, о будто бы полагающемся им перерасчете пенсии. Мошенники, представившись сотрудниками Пенсионного фонда России, извещают о перерасчете, сообщают о якобы полагающейся гражданину денежной выплате и просят сообщить фамилию, имя, отчество, адрес, место работы, номер банковской карты и другую персональную информацию.
Важно помнить: специалисты Пенсионного фонда никогда не звонят клиентам и не ходят по домам, чтобы уточнить личные данные или заполнить документы. Так что гражданам пожилого возраста следует проявлять бдительность и не передавать мошенникам конфиденциальную информацию. Обо всех положенных пенсионных выплатах можно узнать на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации и на портале госуслуг.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото tvzvezda.ru