Сколько сотен северян обучила математике Капитолина Васильевна Богданова, сосчитать невозможно. Почти 60 лет она удивительно доступно объясняет юным мурманчанам школьную программу среднего звена, ту базу, без которой невозможно овладеть всеми естественными науками и современными технологиями.
В начале октября Капитолине Васильевне, заслуженному учителю РФ, ветерану труда, ветерану Великой Отечественной войны, исполнилось 90 лет. Но даже в столь почтенном возрасте талантливый педагог продолжает подтягивать по математике мурманских школьников, до сих пор ведет занятия в центре дополнительного образования в гимназии № 10.
Военное детство
– Я родилась 8 октября 1929 года в небольшой деревеньке в Рязанской области, – рассказывает Капитолина Васильевна. – Растить пятерых детей маме с папой приходилось непросто, но особенно тяжело стало во время войны. Отец тогда ушел на фронт, а мама работала в колхозе, была бригадиром полеводческой бригады.
Когда девочка закончила четвертый класс, началась Великая Отечественная война. За школьными партами деревенских мальчишек и девчонок обучали военному делу, строевой подготовке, стрельбе.
– В сентябре нас снимали с учебы, и мы ходили в колхоз помогать колхозникам, собирали колоски по полям, каждый день я заходила на скотный двор, брала литр молока и сдавала для фронтовиков, – продолжает Капитолина Васильевна. – Вскоре нас, учеников, перевели в другую школу, а то здание, где мы обучались ранее, сделали госпиталем. Но дорогу туда мы не забыли, ходили с ребятами ухаживать за ранеными. Конечно, нам доверяли те работы, которые не требуют никаких медицинских навыков, но это все равно было большим подспорьем для медсестер. А еще мы концерты давали в госпитале, песни пели, танцевали, раненым бойцам очень уж нравились наши выступления.
Вспоминает Капитолина Васильевна и пленных немцев, которые работали на ближайшей к ее деревне фабрике.
– Нам их так жалко было! Они всегда говорили, что Гитлер дурак, и они, простые солдаты, не хотели войны, – говорит мурманская учительница. – Мы с ребятами тех военнопленных тайком подкармливали. Знали бы вы, как горячо они нас благодарили за каждый клубень картошки! И конечно, я никогда не забуду тот день, когда объявили о капитуляции Германии. Воздух был буквально пропитан счастьем, в школе праздник устроили, а мы с подружкой после уроков вышли на улицу и давай плясать от радости – никак не могли сдержать эмоции.
Деревенский самородок
После окончания десятилетней школы Капитолина отправилась в Москву, хотела стать агрономом. Причем добираться в столицу девушке пришлось на крыше железнодорожного вагона, в котором перевозили телят, – денег на билет не было. Ведь в то время селяне за труд в колхозе получали только «палочки». Так называемые трудодни (один выход на работу) отмечались в тетради учета рабочего времени в виде галочки или чаще всего – вертикальной черточкой-палочкой. После того как колхоз сдавал свою норму, правление рассчитывалось с работниками – им выдавали гречу, овес, рожь, которую потом перемалывали на жерновах и пекли хлеб, корнеплоды и другие продукты. Одним словом, «живых» денег у семьи почти не водилось.
Со вступительными испытаниями в Москве девушка справилась блестяще, но вот свободных мест в студенческом общежитии тогда не нашлось, подыскать койко-место для нее пообещали лишь через год. Арендовать угол было не на что. Вот и решила Капитолина отправиться вместе с двумя приятельницами, с которыми познакомилась во время вступительной кампании, в Рязанский учительский институт. Благодаря документу с результатами московских экзаменов в это учебное заведение ее зачислили сразу, там в течение двух лет она и постигала тонкости педагогического мастерства. А по выходным студентка ездила в родную деревню, откуда привозила картофель, куриные яйца, молоко да масло, чем и питалась всю неделю.
С сестрой на Север
– После института меня направили работать в Захаровский район Рязанской области, – продолжает Капитолина Васильевна. – Там не хватало учителей, потому мне пришлось вести и математику, и физику, и немецкий язык, даже довелось побыть пионервожатой.
Там же молодая учительница познакомилась со своим будущим супругом, вышла замуж и переехала к любимому в Рязань.
Около пяти лет она трудилась в одной из школ областного центра, параллельно заочно обучаясь на математическом факультете Рязанского педагогического института, который также успешно окончила.
Но семейная жизнь у Капитолины не сложилась. Потому вместе со старшей сестрой, которую после окончания московского института направили в Мурманск, она уехала на Север.
В столице Арктики молодой педагог в 1960 году устроилась работать в школу № 29, первые пару лет она была учителем математики, потом стала завучем, а в 1975 году – директором и на протяжении более двух десятков лет руководила этим учебным заведением. Но в 1999 году школу № 29 закрыли, Капитолина Богданова попала под сокращение и впервые за многие десятилетия осталась без любимой работы.
– Грустно, конечно, было без ребят, без математики, – признается заслуженный учитель. – И пускай мне тогда уже 70 лет было, но сидеть дома совсем не хотелось.
Вернуться к преподаванию Капитолине Васильевне позволила случайная встреча с коллегой, директором мурманской гимназии № 10 Аллой Ивановной Малышкиной, у педагогов давно установились теплые дружеские отношения.
– Я знаю Капитолину Васильевну как высококвалифицированного профессионала, она способна найти подход к любому ученику, может доходчиво объяснить любую тему. Знаю, как ее любят дети, тянутся к ней, – говорит Алла Ивановна. – Потому я и предложила ей занять вакантную должность в своей школе. С 2000 года Капитолина Васильевна преподавала у нас математику, трудилась воспитателем в группе продленного дня. И я всякий раз удивлялась, какая тишина царила на ее уроках, как внимательно ее слушали дети!
С цифрами на ты
Любовь к математике у Капитолины Богдановой проявилась с детства. Будучи школьницей, она хорошо училась по всем предметам, но занятия по математике всегда шла с особенным чувством. Мир цифр и чисел завораживал девочку, и точная наука давалась ей с поразительной легкостью.
– Математику называют царицей всех наук, но я уверена, ее может понять любой ребенок, главное, объяснять ее законы простым и понятным языком, – продолжает Капитолина Васильевна.
С определенной долей критики относится заслуженный педагог к образованию в старших классах. Ведь сейчас ребята перед выпуском из школы усердно учат лишь те предметы, которые им пригодятся для поступления, а раньше хорошо знать нужно было всю школьную программу, экзамены сдавали по всем предметам.
Неподдельное счастье
Сегодня Капитолина Васильевна шесть дней в неделю занимается с ребятами в центре дополнительного образования в гимназии № 10, и бросать любимое дело она не собирается. Да и дети и их родители не хотят отпускать на заслуженный отдых талантливого педагога с добрым и чутким сердцем, который стал для них проводником в мир математических законов, формул и уравнений.
– Я очень счастливый человек, ведь большую часть жизни занимаюсь тем, к чему лежит душа, – подытожила Капитолина Васильевна. – Очень приятно, когда мои ученики, которые уже давно выросли и сами стали родителями, узнают и здороваются на улицах, когда просят подтянуть по математике уже их детей. Как тут откажешь? Так что пускай и 90 лет недавно отметила, а расслабляться мне некогда, пока здоровье позволяет, буду нести детям знания и прививать любовь к математике.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото автора.