Единственная в Мурманске Кадетская школа отмечает юбилей – 10 лет со дня ее основания. Появилась она не на пустом месте, ее создали на базе школы № 19, которая всегда славилась патриотическим воспитанием. Именно здесь в свое время был создан один из лучших музеев имени Ленина с уникальными экспонатами, которые находились на учете в Гохране. Но самое главное, эта школа всегда славилась сильным коллективом педагогов, дружбой и особой домашней атмосферой.
«Ничего у тебя не получится…»
– В 1996 году мы открыли в школе № 19 первый военно-технический класс, – вспоминает первый директор Кадетской школы города Мурманска, ныне заместитель председателя Совета депутатов Михаил Белошеев. – Это было не самое простое время в нашей стране. Армия оказалась не в почете. И когда мы, педагогический коллектив, решили взять вектор развития в сторону военно-патриотического профессионального образования, над нами откровенно смеялись. Коллеги говорили: «Ничего у тебя не получится, неблагодарное это дело, не занимайся ерундой». Но в нашей 19-й школе был коллектив единомышленников, готовый брать новые вершины.
Идею педагогов поддержали и родители. На одном из собраний чей-то отец предложил ввести для учеников военно-морскую форму. Идея прижилась. Появилось у школы и свое знамя.
– Мы взяли за основу Андреевский флаг, потому что развитие школы строили в военно-морском направлении, – говорит Михаил Викторович. – Флаг нам привез командир авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Александр Турилин, когда мы проводили праздник – посвящение в кадеты. Помню, он приехал к нам в большой мороз. Потом учитель изо Алла Казютина доработала эту основу, она же продумала эмблему школы и герб.
Боевое крещение
Сейчас кажется, что все тогда в девятнадцатой получалось гладко и хорошо. А ведь и педагоги, и родители, и ребята были в нашем регионе зачинателями движения и многое делали на основе интуиции, методом проб и ошибок. К счастью, ошибок как раз практически не было.
Помимо основных общеобразовательных предметов ребята в школе стали изучать военное дело, строевую подготовку. Чуть позже пришло время «выйти в люди».
– Здесь, в Мурманске, мы были вполне успешными, ребята учились, занимались военно-прикладными видами спорта, – продолжает Михаил Белошеев. – Нам казалось, что мы – лучшие. И вот отправились на первый слет – поехали туда на поезде до Волгограда. По пути в состав подсели кадеты из Санкт-Петербургского железнодорожного корпуса. Загрузились в одной форме, а по вагону ходили в другой, спортивной, тоже красивой. Глядя на это, наши ребята немножко приуныли. Когда подъехали к Липецку, в поезд сели еще и ребята из Липецкой кадетской школы, такие здоровые, физически развитые. А когда приехали в Волгоград, то в казарму, где мы поселились, зашли буквально гренадеры из Владимира. И наши ребята вообще сникли. Это была наша самая первая встреча с кадетством Российской Федерации. У меня с собой были конфеты, «Барбарис». Раздал каждому из наших учеников по конфетке, попытался поднять немножко боевой дух. И потом один из кадетов говорит: «Пойдемте на плац заниматься строевой». Тут мальчишки как-то всколыхнулись, и это помогло. Конечно, мало что выиграли в тот наш первый раз, но без медалей не остались.
Уже первые слеты, поездки дали возможность познакомиться с опытом других регионов и разработать свой собственный путь. К слову, мурманчане с самого начала отличались среди других кадетов дисциплиной, отличной выправкой, строевой подготовкой и сплоченностью.
– Когда в очередной раз мы поехали в Новороссийск на слет, там выступали очень серьезные, подготовленные ребята из разных школ, – вспоминает Михаил Белошеев. – Среди конкурсов, в которых наши ребята тогда участвовали, была военно-прикладная эстафета. Надо было бегать, прыгать, ползать, преодолевать полосу препятствий на настоящем полигоне десантников. Наши ребята вышли на старт в паре с казаками из города Хадыжинск, здоровыми такими парнями. Руководитель соперников кричит: «Хадыжи! Победиииим!» А ведущий громко, на весь полигон объявляет: «Итак, битва Севера и Юга!». А наши вышли, спокойно пожали руку каждому из команды соперников, как на футболе, и сразу всех покорили. Тут объявили старт, и мы как рванули! Задача была преодолеть дистанцию дружно, «коробкой». Наши прибежали все вместе, веселые, счастливые – победили. Смотрю на результаты, которые выводились на большой экран – Мурманск на первом месте. Забеги других команд шли один за другим, а мы все держались на первой строке. Правда, во второй половине дня, когда соревновались уже специализированные классы и кадетские корпуса, мы отодвинулись на четвертое место. Но тот опыт дорогого стоил.
Школа на трех углах
– Идея создания Кадетской школы созревала достаточно долго, я все думал и думал, как это сделать, – говорит Михаил Белошеев. – Когда встречались с коллегами из других школ, они часто говорили: «Тебе хорошо, у тебя там столько мужчин в коллективе, можно все преодолеть». Я в ответ предпочитал промолчать, вспоминая известные строчки: «Семья-то большая? Да два человека всего мужиков-то». В школе № 19 на самом деле все держалось на хрупких женских плечах. Наши женщины поддерживали все инициативы. И главный результат был достигнут – в 2011 году Андрей Сысоев, тогда глава администрации города Мурманска, подписал распоряжение о реорганизации школы № 19 в Кадетскую школу Мурманска. Помню, кто-то из коллег тогда сказал: «Мы – КШМ». На что я сразу возразил: «Никакого КШМа, только Кадетская школа города Мурманска». Это как в мультфильме: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Никогда не позволял сокращений. Название должно было звучать.
Год за годом школа развивалась, появлялись новые традиции. Именно здесь зародилось «Кадетское братство», сегодня известное и за пределами школы. Для того чтобы стимулировать ребят, ввели специальный знак «Отличник Кадетского братства».
Учащиеся школы всегда участвовали в самых разных состязаниях, мероприятиях. Но самой главной целью преподавателей было и остается одно – дать мурманским кадетам конкурентоспособное образование.
– Образовательный процесс в Кадетской школе мы представляли в виде треугольника, – поясняет Михаил Белошеев. – Вершина – это ученик, основание – родители и учитель. При таком взаимодействии мы достигали очень хороших результатов. Школа стала победителем национального проекта «Образование», мы получили тогда целый миллион рублей. На эти деньги и оборудовали лингафонный кабинет.
Правильный вектор
Понятно, что ни одно большое дело не обходится без казусов и ошибок. Но судить надо по конечному результату. А он более чем достойный.
– У нас в школе в свое время учился Ваня Солодкий, – вспоминает Михаил Белошеев. – Помню, перешел к нам из шестой гимназии. У парня были очень длинные волосы. Мы его приняли, но поставили одно условие – подстричься. Менять прическу подросток очень не хотел, но все же сделал это, чтобы учиться у нас. Я знал, что он потом окончил высшее военное училище в Москве, служил в Спутнике. А в прошлом году я был там по делам. Подошел к офицерам, говорю: мол, у вас тут Ваня Солодкий служит, как бы нам встретиться? Они встали по стойке смирно и докладывают: «Подполковник Солодкий находится на боевом дежурстве».
Выпускники Кадетской школы Мурманска сегодня успешно служат на Северном флоте, в МЧС, других силовых структурах.
– Это значит, что вот этот вектор, который мы задали, набрав в 1996 году первый военно-технический класс, а потом в 2011 году создав Кадетскую школу, правильный, – уверен Михаил Белошеев.
День сегодняшний
Ряды мурманских кадетов постепенно расширяются. В среднем в школе ежегодно обучаются 650 ребят. Последние четыре года здесь есть только пятые – одиннадцатые классы. Дело в том, что желающих поступить в пятые и девятые классы Кадетской школы сейчас настолько много, что для других параллелей просто не хватает места. Поэтому пришлось отказаться от начальной школы. Большинство кадетов – мальчишки, но последние три-четыре года стало заметно больше девочек.
– Не скажу, что все наши ученики собираются в будущем связать свою жизнь со службой, но большая их часть после 11-го класса стремится поступить в ведомственные вузы, – отметил нынешний директор Кадетской школы города Мурманска Сергей Цветков. – Например, в прошлом году на целевое обучение в академию МЧС поступил наш выпускник. У школы давние очень хорошие отношения и крепкое сотрудничество с Главным управлением МЧС по Мурманской области и его руководителем Русланом Назаровым. Но наши ребята поступают и в другие вузы, в том числе на медицинские и технические направления.
Не только красивая форма
Кадеты – это не только красивая форма и выправка. Учащиеся школы показывают высокие результаты в образовании, занимают призовые места на олимпиадах. Каждый год среди выпускников есть медалисты.
Кроме того, в Кадетской школе Мурманска широко развита система дополнительного образования. Есть, например, договор с детским морским центром «Океан», где ребята обучаются морским профессиям и получают официальный диплом матроса-моториста или судоводителя маломерного судна. Практика проходит на теплоходе «Клавдия Еланская» с выходом в море. Работают кружки «Юный спасатель», «Юный пожарный», которые ведут профессиональные спасатели. Есть секция пожарно-прикладного спорта.
– У нас есть детская общественная организация «Кадетское братство», – говорит Сергей Цветков. – Старшеклассники становятся кураторами учащихся среднего звена. За каждым классом закреплены два-три человека, они приходят на построение, следят за формой, соблюдением правил, поведением младших школьников. Это такая система воспитания, когда младшие сморят на старших, стремятся им подражать. При этом говорить, что у нас все идеально, будет неправильно. Школа – живой организм, дети всегда остаются детьми. Самое главное, что в нашей школе всегда царит дух сотрудничества, единомыслия, развития.
А еще, как говорят многие выпускники, мурманская Кадетская школа – очень домашняя. Годы идут, а там по-прежнему сохраняется атмосфера тепла, доброго отношения к ученикам и понимания.
Юлия РОМАНОВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.
К теме
Варвара Бурак, 11 класс:
– В Кадетской школе я учусь с пятого класса. Тут очень много возможностей и по учебе, и по развитию в творческой деятельности. Есть хор, много кружков разных, танцы – все, что только можно. Каких-то послаблений для девочек здесь не делают. Но у нас такие девочки, что и парням дадут фору, если что. А мальчишки у нас заботливые и внимательные. В будущем хочу связать свою жизнь с подразделением МЧС. А пока предстоит расставание со школой, и это очень грустно.
Георгий Агеев, 11 класс:
– Я тоже с пятого класса в этой школе. Ни разу не пожалел, что пришел сюда, учиться здесь престижно. Я сын военнослужащего, планирую поступить в высшее учебное заведение, стать офицером. В школе у нас проходят занятия по начальной военной службе, есть строевая подготовка, мы стреляем в тире, скоро будет смотр строя и песни. Плюс я еще занимаюсь в «Океане». Сейчас изучаем профессию механика-моториста третьего разряда, проходили практику на теплоходе «Клавдия Еланская», три года подряд ходили до Островного и назад. Еще была практика на моторных лодках, весельных шлюпках. Нравится носить форму, она дисциплинирует. Хочу поступить в Военно-морскую академию в Санкт-Петербурге и потом вернутся сюда, на Северный флот.