Недавно «Вечерка» рассказала читателям о «черных металлистах», охотниках за тем, что плохо лежит. Их руки – как магнит, от них не ускользнет ни одна железяка, хотя бы временно оставленная без присмотра. Газета приводила и примеры украденного: железнодорожный мост весом в полсотни тонн на заброшенной ветке и автомобильный отбойник на Серебрянской дороге. Факты показательные. Но это далеко не предел.
Увели из-под носа
Металл тоннами воруют и в самом центре Мурманска. Не так давно, к примеру, рецидивист украл партию лома на 88 тысяч рублей. В полицию обратился представитель одного из мурманских предприятий. Он сообщил, что с гаражно-складской территории на улице Гвардейской, принадлежащей их компании, украли имущества почти на 90 тысяч рублей, в основном металлолом.
Побывав на месте кражи, полицейские по камерам наблюдения проследили маршрут злоумышленника. Вскоре был задержан 38-летний северянин, который ранее уже имел проблемы с законом. Он не только признал свою вину, но и рассказал, что вывез похищенное на специально пригнанном автомобиле. К моменту задержания весь металлолом он уже успел сдать в скупку цветмета, а деньги потратить.
Или вот еще пример. Сотрудники мурманской полиции задержали 26-летнего жителя города, который не только угнал чужую машину, но и сдал ее в скупку металлов. В итоге вора-металлиста судили, а хозяйке угнанной машины похищенное имущество возвращали по частям. Дело в том, что авто уже успели разобрать и часть деталей отправить в другой регион на переработку.
На нем еще Штирлиц ездил!
А вот история, приключившаяся в Поволжье. Там в руки металлистов попал ретроавтомобиль «Mercedes-Benz Pullman» 1937 года выпуска. Воры даже не удосужились узнать его нынешнюю цену, а распилили и отвезли в скупку, продав практически за бесценок.
Этот довоенный автомобиль попал к нам после войны из Германии в качестве контрибуции. Последний его хозяин обменял «Mercedes» на новенький ВАЗ в 1990 году. К тому моменту лимузин был уже в плачевном состоянии – двигатель разобран и требовал замены головки блока цилиндров, да и сама машина была разукомплектована. Новый владелец частично привел ее в порядок, но полностью поставить на ход не успел. Наведавшиеся в его гараж воры увели авто, не оставив после себя никаких следов.
Машину искала чуть ли не вся полиция региона – не каждый день регистрируются такие пропажи. Спустя время похитителя задержали. Оказалось, инициатором кражи стал сосед потерпевшего, который так и не смог объяснить, зачем он сдал столь дорогой автомобиль в пункт приема металла. Как организатор кражи он получил 2,5 года лишения свободы условно.
Заварили кашу
А это дело завершилось всего несколько дней тому назад в Кандалакше. В нем тоже фигурировал металл, который оказался в руках воров. История могла бы закончиться в пользу жуликов, если б они знали, как на самом деле организован контроль производства на их металлургическом заводе. Кражу большой партии алюминия обнаружили буквально на «кончике пера».
Как рассказали в прокуратуре Мурманской области, первыми тревогу забили специалисты, ответственные за экономическую безопасность предприятия и защиту ресурсов. Они заявили следователям, что в феврале 2020 года на заводе было выявлено хищение товарно-материальных ценностей работниками предприятия. Когда проанализировали производительность установок по выработке алюминия-сырца, то поняли, что две из них не вырабатывают положенное количество продукции. Одним словом, динамо крутят.
В цехе за процессом следили несколько охранных видеокомплексов. Когда просмотрели записи одного из них, стало ясно, что электролизники незаконно сливали жидкий алюминий в формы, остужали отливку, а затем прятали застывший металл в вентиляционной шахте, находившейся поблизости.
На записи можно было опознать двух работников завода. Их действия четко просматривались. Но только на основании этих записей брать расхитителей было нельзя. Куда важнее было отследить весь путь исчезновения металла с предприятия. Поэтому с разоблачением торопиться не стали. А заодно хотели вычислить возможных сообщников.
День Х
В кармане или за пазухой отливки весом под 15 килограммов не унесешь. Значит, в доле есть непременно тот, у кого имеется служебный автотранспорт с постоянным пропуском. Поэтому весь проезжающий через проходную транспорт попадал на карандаш контролерам.
Возникло предположение, что металл вывозят с территории завода в заводской автоцистерне. Также были все основания считать, что ворованное сырье сначала прячется на заводе и только потом оптом вывозится за периметр охраны.
Заводская служба безопасности работала вместе с полицией города. Заявление туда было отправлено, как только у руководства завода возникли подозрения. Что делают подозреваемые на заводе, контролеры понимали. Но вот когда они начнут вывозить наворованное? Об этом оставалось только гадать. А точное время требовалось обязательно узнать. Пойманным с поличным ворам назад пути не будет. Проанализировав графики работы подозреваемых, был сделан вывод: металл вывезут в последний день предстоявших длинных праздничных выходных.
Кто в деле
За кем же наблюдали несколько дней кряду и полицейские, и заводская служба безопасности? Это были три работника предприятия. Двое плавили металл, работали электролизниками, третий крутил баранку заводской автоцистерны. Взрослые мужики, соответственно, 34, 45 и 46 лет. У каждого – среднее специальное образование, на предприятии не новички, все в ладах с законом и устроены по жизни. Но желание иметь больше сослужило плохую службу.
Металлурги придумали криминальную схему. Ее суть в следующем. Один из электролизников в рабочее время делает отливки форм из расплавленного алюминия–сырца, остужает их и прячет в тайнике. Затем вместе с напарником везет их в гаражный бокс и грузит в автоцистерну. Ее водитель вывозит металл с завода на расположенную в двух километрах площадку производственных отходов предприятия. Там он выгружает украденное, а позже отвозит в свой гараж. Одна беда, у троицы не было конкретных покупателей. Но они решили сначала запастись товаром, а уж потом искать желающих купить металл.
Встреча на свалке
Разработанная схема успешно сработала два раза. На третий дала сбой. Приготовленный для хищения металл в последний из длинных выходных дней провезли через проходную завода и доставили на полигон. Там стали перегружать его в машину одного из электролизников, в гараже которого уже лежал ранее украденный алюминий. Все шло как по маслу, но вдруг водитель автоцистерны вскочил в свою машину и рванул с полигона. На ходу успел только крикнуть: мол, кидайте в багажник сверху доски. Словом, прячьте металл.
Водитель автоцистерны еще издали увидел две чужие машины, которые неожиданно появились на полигоне. Предчувствие его не обмануло: в этих авто были сотрудники службы безопасности предприятия. Чуть позже на полигон прибыли и полицейские. После составления протоколов все отправились в городской отдел полиции. Там все трое задержанных принялись писать явки с повинной. В этот же день был обнаружен тайник с металлом – в гараже одного из задержанных.
Криминальной троице предъявили неопровержимые доказательства их попытки украсть и продать 9 тысяч 34 килограмма и 240 граммов алюминия-сырца на общую сумму 1 миллион 30 тысяч 84 рубля и 5 копеек. А еще задержанным показали записи видеокамер из цеха электролиза. Там все было видно, как на картине. В прокуратуре Мурманской области сообщили, что на предварительном и судебном следствии обвиняемые вину в инкриминируемом им преступлении признали полностью и раскаялись в содеянном. С учетом позиции государственного обвинителя Кандалакшский районный суд вынес каждому из обвиняемых приговор в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Приговор пока не вступил в законную силу.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.