Затопленная промзона Мурманска и ушедшие под воду дачные поселки, перекрытый участок федеральной трассы, прерванное железнодорожное сообщение с областным центром, ряд локальных подтоплений в разных муниципалитетах области. Все это случилось за считанные дни, несмотря на многочисленные успокоительные заверения региональных чиновников, ответственных за нормальное прохождение паводка. На нескольких совещаниях они утверждали: хотя снега в нынешнем году много, но к паводку Мурманская область готова, все пройдет в штатном режиме. Но у природы на счет такой «подготовки» было собственное мнение – область все равно «поплыла».
Первым от подтопления пострадал бизнес – склады 15 предприятий в промзоне областного центра оказались в воде, и там, где когда-то ходили машины, сотрудникам этих предприятий пришлось передвигаться на моторных лодках. Сейчас под постоянным наблюдением находится плотина озера Большое Питьевое. По информации областного предприятия «Мурманскводоканал», в настоящее время уровень воды в озере снизился.
В субботу головной боли добавилось отпускникам, собравшимся поехать на юг на поездах. Уровень воды в Коле в этом году вдвое превысил максимальное значение прошлых лет. Мощный поток сдвинул на
Северян, собравшихся уезжать с мурманского вокзала, пришлось 22 километра автобусами везти до станции «Выходной». Оттуда же в Мурманск отправляли тех, кто возвращался из поездок в город. Дорога до Выходного в среднем занимает полчаса. Кроме того, многие пассажиры с билетами на фирменный поезд были вынуждены ехать на скором, где билеты вообще-то дешевле.
Пострадавший от паводка мост уже обследовали специалисты. По ориентировочным подсчетам восстановить движение можно будет не раньше, чем через две-три недели. В Мурманской транспортной прокуратуре уже открыли дело и начали расследование обстоятельств приостановки движения поездов возле станции «Выходной».
Несколько локальных подтоплений было в Оленегорске, в районе озера Окуневка в Мурманске, в Мурмашах, Кильдинстрое, на турбазе «Саамская деревня», в садово-огородническом товариществе в Терском районе. Из-за выхода из берегов реки Лотта перекрыто автомобильное движение на участке со 131 по 228 километры автодороги «Лотта».
Почему, давно зная о больших снежных запасах, областное министерство природных ресурсов и экологии, которое отвечает за состояние водоемов, не приняло необходимых мер? Этим вопросом еще на прошлой неделе озадачилась межрайонная природоохранная прокуратура. Почему с приходом нового министра в таком важном для региона ведомстве сократили большое количество сотрудников? Почему специалисты министерства в период паводка вместо исполнения прямых обязанностей были вынуждены ходить в «масочные» рейды? На все эти вопросы еще предстоит найти ответы. Но со стороны это выглядит как халатность. И, похоже, только чудом обошлось без жертв на железной дороге и Восточной объездной дороге.
К сведению
Рухнувший мост в Выходном, по сути, отрезал Мурманск от поставок газа. «Голубое топливо» для бытовых нужд нам везут цистернами по железной дороге.
Как сообщил технический директор АО «Мурманоблгаз» Сергей Тимаков, запасов газа для региона на предприятии хватит на две недели. Помимо 268 тонн газа на мурманской газонакопительной станции топливо есть также в резервуарах по городу, в Североморске, Коле и других населенных пунктах. Месячная потребность региона составляет около 700 тонн газа. В крайнем случае для Мурманска начнут использовать топливо из апатитской газонакопительной станции.
Кстати, железнодорожными цистернами в Мурманск доставляют и мазут для теплопредприятий. Можно сказать, что нам повезло – на улице достаточно тепло и отопительный сезон уже закончился.
Антонина БЕРЕЖНОВА
Фото Павла СТЕПАНЕНКО, Игоря ЕРЕМЕНКО и из открытых Интернет-источников