17 мая 1934 года из Мурманска в Ленинград отправился первый "курьерский"(образцовый) поезд "Полярная стрела". Сейчас такие поезда более известны как "фирменные", но тогда их было намного меньше и разница в комфортабельности с обычным пассажирским была значительной.
Об этой интересной дате собщает группа вконтакте "Народное краеведение Мрмана". "Полярная стрела" имела номер 3/4 (№3- из Мурманска; №4- из Ленинграда), сразу за "Красной стрелой"(№ 1/2), что говорило о значимости этого направления.
Вообще, свою историю "Полярная стрела" начал 14 мая отправившись из Ленинграда и 16-го прибыл в Мурманск. Из Ленинграда он выходил в 23-10, в 9-17 был Петрозаводске(в первом рейсе опоздал на 7 минут), а в Мурманск прибывал в 1-20 ночи.
Впоследствие расписание менялось. Тогда карельская пресса указывала, что "в составе поезда – новые вагоны, часть мягких, часть жестких, международный вагон и вагон – ресторан."
18 мая 1935 года газета "Красная Карелия" писала:
"16 мая 1935 года на станции Петрозаводск прибыл первым рейсом образцовый поезд "Полярная стрела". Старый состав поезда был отремонтирован и приведен в образцовое состояние. Снаружи вагоны выкрашены свежей ярко-зеленой краской. Весь состав электрифицирован, вагоны убраны новыми коврами и занавесками. В поезде есть библиотека, два новых мягких вагона. Все надписи в поезде сделаны на 2 языках — финском и русском".
А генерал Щербаков, прибывший в Мурманск на этом поезде в начале марта 1939 года вспоминал: "Это был поезд очень высокой культуры обслуживания. В вагонах было уютно и чисто. Проводники отличались вежливостью и вниманием к пассажирам".
По расписанию 1939 года, "Полярная стрела" в пути проводила 32 часа 40 минут, что 7 часов быстрее обычного пассажирского.
Ходил этот поезд до начала войны.
В 1959 году курьерский поезд 3/4 был восстановлен, но уже ходил маршрутом Мурманск — Москва, состоял из цельнометаллических вагонов, названия "Полярная стрела" не носил и был отменён в 1962 или 1963 году вместе с ликвидацией курьерских поездов как класса. Ему на смену пришла "фирменная" "Арктика".
Автор: Евгений Данилкин