Когда в сентябре 1941 года над Мурманском нависла реальная угроза захвата фашистами, в городе начали создавать Полярную дивизию народного ополчения. Первым днем ее формирования стало 5 сентября 1941 года. Поначалу дивизию планировали укомплектовать согласно штатному расписанию, но уже 6 сентября немцы начали наступление на Мурманск. После этого ни о какой планомерной, поэтапной работе и речи быть не могло.
Все необходимое брали из дома
Новое соединение нужно было создать в кратчайшие сроки. Поэтому в Полярной дивизии не было тяжелой артиллерии, противотанковых и противовоздушных дивизионов, батальона связи, автобата, практически отсутствовала система медпомощи, которая в лучшем случае была представлена только низовым звеном – санинструкторами.
Изначально формировали два полка. Происходило все у Дома офицеров Мурманского гарнизона. Его здание было построено в 1937 году (сейчас здесь в доме № 27 на проспекте Ленина – областной театр кукол). Первый Полярный полк был вооружен неплохо. Правда, ради этого пришлось пойти на крайние меры. Подчистили все, что было на складах, часть вооружения взяли на кораблях Северного флота. В дело пошли даже учебные винтовки ОСОАВИАХИМа, которые переделывали в боевые.
А вот со вторым полком действительно были проблемы. Только 600 винтовок на 2000 человек, даже офицерам не хватало пистолетов, взамен им выдали кавалерийские шашки. Но больше всего проблем было с обмундированием. Не хватало шинелей, ватников, сапог… Гимнастерки людям выдали без петлиц. Не было в нужном количестве котелков, кружек, ложек. Чтобы хоть как-то восполнить этот дефицит, ополченцы все необходимое брали из дома. Имеются сведения, что на передовой бойцы готовили себе пищу в пустых цинковых ящиках из-под патронов, для этих же целей использовали футляры от немецких противогазов.
Во многих публикациях говорится, что численность Полярной дивизии составляла 13365 человек, из которых было 5715 рабочих и 7650 заключенных. Но документов, подтверждающих эти цифры, пока найти не удалось. Личный состав дивизии можно разделить на три группы: первая – резерв Мурманской области, в том числе партийные кадры. Вторая группа – заключенные. И третья – военнослужащие, которые выздоровели после лечения в госпиталях. Но назвать точное соотношение этих групп в дивизии мы сегодня не можем. Списочного состава Полярной дивизии не сохранилось. Возможно, из-за спешки при формировании такого документа не было вообще.
Много вопросов вызывает и та часть дивизии, которую составляли заключенные. По воспоминаниям ветерана дивизии, комиссара 1-го Полярного полка Антона Антоненкова, главными поставщиками живой силы для дивизии стали зоны Мончегорска и Кировска. Правда, ветераны часто путают спецпоселенцев, то есть ссыльных, и собственно заключенных. Первые были раскулаченными крестьянами. На новом месте жительства они имели определенную свободу в отличие от живших за колючей проволокой уголовников и политических. Ссыльные были поражены в правах, не имели паспортов, не могли избираться и быть избранными, покидать пределы своего поселения и даже служить в армии. Но в военное время эти ограничения могли отбросить. Поэтому сегодня сложно сказать, кого в дивизии было больше – матерых уголовников или бывших кулаков. Кандидат исторических наук Александр Чапенко считает, что основная масса зеков появилась в Полярной дивизии уже после сентябрьских боев как пополнение изрядно поредевшим полкам.
Страшные по своей ярости бои
Не находит подтверждения утверждение о том, что немцы называли Полярную дивизию «дикой». Александр Чапенко указывает, что в своих мемуарах оставшиеся в живых наши противники это название не употребляли. После допросов наших пленных и перебежчиков (а были и такие), узнав название дивизии, егеря решили, что эта часть сформирована в Полярном. Александр Чапенко полагает, что название «Дикая дивизия» появилось в среде ветеранов Полярной дивизии.
1-й Полярный полк выступил на фронт уже 11 сентября. Личный состав на лихтерах перевезли через Кольский залив, и далее бойцы пешим порядком двинулись на передовую. Они подоспели в критический момент, когда егеря уже перерезали дорогу на Мурманск, уничтожив после многодневных боев 6-ю батарею 143-го артиллерийского полка.
Для немцев появление на фронте нового крупного резерва оказалось неожиданным, но паниковать они не собирались и позиций не бросили. Закипели страшные по своей ярости бои, где не было пощады никому. Даже раненых егерей в плен не брали, а добивали саперными лопатками, чтобы патронов не тратить.
Сколько погибло мурманчан в осенних боях 1941 года, тоже точно не известно. Лев Журин в одной из своих публикаций приводил цифры потерь Полярной дивизии в сентябре 1941 года – 657 человек убитыми и 1161 ранеными. С учетом того, что в боевых действиях сентября 1941-го принимали участие два полка (а это примерно пять тысяч человек), потери немалые. По сути, из строя выбыла почти половина бойцов.
Задачу выполнили
Как бы то ни было, солдаты и командиры Полярной дивизии осенью 1941-го не просто выполнили свою задачу, а заставили немцев уйти в глухую оборону и до конца войны не помышлять о наступлении на Мурманск и Полярный.
С 30 сентября дивизию вывели в резерв для пополнения и завершения формирования. В следующем месяце были сформированы 3-й стрелковый полк, артиллерийский полк, зенитный, минометный и противотанковый дивизионы.
22 октября 1941-го приказом по 14-й армии полки Полярной дивизии получили общевойсковые номера, сама она стала называться 186-й стрелковой. На этом мурманский этап истории дивизии закончился.
В ноябре 1941-го ее перебросили на Карельский фронт, и здесь ей пришлось так же, как и под Мурманском, ликвидировать прорыв противника. 6 июня 1943 года дивизия стала 205-й стрелковой. Это связано с тем, что в Красной Армии была еще одна 186-я дивизия и, чтобы исключить путаницу, полярнинцев вновь переименовали. Полки получили новые номера: 238-й стал 577-м стрелковым, 290-й −– 721-м, 298-й – 731-м.
От Баренцева моря до Балтийского
До июня 1944 года дивизия держала оборону в районе Кестеньги. В июне – июле 1944-го вела наступательные бои, при этом разгромила 6-й добровольческий норвежский батальон дивизии СС «Норд» численностью до 300 человек (погибло приблизительно 140 норвежцев). Во время Петсамо-Киркенесской операции дивизия вела активные боевые действия на Ухтинском направлении.
В ноябре 1944 года дивизию перебросили в Польшу. За освобождение города Гдыни ей присвоено наименование Гдыньской. Весной 1945-го она вышла на побережье Балтики, откуда была переброшена на остров Борнхольм. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года 205-я стрелковая дивизия была награждена Орденом Суворова II степени. Таким образом, начав свой боевой путь на берегах Баренцева моря, дивизия закончила его на берегах Балтийского.
У Мурманского Дома офицеров, на месте формирования этого воинского подразделения, 29 ноября 1975 года был открыт памятный знак. В Мурманск из музея Вооруженных сил вернулось почетное Красное знамя, которым наградили Полярную дивизию за успешные боевые действия осенью 1941 года на Мурманском направлении. Это знамя и сегодня хранится в областном краеведческом музее.
Андрей Кирошко. kiroshko@vmnews.ru
Фото из архива редакции.
К теме
Командирами дивизии в годы войны были полковник Коломиец С. В. (с 5 сентября 1941 г.), полковник Литвинов Ф. И. (с июня 1942 г.), полковник (с ноября 1944-го – генерал-майор) Белоскурский М. А. (с января 1943 г.).