Краеведение всегда было в тени большой науки истории. Наверное, в этом нет ничего удивительного. Изучать события мирового масштаба, жизнь и деятельность выдающихся политиков и полководцев, обсуждать, сидя в Саратове или Мурманске, проблемы Мюнхенского сговора или Версальского мира куда интереснее, чем читать постановления уездных съездов о травле крыс и сборе печных приборов после пожара. Поэтому для меня было удивительным, что мурманская студентка с головой нырнула в архивную пыль и занялась
изучением боевых листков партизанских отрядов «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Не менее удивил меня тот факт, что мурманчанка Дарья Гулик учится не на историческом факультете вуза, а в Мурманском колледже искусств по классу фортепьяно.
Школьная история
– Все началось давно, я еще в школе училась, – рассказывает Даша Гулик. – Учитель истории как-то дал задание написать рассказ или подготовить доклад, посвященный партизанскому движению в Заполярье.
Тогда юная исследовательница решила не переписывать содержание какой-либо книжки, как на ее месте сделали бы, наверное, большинство ее сверстников. Она с мамой отправилась в Государственный архив Мурманской области, чтобы ознакомиться с первоисточниками. Там они и наткнулись на боевые листки партизанских отрядов «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья». И тогда было решено построить работу на этом материале.
– Все боевые листки выпускались в единственном экземпляре и были написаны от руки с использованием красок или цветных карандашей, – рассказывает Дарья. – Авторами были сами бойцы партизанских отрядов. Для каждого выпуска выбиралась редакционная коллегия. Самое большое количество боевых листков было выпущено под руководством Семена Долотовского. Рассматривая в архивном фонде боевые листки, мы определили, что в них больше всего материалов о подготовке и итогах боевых операций. Писали и о лучших людях – смелых разведчиках и отличившихся бойцах партизанских отрядов. Обратили мы внимание и на то, что все статьи направлены на поднятие боевого духа людей.
Прадедова война
Но был еще один важный момент, заставивший Дашу поднять архивные папки. В одном из партизанских отрядов воевал и погиб ее прадедушка – Александр Борзый. Более того, на момент начала поиска о нем ничего не было известно. В семейном фотоархиве не имелось даже его фотографии. И начался долгий и кропотливый поиск. Выяснилось, что Александр Борзый родился в 1915 году в Архангельской губернии. Жить в Мурманск переехал в 1937 году. Работал теплотехником. Его жизнь оборвалась в возрасте 28 лет. В партизанском отряде он воевал всего 41 день и погиб 31 декабря 1942 года.
Уже после окончания войны политрук взвода отряда «Советский Мурман» П. А. Евсеев в своем ответе на письменное обращение к нему брата, К. С. Борзого, описывал бой конца декабря так: «29 декабря утром разведку обстрелял немецкий патруль. 30 декабря поздно вечером на партизан напали каратели в количестве 40–45 человек. Разведчики вынуждены были принять бой. А. С. Борзый на связанных лыжах (в виде волокуш) стал тащить раненого партизана Строгонова. Их догнали каратели».
Таким образом, были установлены основные вехи жизни прадедушки Даши. На этом возможности местных библиотек, архивов и семейных преданий были исчерпаны. Но на дворе уже вовсю был век Интернета, и Дарья воспользовалась его цифровыми возможностями.
– Родные знали, что после войны супруга Александра перебралась в Горький, – говорит Даша. – Но никто не представлял, как сложилась ее судьба. И я начала поиск в социальных сетях. С фамилией Борзый нашлось семь человек. Мы написали всем Борзым, проживающим в Нижнем Новгороде. Вдруг кто-то откликнется? И очень быстро получили ответ от родственницы – Екатерины Борзой. Она прислала фотографии прадедушки. И копию его единственного письма.
А позднее уже с помощью сайта Министерства обороны «Подвиг народа» удалось ознакомиться с наградным листом прадеда и установить место его захоронения.
Пожелтевшие листки
Но давайте вернемся к боевым листкам партизан. Долгое время исследователи обходили их вниманием. Да, действительно, к данным о боевых эпизодах, изложенным в воспоминаниях лесных бойцов, они мало что могут добавить. Гораздо больше эти листки могут поведать о партизанском быте, о характере людей, о их внешнем виде и подобных мелочах, которым многие не придают значения, считая их второстепенными. Но это часть партизанской жизни, и без ее описания историю мурманских партизанских отрядов нельзя будет назвать полной.
Эти второстепенные вроде бы вопросы стали для Даши Гулик первостепенными.
– Меня заинтересовали заметки медицинской сестры Пани Шороховой, – рассказывает Даша. – Она отвечала за здоровье партизан. В отряде ее называли Капелькой. В своих заметках она обращает внимание на соблюдение требований медицины. Точнее, на несоблюдение. Например, она пишет, что, несмотря на неоднократные предупреждения фельдшера не есть снег на марше, большинство товарищей этих требований не выполняли.
«Вспомним про усердных кашлюнов в последней боевой операции, – пишет Капля в одном из боевых листков. – Находимся в засаде, а радист Репин, подняв голову кверху, принялся кашлять во время нахождения в засаде, чем мог обнаружить себя и товарищей».
Партизаны старались следить за своим внешним видом не только во время кратковременного отдыха, но и сразу после боевых операций. Вымокшие портянки или носки партизаны обычно засовывали под нижнюю рубашку, где они за время перехода просушивались. Читаем заметку бойца отряда: «Придя с боевой операции, многие бойцы и командиры нуждались в стрижке и бритье. Товарищ Проскуряков, несмотря на усталость, занялся стрижкой и бритьем сам и обработал очень многих партизан».
Командир отряда «Советский Мурманск» Куроедов вспоминал, что Паня Шорохова была маленького роста, совсем еще девчонка. А вела себя в боевых операциях как настоящий солдат. Когда надо было переходить реку, Паня первой показывала пример. Трудностей она не боялась, всегда помогала отстающим. Однажды несла, кроме своего вещевого мешка, боекомплекта и санитарной сумки, еще две винтовки и два автомата, взятых у раненых. И так несколько дней.
Погибла Паня Шорохова, когда в одном из боев немцы окружили группу партизан. Они начали отход, а прикрывать их остался пулеметчик Семен Долотовский. Когда замолчал его пулемет, Паня решила, что партизана ранило, и поползла к нему. Так они и погибли в одном бою.
Известно, что до войны Паня окончила школу № 3 в Мурманске и работала токарем на судоремонтном заводе. Участвовала в семи боевых походах, погибла 18 июля 1944 года. И в боевом листке от 4 августа 1944 года появился очень трогательный рассказ, который назывался «Капля»: «Глядя на нее, многие думали, что это девочка-пионерка пришла посмотреть своего папу, маму или брата. Но маленькая девушка с серыми глазами и светло-русыми волосами пришла не к папе, а как истинная патриотка Родины, мстить заклятым врагам страны».
Несмотря на столь успешные исторические исследования, Дарья Гулик в роли историка себя не видит. После окончания училища она планирует поступать в консерваторию. Но ее пример, как мне кажется, говорит о том, что не надо ждать ответов на свои вопросы со стороны. Надо искать их самому. Тем более что сегодня это совсем не тяжело.
К ТЕМЕ
Михаил Белошеев, заместитель председателя Совета депутатов города Мурманска:
– В этом году мы празднуем две знаменательные даты – 75 лет Победы в Великой Отечественной войне и 35 лет с момента присвоения Мурманску звания города-героя. На таком историческом фоне работа мурманчанки Даши Гулик имеет важное значение. Она показывает, что молодежь активно интересуется прошлым, готова искать и, главное, находить новые интересные материалы, рассказывающие о тяжелом военном времени. Особо надо отметить интерес девушки к истории своей семьи. В свое время движение «Бессмертный полк» подтолкнуло многих наших соотечественников к изучению семейных архивов, расспросам старших. И многими из них война стала восприниматься не как что-то далекое, а перешла на личный уровень. Когда ты знаешь, через что пришлось пройти твоим бабушкам и дедушкам, перестаешь быть равнодушным. И даже такое важное понятие, как патриотизм, перестает быть общим и размытым, а наполняется конкретным содержанием. И это еще раз показывает, что патриотическое воспитание начинается с семьи, в том числе и с ее истории.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из архива Дарьи Гулик.