В историю Мурманска 1942 год вошел как один из самых тяжелых. Именно в этом году, 18 июня, на город было сброшено более 12 тысяч авиабомб. В результате свыше 600 домов было уничтожено, тысячи мурманчан остались без крыши над головой. Но к концу года ситуация в Мурманске значительно изменилась.
Горячее лето
Напомним, что 20 декабря 1941 года наш город принял конвой
PQ-6, который стал первым для мурманского порта. До 30 мая 1942 года в Мурманск прибыли еще 10 караванов, последним из которых стал PQ-16. Именно активизация поставок союзников привела к усилению налетов вражеской авиации на Мурманск. Систематические бомбардировки, главной целью которых были порт и железная дорога, начались в конце марта 1942 года. Апогеем стали летние бомбежки города, приведшие к практически полному уничтожению центральной части Мурманска (уцелели каменные дома на проспекте Ленина и немного деревянных) и тяжелым разрушениям на Жилстрое. Портовое оборудование также очень сильно пострадало. Так что конвой PQ-17, который по плану должен был прийти в Мурманск в начале июля, решили перенаправить в Архангельск. Следующий конвой пришел в Мурманск через 6 месяцев – 25 декабря 1942 года. Из-за того что наш порт прекратил принимать суда союзников, активность люфтваффе в мурманском небе постепенно снижалась. Если в июне в городе сигнал воздушной тревоги звучал 91 раз (при 22 бомбардировках), то в августе – 19, причем в последний летний месяц бомбардировок города не было вообще.
Заокеанская пшеница
Ситуация к декабрю 1942 года значительно изменилась. Причиной стали все те же конвои. Во-первых, в город было направлено большое количество рабочих, главным образом из Архангельска, для разгрузки судов. Во-вторых, значительно усилилась противовоздушная оборона. Теперь мурманское небо стерегла почти сотня зенитных орудий. Железнодорожные пути и портовое оборудование были отремонтированы, хотя при разгрузке судов и загрузке вагонов все еще значительную роль играл ручной труд. Большая часть мурманчан из пострадавших от бомбежек домов переселилась в землянки. Властям региона удалось ликвидировать продовольственный кризис, случившийся в начале 1942 года. Было получено разрешение использовать для нужд населения часть пшеницы, которую поставляли союзники. Для этого в городе специально построили мельницу. В июле 1942 года мэром военного Мурманска становится Александр Кольцов, сменивший на этом посту Ивана Евдокимова. Тот, в свою очередь, перешел на работу в облисполком.
Пять дней декабря
Однако самый конец декабря 1942-го снова прошел в Мурманске под аккомпанемент воя воздушной тревоги, взрывов бомб и зарево пожаров. Как уже говорилось, 25 декабря в наш порт прибыл конвой из 11 транспортов. Начиная с этого дня горожане не знали покоя.
Суда еще не успели встать под разгрузку, когда над Мурманском появились вражеские самолеты. Результат – разрушено две квартиры в доме № 51 на проспекте Сталина. Обошлось, правда, без жертв. На следующий день на город было сброшено 29 фугасных бомб и тысячи зажигалок. Разрушено три деревянных дома, перебит водопровод и железнодорожное полотно. Погибших не было, но ранило двоих, одного из них тяжело. В порту загорелся причал, однако его сумели спасти. 27 декабря на Мурманск вновь сброшено 28 авиационных бомб. Разрушено два жилых дома, повреждены станционные пути, 10 вагонов, порвана контактная сеть над железной дорогой. Убит один человек.
28 декабря, после того как в 5 часов 55 минут утра в городе прозвучал сигнал воздушной тревоги, в течение четырех с половиной часов с ночного неба падали фугасные и зажигательные бомбы. Они летели на торговый порт, железнодорожную станцию и на жилые кварталы. В результате в городе сгорело два деревянных и разрушено три каменных жилых дома, баня, цех рыбной муки, на железнодорожной станции – два товарных и один пассажирский вагоны, повреждено железнодорожное полотно в шести местах, электролиния – в четырех. Погибли три человека и еще десять получили ранения разной степени тяжести. Вечером все повторилось сначала.
В этот же день наши зенитчики сбили немецкий самолет «Ю-88». Вражеский бомбардировщик упал в двух километрах восточнее поселка Нагорное и взорвался на своих бомбах. Мелкие детали самолета, обрывки одежды летчиков, куски от парашютов мощным взрывом были разбросаны в радиусе 150 метров. От самолета и экипажа практически ничего не осталось.
Как пишет историк Юрий Рыбин, изучавший документы немецкой стороны, в тот день был сбит «юнкерс» из штабного звена. Среди погибших был сам командир 1-й группы 30-й эскадры полковник Алерих Хофманн, который в тот момент исполнял обязанности командира всей 30-й бомбардировочной эскадры на Крайнем Севере. Отличились в этом случае наши зенитчики 14-й батареи 4-го дивизиона 885-го зенитного артиллерийского полка, чьи огневые позиции находились в поселке Мурмаши.
29 декабря – новый налет. На город упало 49 фугасных бомб и около 2000 зажигательных. Разрушено четыре двухэтажных дома, были повреждены железнодорожный путь в восьми местах, водопровод, теплофикация, один паровоз, контактная сеть, в двух местах – электросеть, в трех – линия связи. Начавшиеся пожары достаточно быстро удалось ликвидировать. В тот день в Мурманске погибли пять человек, еще десять были ранены. Серия зажигательных бомб тогда упала на крышу здания штаба 73-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи (ОБ ВНОС). Сгорело и само это здание, и санитарная часть, но личный состав остался невредим.
30 декабря на Мурманск падают 38 авиабомб и 3000 зажигалок. Уничтожен пароход «Енисей», слесарный цех механических мастерских порта, шесть деревянных домов, железная дорога повреждена в двадцати местах. Погибло три человека, шестеро ранены.
В последний день 1942 года тройка «Ю-88», сбросив семь бомб, разрушила еще три деревянных одноэтажных дома и один повредила.
Как тать в нощи
Надо сказать, что в этот период тактика бомбардировок изменилась. Если летом 1942 года немцы осуществляли массированные налеты большими группами, то начиная с ноября бомбы сбрасывались не все сразу, а в небольшом количестве и мелкого калибра – по 50 кг. Это позволяло одному бомбардировщику в течение длительного времени держать в напряжении целый город, хотя он вряд ли мог причинить фатальные разрушения. Причиной такой тактики стало то, что вторая и третья авиагруппы 30-й бомбардировочной эскадры немцев в срочном порядке перебазировались из северной Норвегии в Средиземноморье. На Крайнем Севере осталась лишь одна группа. В этой ситуации враг не мог бросать на Мурманск большое количество самолетов, а, учитывая возросшее число советской зенитной артиллерии, пилотам приходилось буквально пробираться, как тать в нощи, одиночными самолетами или мелкими группами.
В следующем, 1943 году перед мурманчанами стояли те же задачи, что и годом ранее, – обслуживание прибывающих в порт конвоев. Этой цели была подчинена вся жизнь горожан.
(Продолжение следует.)
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области, Мурманской государственной областной универсальная научной библиотеки, Мурманского областного краеведческого музея.