Из Петербурга в Мурманск без потерь добралась коллекция декоративно-прикладного искусства ленинградской школы. 70 хрупких композиций 30 авторов разместились в большом зале Культурно-выставочного центра Русского музея на втором этаже областной филармонии.
Выставка «Мыслить в материале: текстиль, керамика, стекло, металл. Традиции ленинградской/петербургской школы декоративно-прикладного искусства» объединяет работы признанных мастеров декоративно-прикладного искусства города на Неве. В отдел Мурманского областного художественного музея они прибыли из Елагиноостровского дворца-музея Санкт-Петербурга.
– Эту экспозицию мы формировали специально для Мурманска, – рассказала Светлана Кузнецова, начальник экспозиционно-выставочного отдела Елагиноостровского дворца-музея. – Здесь можно увидеть традиции прикладного творчества советской эпохи рядом с современными материалами и новаторскими технологическими приемами. Ленинградское и петербургское искусство отличают особая стилистика и цветовая гамма. К тому же оно всегда было и остается интеллектуальным.
В регионы елагиноостровский музей выезжает обычно раз в год и старается не перевозить на дальние расстояния особо хрупкие вещи, но мурманчане смогут увидеть множество уникальных экспонатов.
– Привезли, конечно, не все, что хотелось, так как больше половины нашей пятнадцатитысячной коллекции – это стеклянные изделия Ленинградского завода художественного стекла, закрытого в 1996 году, – рассказала Елена Скурихина, главный хранитель фондов декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII–XX веков Елагиноостровского дворца-музея. – Но мы решили показать как можно больше разных материалов, эпох и техник. На этой выставке керамики даже больше, чем стекла, а стены зала украшают гобелены. Среди них – три работы Бориса Мигаля, самого известного художника в области текстиля.
Шедевры этого ткача можно увидеть в музеях Царицына и Москвы, а в Петербурге их показывают чрезвычайно редко. Например, гобелен «Белая ночь» с разведенным мостом над Невой за последние 20 лет выставлялся в Елагиноостровском дворце-музее всего три раза. А мурманчане могут увидеть это произведение искусства в родном городе.
Еще одна из центральных работ выставки – это инсталляция «Трасса» Михаила Копылкова. В 1984 году, будучи руководителем Всесоюзной творческой группы керамистов в Латвии, художник создал пятиметровую полосу грунтовой дороги шириной 30 сантиметров, на которой изобразил следы птичьих лап и колеса автомобиля, которые пересекаются друг с другом в конце «дороги». На месте их пересечения птичьи следы обрываются, а из-под колеса брызжет кровь. В композици есть несколько и «живых» птиц из стекла и глины.
Выставка будет работать в Культурно-выставочном центре Русского музея на втором этаже филармонии до 14 декабря.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.