22 июля 1933 года о прибытии в город высокого гостя знали всего несколько десятков человек. Газеты про высокий визит молчали, так что для мурманчан тот день был самым обычным. Это потом его назовут историческим, великим, а некоторые станут даже делить свою жизнь на «до» и «после» приезда отца народов. И даже сегодня, как ни странно, о том путешествии Сталина на Север мы знаем немногим больше, чем 85 лет назад. Сам он мемуаров не оставил, Киров, сопровождавший тогда Сталина, через год был убит и воспоминания оставить не успел. Ворошилов воспоминания написал, но до 1933-го не довел. А сопровождавшие вождя мурманчане – председатель окружкома Абрам Абрамов и глава Мурманска Петр Горбунов – были репрессированы.
Укоры совести
Поездки руководителя по управляемой им территории дело обычное. Но не для Сталина. Он был типичным домоседом. Единственное место, куда он ездил каждый год, было побережье Черного моря. Есть версия, что «невыездным» вождя сделал страх покушения. Вполне возможно. К 1933 году недоучившийся семинарист уже имел на счету столько дел, что впору было думать о собственной безопасности. Одно раскулачивание чего стоило. И вдруг он срывается с места и мчится на Север. Зачем?
Доктор исторических наук Алесей Киселев считает, что Сталина просто уговорили на эту поездку четыре человека: Сергей Киров, Анастас Микоян, Валериан Куйбышев и Николай Шверник. Первый, будучи руководителем Ленинградской области, в состав которой в тот момент входил Мурманск, дважды приезжал на Кольский полуостров (в 1929–1930 и 1932 годах). Он считал крайне необходимым поехать туда и в начале второй пятилетки, чтобы на месте определить пути развития края. Наверняка рассказывали Сталину о Кольском полуострове и Анастас Микоян, занимавшийся снабжением страны и пораженный рыбными богатствами Баренцева моря, председатель Госплана Валериан Куйбышев, проводивший в районе Медвежьей горы отпуск с охотой и рыбалкой и «нелегально» съездивший в Мурманск, а также профсоюзный босс Николай Шверник, посещавший Карело-Мурманский край по делам ВЦСПС. Во-вторых, Сталин внимательно прочитал очерк Максима Горького «На краю земли», и его кольнуло: старый и больной писатель нашел время и силы побывать на северной окраине, а вождь всех народов сиднем сидит в Кремле и боится покушений.
Такое объяснение куда более правдоподобно, чем официальная версия. Она говорит о том, что визит Сталина был связан с необходимостью решения проблем обороноспособности северо-западных рубежей СССР и посещения только что построенного Беломоро-Балтийского канала. Но в том-то и дело, что к тому времени канал еще до конца построен не был, а Екатерининская гавань как пункт базирования будущего Северного флота была известна уже давно.
Москва – Сорока
Точкой отсчета нашей истории надо считать май 1933 года, когда по еще недостроенному Беломорско-Балтийскому каналу прошел отряд кораблей Балтийского флота, направлявшийся в Полярный. Возможно, в это время Сталиным и было принято решение о поездке на Север.
Ранним утром 18 июня из Москвы в Ленинград на трех автомобилях выехала правительственная делегация. В еще двух машинах находилась охрана. Почему был выбран такой необычный для того времени способ путешествия, не совсем понятно. Скорее всего, и тут постарался Киров. В северной столице Сталин со свитой не задержались. Не заезжая даже в Смольный, гости отправились на Озерную пристань, где их уже ждал пароход «Анохин». Около 17.00 он взял курс на Беломорско-Балтийский канал.
Больше всего забот на пароходе было у кока, функции которого выполнял заведующий столовой Смольного. К концу второго дня всем уже приелись копчености и другие деликатесы, и тогда на свой страх и риск повар подал гостям картошку с селедкой. Сталину так понравилось это простое блюдо, что пришлось повторить его дважды.
В Сороку, ныне Беломорск, пароход прибыл 21 июля. Здесь Ворошилов принял парад краснофлотцев, и Сталин, хотя и не планировал, произнес небольшую речь, которая стала единственным его публичным выступлением за все время северного турне. Позднее контр-адмирал Иван Колышкин, бывший свидетелем этого события, вспоминал, что Сталин сказал следующее:
«Товарищи! Вы – на Белом море. Будем считать, что уже прибыли на новый морской театр. Театр исключительно сложный, океанский. Не то что Черноморский или Балтийский. Не следует забывать, что во время минувших войн в западных и южных европейских водах связь между государствами Запада и Россией всегда была более надежной, если она осуществлялась в северном направлении, а не через балтийские проливы и порты. Так, в годы Первой мировой войны городок Романов-на-Мурмане был единственной отдушиной России в Европу, в океан.
Чтобы не быть беззащитными на океанском фланге нашей страны, мы ныне приступаем к развертыванию морских сил на Севере. Уже подписан приказ наркома по военным и морским делам о формировании Северной военной флотилии с постоянным базированием в Мурманске. Пока в Мурманске. Еще предстоит окончательно решить вопрос о выборе мест для строительства баз и оборонных сооружений... Осваивайте же новый театр, новую технику как следует. И помните: судьба Севера в ваших руках. Желаю больших успехов».
Не задерживаясь далее в Беломорске, «Анохин» вечером 21 июля доставил делегацию в Кандалакшу, а оттуда высокие гости отправились в Мурманск поездом. Это был обычный пассажирский состав, к которому специально прицепили два купейных вагона.
На борту «Буревестника»
Утром 22 июля поезд прибыл в Мурманск. А вот далее историки расходятся во мнениях. Алексей Киселев пишет, что поезд подошел не к мурманскому вокзалу, а остановился у платформы Пригородного поселка. Туда были поданы легковые автомобили, и Сталин с сопровождавшими поехали на тралбазу, где их ожидал буксирный пароход «Буревестник». Поскольку самая короткая дорога в порт по улице Шмидта была перекрыта (возле строившейся тогда ТЭЦ сооружали мост через Варничный ручей), то эмки пошли по маршруту: Хибинский проезд – улица Горького на Жилстрое – мимо конбазы – по Кольской улице к заливу. А историк Валентин Жиляев, по совместительству консультант-редактор пресс-центра Федеральной службы охраны Российской Федерации, говорит, что два купированных вагона отцепили от пассажирского поезда и маневровым паровозом в 9.35 доставили в Мурманский торговый порт.
О пребывании Сталина в Мурманске мы имеем информацию из единственного источника – воспоминаний капитана парохода «Буревестник» А. М. Чухчина. Причем опубликованы эти воспоминания были дважды: в 1938 году в «Полярной правде», а через 10 лет – в газете «На страже Заполярья». Между ними есть определенные разночтения, но для нас они не столь важны. В любом случае Сталин был в Мурманске всего пару часов, а может, и меньше. Причем был только в торговом порту, ни с кем, даже с партийным активом, не встречался, ни перед кем не выступал, с газетчиками не виделся. Просто приехал, как экскурсант, посмотрел и уехал. Все.
Также стремительно вождь народов прокатился по Кольскому заливу, который «Буревестник» прошел весь, вплоть до мыса Сеть-наволок, после чего повернул назад в Мурманск. До сих пор неясно, был ли Сталин в Полярном. Одни говорят, что Сталин только осмотрел город с борта парохода. Есть, правда, свидетельство одного человека, что Сталин там сошел на берег, пообедал и даже почитал последний номер стенгазеты.
Путевые разговоры
В Мурманск «Буревестник» прибыл на 18 минут раньше графика. В городе гости пересели в поезд и отправились в Ленинград. Вот так прошел визит на Мурман первого лица СССР. О чем говорили во время поездки по Кольскому заливу присутствовавшие на «Буревестнике», известно немного. В частности, обсуждалась судьба населения, жившего в окрестностях Полярного, и работавшей там Полярной биологической станции. Как пишет Алексей Киселев, Сталин приказал население выселить, а станцию закрыть. Попытка Горбунова и Абрамова заступиться за людей и ученых успехом не увенчалась.
На обратном пути в Мурманск на «Буревестнике» обсуждались и другие проблемы – форсирование строительства гидростанций на Ниве и Туломе (для этого туда нужно было перебросить заключенных с Беломорканала), электрификация северного участка Мурманской железной дороги, финансирование геологоразведочных работ и освоение новых видов полезных ископаемых (никель, медь, редкоземельные элементы, железная руда). При осмотре торгового порта, увидев стоящий у причала ледокол, Сталин еще раз напомнил: «Через несколько дней к вам на «Челюскине» прибудет начальник Главсевморпути академик Шмидт. Решите с ним все вопросы освоения Арктики, в том числе о строительстве судоремонтного завода. Но знайте, что этот СРЗ будет обслуживать и военных».
Наиболее же видимым и быстрым результатом поездки Сталина на Север стало создание огромной мемориальной доски, установленной на скале в Полярном. На ней было высечено: «Здесь был 22 июля 1933 г. основатель и создатель Северного флота ВЕЛИКИЙ СТАЛИН».
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru Фото из открытых Интернет-источников.