Накануне начала нового учебного года самое время вспомнить о школах. Но не о современных, а о тех, где учились и первые поколения мурманчан, и жители фронтового города, и ребята, вернувшиеся в Кольское Заполярье после эвакуации. Понятно, что в рамках одной статьи обо всем рассказать невозможно. Поэтому остановимся на самых интересных, с нашей точки зрения, моментах.
Ликвидаторши
Не так давно «Вечерка» рассказывала, как в нашем городе в 20–30-е годы прошлого века ликвидировали безграмотность. Такая работа шла тогда по всей стране, но в Мурманске она имела свои особенности. Здесь не было большого количества безграмотных (чуть больше 5% населения). Поэтому читать и писать всех желающих научили достаточно быстро. Дело упрощалось еще тем, что в Мурманске было немало людей образованных, с университетским дипломом, не говоря уже о выпускниках гимназий. И именно они, бывшие гимназисты, точнее – гимназистки, и стали главной ударной силой ликвидаторов. Так в те годы называли преподавателей ликбеза. Работали ликвидаторы в порту, мехмастерских и даже в тюрьме.
Первая мурманская, но не в Мурманске
Ликбез теснейшим образом связан с развитием школьного образования. При изучении архивных дел бросилось в глаза то, что больше всего ликвидаторов работало в поселке Дровяном. Почему?
– Да потому, что именно там в 1915 году, когда Мурманск существовал только в проекте, была построена первая школа, – говорит доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ и известный мурманский краевед Вячеслав Дранишников. – Сохранилась даже фотография этой школы. И по тем временам она была неплохо оборудована.
Во всяком случае, ликвидаторы никогда не жаловались на проблемы с матчастью. Да, крышу было бы неплохо починить, холодновато зимой бывало, но глобусов, карт, указок, мела и даже методической литературы хватало. В начале 1917 года школу посещали 17 человек.
Город контрастов
Мурманск никак не мог долго довольствоваться дровянской школой-коммуной (так с 1925 года, после объединения с детдомом, назывался первенец мурманского образования). Уже в 1917–1918 годы в городе появляется еще две школы: одна с 4-летним обучением, вторая с 5-летним. В 1916–1919 годы Мурманск – интернациональный город: здесь говорят помимо русского на английском, французском, итальянском, сербском, польском и китайском языках. Немало в городе представителей тюркских народностей. Для них создается еще и мусульманская школа.
В 1921 году в Мурманске уже четыре школы: городская, железнодорожная, учкультвода (водного транспорта) и мусульманская. Самая крупная – городская, 170 учеников.
В 1923 году первые три школы объединили в одно учреждение, для которого специально построили три барака на улице Моряков (ныне улица Челюскинцев). В это время в школе 449 учеников, а в 1929 году – уже 809. К тому времени у школы были уже свои филиалы: три начальных группы, татарская (бывшая мусульманская) и первая школа Мурманска в Дровяном.
Реактивные 30-е
С 1930 года в СССР обязательно всеобщее начальное образование для детей 8–10 лет и, как тогда говорили, для переростков 11–15 лет. В связи с этим значительно увеличивается бюджет Мурманского гороно. Если в 1931-м он составлял около 147 тысяч рублей, в то к 1934 году вырос уже до 1 383 тысяч.
В это время резко растет население города. Количество учащихся с 1 460 человек в 1931 году выросло до 10 300 человек в 1934-м. В ряде начальных классов преподавание ведется на украинском, татарском и даже немецком языках.
Школ катастрофически не хватает. Занятия идут в три смены. Первый урок в 8 часов утра, а последний – ближе к 23.00. Нагрузка педагогов невероятная. И самое главное, профессиональных учителей мало. Поэтому способных к педагогическому труду выпускников 10-х классов отправляли на полуторамесячные курсы. После этого они возвращались в школу уже учителями.
Впрочем, часто обходились и без курсов. Получил аттестат? Иди преподавай! Удивительно, но такие учителя неплохо работали. Большая часть учеников посещала только начальную школу, как того требовало государство. Для таких школяров знаний выпускника десятилетки вполне хватало.
– А вот к среднему образованию стремились далеко не все, – рассказывает Вячеслав Дранишников. – В те времена в семьях обычно было несколько детей, и родители отправляли в класс наиболее способного. Остальные, получив начальное образование, помогали родителям.
Конец трехсменки
К 1934 году кризис, вызванный нехваткой помещений, достиг апогея. Школьники занимались везде: в ДК Кирова, кинотеатре «Северное сияние», клубе НКВД, морском техникуме, клубе кооперации и даже в помещении партшколы. Под нужды образования отдаются даже строящиеся жилые двухэтажные дома.
Все школы тогда были деревянными. Из них до наших дней сохранилась лишь одна, на улице Декабристов. Сегодня это жилой дом.
В начале 1935 года наконец принято решение о строительстве шести каменных школ. И возвести их должны были за пять месяцев. Для нужд строителей выделяется 100 автомашин, миллионы штук кирпича, тысячи тонн цемента и другие материалы. Все это богатство едет к нам из Ленинграда и предназначено только для школ.
Тем не менее к маю 1935-го готовность школ составляла лишь 12 процентов. И только после взбучки в окружкоме партии строители заработали. Да так, что по темпам строительства школ Мурманск с 23-го места по РСФСР в мае 1935 года к августу уже переместился на четвертое!
В 1936 году от трехсменки в Мурманске отказались. Всего в 1935–1941 годы построили 12 каменных школ. Их называли тогда школы-дворцы из-за контраста с преимущественно деревянным городом. Большая часть этих зданий пережила войну и используется по сей день.
Дружим школами
Раздельное обучение – еще одна примета той эпохи.
– Можно много спорить о раздельном и смешанном обучении, – считает Вячеслав Дранишников. – У каждого есть плюсы и минусы. К плюсам раздельного образования можно отнести большую сконцентрированность детей на учебе. К минусам – неумение строить взаимоотношения с противоположным полом. Мне довелось учиться в мужской школе, правда, уже после войны. В то время устраивались каждую неделю танцы. От мужской и женской школ приглашались лучшие ученики. Сегодня это кажется смешным, а тогда все было очень серьезно. Мы собирались в зале, обязательно в присутствии педагогов. Мы танцевали, а учителя нас обсуждали. И их пересуды порой доносились до наших ушей. Но иногда проблема знакомства решалась гораздо проще. Собирались мы своей мальчишеской компанией и шли к женской школе. Меня, как самого маленького по росту и щуплого, подсаживали на окно, я пролезал в форточку и шел к главному выходу. Он был всегда закрыт изнутри на швабру, так я ее вытаскивал и запускал внутрь всю компанию.
Выпускной при закрытых дверях
Война разрушила планы развития Мурманска. Из почти 120 тысяч жителей к октябрю 1941 года в городе осталось чуть больше 30 тысяч. Половина из них – в Кировском районе (ныне Октябрьский округ). Многие считают, что в Мурманске до 1944 года занятий в школах не было.
– Чушь это. Учились, как обычно, – восклицает Вячеслав Васильевич. – Уже 1 августа 1941 года Мурманским областным отделом народного образования был издан приказ о подготовке к новому учебному году.
В Кировском районе большинство каменных школ переоборудовали под госпитали. А школьников выпускных 10-х классов, благо их было немного, разместили в деревянном доме на улице Софьи Перовской (младшие учились в здании, которое сейчас занимает педучилище). Первым делом ученики вырыли во дворе щель, чтобы прятаться во время бомбежек. И начались занятия. Зимой 1941–1942 годов в классах было холодно. За партами сидели в валенках и тулупах. Несколько раз взрывной волной выбивало оконные рамы и двери. Ремонтировали – и снова в класс. После школы, сделав домашнее задание, ученики дежурили в госпиталях, боролись с зажигалками на крышах домов, сдавали кровь для раненых, соревнуясь, кто сдаст больше. Парни занимались в военных кружках.
Выпускной вечер в июне 1942-го прошел при закрытых дверях – гулять по городу было запрещено. Аттестаты выписывались от руки, поскольку бланков не было. На следующий день мужская часть класса отправилась в военкомат, а оттуда – на фронт. Домой вернулись немногие.
Бомбардировка Мурманска 18 июня 1942 года положила конец школьным занятиям в городе. По предписанию облисполкома детей эвакуировали в Кировск и Мончегорск, где они и продолжили учиться. А в 1943-м открылась школа в Коле, которая не так страдала от бомбежек, как Мурманск.
Учимся летом, или Как стать второгодником
После войны школы СССР столкнулись с большим количеством проблем. И если разрушенные войной здания можно было сравнительно быстро восстановить, то учителей взять было неоткуда, многие из них погибли на фронте. Дефицит педагогов стал одной из причин массового второгодничества.
– В конце учебного года в каждом классе, как правило, на второй год оставляли 5–10 человек, – поясняет Вячеслав Дранишников. – Если ученик не успевал по одному-двум предметам, ему давали задание на осень. На каникулах таких детей из разных школ собирали в одной «летней» школе. Занимались с ними учителя, которые уходили в отпуск осенью. В начале нового учебного года детям назначали месячный испытательный срок. Если они показывали удовлетворительные знания, их оставляли в классе. Того, кто не справлялся с программой, переводили в класс ниже.
Вместо послесловия
60–80 годы прошлого века – время наиболее стабильного развития образования в СССР. Остались в прошлом трехсменки и учителя без образования. Время ставило новые задачи, и школы должны были подготовить к ним молодых людей. В Мурманске в это время одна за другой строятся новые школы. Профессиональные кадры для них были уже местными – Мурманский педагогический институт превратился в надежного поставщика преподавателей.
Знаний, полученных молодыми мурманчанами в школах города, вполне хватало для поступления в самые престижные вузы и техникумы СССР. Среди мурманчан 76 процентов имели дипломы о профессиональном образовании. Ликвидаторы 20-х годов о таком могли только мечтать.
Именно в это время учились в школе многие нынешние читатели «Вечерки». И наверняка у каждого от тех лет в памяти осталось что-то свое, наиболее для него ценное и интересное.
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Фото Максима КОТОВА и из фондов музея истории образования в городе Мурманске.