Большое строительство в Мурманске развернулось в 1931 году. Планы на город у руководства СССР были большие, поэтому и сумма, выделенная на его развитие, тоже оказалась солидной – более 20 миллионов рублей. Но с самого начала все пошло не так, как планировали. В итоге, чтобы хоть как-то решить вопрос с жильем для стремительно растущего населения, горсовет Мурманска был вынужден взять кредит и сосредоточиться на возведении деревянных двухэтажных домов. По замыслу отцов города в этих домах должны были жить в первую очередь сами строители. Таким образом решалась проблема расселения тех, от кого, собственно, и зависел успех будущего строительства нашего города.
Ничего не готово
К началу возведения первых 20 деревянных домов в Мурманске из необходимой для строительства материальной базы практически не было ничего. Направляя в окружком обо-снование кредитования, горсовет в графе готовности так и написал: «Ничего не готово». Всего кредитов было три: на проектирование, собственно строительство и покупку необходимой техники. В документе подробно перечисляется, что требовалось: три камнедробилки, шесть километров рельс, две бетономешалки, пять кранов, пять лебедок, десять вагонеток, пять перфораторов с компрессором… На приобретение всего этого требовалось 95 тысяч рублей.
1931 год можно назвать вторым рождением Мурманска. Здесь вновь застучали молотки и завизжали пилы. Город стал стремительно расти.
Чтобы показать, как происходило расширение Мурманска, с какими трудностями приходилось сталкиваться строителям и как они преодолевались, для примера возьмем 1933 год.
К его началу вся жилплощадь города составляла 241 тысячу квадратных метров. Мало? Но на 1 января 1931 года эта цифра была вдвое меньше – всего 106 тысяч. Однако уровень комфорта в новостройках и качество их строительства оставляли желать много лучшего. Газета «Полярная правда» на своих страницах не раз поднимала вопрос о недобросовестности строителей Мурманска. Но ситуация не менялась вплоть до начала войны.
Но вернемся в 1933-й. В городе уже были построены рыбопромышленный техникум (ныне Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И. И. Месяцева ФГБОУ ВО «МГТУ») и поликлиника железнодорожников. Строились Дом культуры (ныне Дворец культуры и народного творчества имени С. М. Кирова), гостиница «Арктика» (названия у нее, правда, в тот момент еще не было, ее просто называли новой гостиницей на улице Ленинградской), хлебозавод, Дом связи. История последнего весьма показательна для того периода.
В 1932 году некая строительная артель приступила к заливке фундамента. Однако выполнила эти работы с большими нарушениями техрегламента. Примерно в этот же момент горисполком, который тогда возглавлял Петр Максимович Горбунов (одновременно являясь председателем окружкома), решил, что представленный ранее проект Дома связи его не устраивает. Проект был полностью пересмотрен, и из двухэтажного здание стало четырехэтажным. Все надо было начинать сначала. Год работы, по сути, прошел впустую.
Не меньше было проблем и с хлебозаводом. Сроки его сдачи переносились трижды. Дело дошло до того, что «Полярная правда» организовала общественный контроль на стройплощадке и частенько публиковала нелицеприятные для строителей материалы.
Живите где хотите
То, что происходило тогда со строительством жилья, иначе как катастрофой назвать нельзя. За первые полгода план был выполнен всего на 29%. В июле 1933 года эта ситуация разбиралась на пленуме горсовета. Из доклада Петра Горбунова вырисовывается следующая картина. Главный подрядчик строительства «Ленснабстрой» приступил к работе только в марте 1933-го – из-за отсутствия финансирования. Лишь получив кредит в полтора миллиона рублей, подрядчик, наконец ожил. К лету он сумел собрать все необходимые материалы и начать стройку. Но тут возникла другая проблема – отсутствие рабочих.
Изначально, еще когда планы строительства толь-ко верстались, все думали, что уж с рабочей силой будет полный порядок. В марте и апреле ее в городе был даже переизбыток. Но сидеть сложа руки в ожидании начала стройки люди не могли, им и их семьям надо было на что-то жить. И когда «Ленснабстрой» сконцентрировал технику и материалы, выяснилось, что народ уже работает на других предприятиях. С грехом пополам руководство «Ленснабстроя» сколотило несколько бригад, которые и кочевали по объектам – сегодня заливали фундамент в одном месте, завтра рубили стены в другом, на третий день переквалифицировались в грузчиков и доставляли материалы…
А что в результате? Комиссия, принимавшая очередной дом, в своем акте отмечает: смазка потолка проводится глиной с большим количеством влаги, которая просачивается в нижний этаж, плиты сделаны такими маленькими, что не могут обеспечить потребности даже одной семьи. Места пересечения труб с кровлей не заделаны, стропила не схвачены скобами. И таких актов множество.
Мрачные кубы
На пленуме, о котором шла речь выше, жестко выступил член горсовета рабочий порта Легадин. Он прямо в глаза Горбунову и другим начальникам сказал: «В архитектурном оформлении города нет никакой идеи. Каждый строит как вздумается и где вздумается. Целые кварталы вновь выстроенных жилых домов имеют вид мрачных неуклюжих кубов. Исключительно плохо с больничным строительством. Используем под больницы всякие клетушки, а прекрасное здание железнодорожной поликлиники уже второй год стоит почти готовым и не используется из-за ведомственной грызни. Это по меньшей мере преступление».
«Мрачные кубы» появились в результате почти полного отсутствия озеленения, на которое в Мурманске тогда выделяли всего 8 тысяч рублей в год. На эти деньги в 1933 году посадили тысячу деревьев. Еще четыре тысячи ждали своей очереди в питомниках.
Другим больным местом были городские улицы. В 1933 году их отремонтировали на протяжении всего 5,5 километра. Хотя, что в данном случае подразумевалось под ремонтом, не ясно. Асфальта в ту пору в Мурманске не было. Наверняка привезли песок, засыпали ямы да, возможно, еще деревянные тротуары подправили. Но после первого сильного дождя такая улица превращалась в болото.
Иногда власти в тупик ставила и общественность. В «Полярке» 24 июля 1933 года появилась статья «Мурманск должен иметь большой благоустроенный стадион». Хорошее, в принципе, дело, но ни в каких планах оно не значилось. В городе было футбольное поле, на зиму превращавшееся в каток. Перечить народу в ту пору было небезопасно, особенно если его мнение озвучила главная областная газета. Но деньги-то откуда брать? Пройдет еще пять лет, и только в 1939 году в городе все же приступят к строительству большого стадиона. Сегодня он называется «Строитель».
А вот что было в планах, так это строительство крематория. Причем этот пункт значился в первых строках заданий еще в 1931 году. Руководство города уже в ту пору отлично понимало, что захоронение в Мурманске – совсем не то же, что в других областях страны. Но затем от строительства крематория отказались. Почему, пока разобраться не удалось.
«Любовь» и «Челюскин»
Когда в августе 1933 года в Мурманск прибыл пароход «Челюскин», который только готовился к своему историческому плаванию, это стало событием для всего города. Журналисты «Полярки», уставшие от каждодневной рутины, посвятили кораблю и его пассажирам несколько газетных полос. Они и сегодня читаются с большим интересом, одни заметки известного в то время поэта Ильи Сельвинского о жизни в Дании чего стоят. А ведь помимо него на пароходе было немало интересных людей. Например, писатель Сергей Семенов, сегодня почти забытый, роман которого «Голод» в свое время выдержал девять изданий. Безусловной звездой среди пассажиров «Челюскина» был Отто Юльевич Шмидт, который в Мурманске прочитал ряд лекций.
Кстати, во многих популярных изданиях указано, что «Челюскин» покинул Мурманск 2 августа 1933 года. Между тем случилось это событие 10 августа, что подтверждают и материалы «Полярки», которые указывают, что 6 августа закончилась бункеровка, 7-го при полной воде пароход поставлен к причалу № 7, началась загрузка продовольствия, снаряжения и пресной воды.
Но не только «Челюскин» в 1933 году стал героем «корабельных» газетных публикаций. Незадолго до его прихода в нашем порту со дна Кольского залива была поднята яхта с романтическим названием «Любовь». В Мурманске она появилась еще до революции, принадлежала одному зверопромышленников. Построенная в Норвегии из дуба, с обшитым свинцом килем, яхта обладала прекрасной мореходностью, развивая скорость до 16 узлов, порой обгоняла даже паровые суда. В годы гражданской войны она превратилась в плавучий дом для инженера-портостроителя Лехницкого и его сотрудников, затем на ней жили лоцманы, потом яхту передали рыбохозяйственной организации. А в 1921 году «Любовь» затонула по неясным причинам. В 1933 году ее решено было поднять. Две недели у водолазов ушло на то, чтобы освободить яхту от зацепившихся якорей и цепей. Их набралось 13 штук. И потом с помощью понтонов судно подняли на поверхность. К сожалению, проследить дальнейшую судьбу яхты не удалось.
В общем, «Любовь», как и «Челюскин», подняли волну в море рутинных проблем города. Но уход последнего в плавание вернуло горожан и журналистов к обыденным делам. Скоро новый учебный год, а школа на улице Софьи Перовской, которую начали строить еще в 1932 году, готова, как сообщала «Полярная правда», чуть более чем наполовину. «Почему, спрашивается, в мае и июне на стройплощадке было всего три плотника и… три сторожа? – писала газета. – Сейчас август, но вместо 150 рабочих трудятся всего 52. И как думает начальник «Жилкоммунстроя» Никитин сдать школу к 1 сентября?».
Впрочем, настоящим событием для Мурманска в 1933 году стал приезд в город Сталина. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru Использованы материалы Государственного архива
Мурманской области и Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
Холодильник - это незаменимая бытовая техника, которая есть в каждом доме. Поломка холодильника может сулить настоящие неприятности. Вам на помощь ремонт холодильников в Оренбурге на дому. Высокое качество услуг по доступной цене. Реклама