Мурманские школьники подрабатывают автомеханиками, швеями и парикмахерами
Уже несколько недель на подъезде соседнего дома красуется объявление: «Быстро и качественно заменю колеса. Переобую машину к лету всего за 300 рублей». Позвонила из любопытства. Пока юношеский голос по телефону бойко предлагал мне различные бонусы в виде проверки уровня масла в двигателе и других жидкостей в машине, я все пыталась вспомнить, где я его раньше слышала. И тут меня озарило: примерно полгода назад этот же школьник предлагал свои услуги по расчистке парковки от снега за 500 рублей.
В бизнесе со школьной скамьи
Слово за слово, выяснилось, что Николай сейчас учится в одиннадцатом классе и совсем недавно окончил курсы по автоделу. Теперь пытается свои навыки применить на практике, а заодно и подзаработать.
– Я учился в «ПрофСтарте» на улице Лобова, сначала немного на курсе электротехники, а потом постигал профессию слесаря по ремонту автомобиля, у меня и свидетельство об окончании есть, – заверил Николай. – Обучение бесплатное, преподаватели хорошие, нас всему научили. Многие из наших выпускников сейчас, пока еще учатся в школе, пытаются подрабатывать. Лучше всего получается у девочек, которые выучились на парикмахеров, у них намного больше заказов на стрижки, прически и макияж, чем у нас на услуги автосервиса. Мне пока редко доверяют, потому что я очень молодой, но все же клиенты есть. Вот буквально пару дней назад звонила соседка и чуть ли не со слезами рассказывала, что на выезде из города у нее пробило колесо. Попросила меня приехать и поставить запаску. Даже такси оплатила, чтобы долго не ждать. Так что пара сотен заработанных своим трудом рублей у меня всегда в кармане есть.
На «Повара» мест нет
Чуть позже я выяснила, что «ПрофСтартом» сейчас называется бывший учебно-производственный комбинат (УПК), куда в советское время в обязательном порядке старшеклас-сники ходили один день в неделю на обучение выбранной трудовой специальности. Сейчас все сугубо добровольно. Бывший УПК стал центром профессиональной ориентации «ПрофСтарт» – теперь это муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования. Сюда принимают с 12 лет, и попасть на желаемый курс не всегда просто. Например, на следующий учебный год уже совсем не осталось свободных мест на «Кулинарное искусство», «Кухню народов мира» и «Повара». Это при том, что занятия начнутся только в сентябре.
– Обучение организовано таким образом, что ученики шестых и седьмых классов за два года при желании успевают попробовать себя в четырех разных профессиях, – рассказывает методист центра Жанна Демиденко. – Для детей такого возраста у нас действуют 36-часовые программы профессионального самоопределения. Например, девочка может попробовать себя сначала в «Кулинарном искусстве», потом в «Визаже», затем пойти на «Юного модельера», а после этого – на «Маленькую швею». Пройдя четыре программы, ребенок выяснит, к чему у него душа лежит, и в восьмом классе может начать изучать выбранную профессию углубленно на протяжении двух лет. По итогам обучения ему выдается сертификат установленного образца, с которым уже можно устраиваться на работу либо поступать в колледж.
Психолог – в помощь
В центре обучается 721 школьник по 25 программам. Здесь учат на теплотехников, модельеров, графических дизайнеров, ведущих, парикмахеров, электромонтеров, слесарей, кассиров и другим специальностям. А для пятиклассников разработали специальный вводный курс, который называется «Мир профессий», где ребятам рассказывают о самых редких, интересных, сложных и востребованных профессиях. При помощи тестов выясняют, к чему у них есть способности, и советуют, на какой вид деятельности обратить внимание в дальнейшем. Впрочем, пройти тестирование можно в любом возрасте и на любом курсе, так как в центре работает штатный психолог, всегда готовый помочь ребятам с самоопределением.
– Мы уделяем время всем желающим, – рассказывает педагог-психолог Валерия Андропова. – По специальным методикам можем определить, в какой сфере ребенку лучше работать. Возможно, его профессия должна быть связана с общением, людьми. Либо он комфортнее будет себя чувствовать, работая на природе. А может, ученик больше тяготеет к экономической сфере или художественной. Бывает, что к нам приходят просто за консультацией. В ходе беседы мы выясняем, чем школьник интересуется, какие предметы ему легче даются, кем он видит себя в будущем и, исходя из всего этого, даем совет, на какую профессию обратить внимание. Обычно, что интересно, в том ты и становишься успешным.
Мобильники – в сторону
Каждый год в центре вводятся новые направления. В этом году, например, добавили программу «Дети – дорога – жизнь», в рамках которой школьники изучают правила дорожного движения и постигают азы профессии инспектора ГИБДД.
– Еще один новый курс называется «АБВ – Академия будущих ведущих», – продолжает Жанна Александровна. – Школьников учат всему необходимому для будущей профессии, начиная от артикуляционной гимнастики для хорошей дикции до написания собственных сценариев, нарезки музыки под разные конкурсы и разработки своей рекламной кампании. В ходе обучения дети закрепляют свои знания на практике, выступают на различных площадках на Новый год, 8 Марта и 23 Февраля. Наши старшеклассники проводили праздники в 51-й прогимназии, в 7-й гимназии и других образовательных учреждениях, и везде их с радостью принимают, ведь ребята приходят с готовым сценарием, костюмами, реквизитом и полностью берут на себя организацию праздника.
В центре «ПрофСтарт» открыты программы обучения по самым востребованным на рынке труда профессиям. Так, на пике популярности у мальчишек уже много лет находится курс «Слесарь по ремонту автомобиля». Парни с удовольствием погружаются в инструкции по ремонту машин, изучая теорию, а потом спускаются в ремонтные боксы, где занимаются сборкой-разборкой старенького ВАЗ-2105.
А на курсе «Электроника» шестиклассники учатся разбираться в схемах и пользоваться паяльником.
– Вы знаете, когда в сентябре ко мне приходят новые ученики, первое, что они делают, – это достают мобильные телефоны и начинают на них играть, – рассказывает преподаватель «Электроники» Михаил Арестов. – Но буквально спустя несколько занятий они настолько увлекаются учебой, что им уже не до игр, потому что паяльники дымят, припои плавятся, светодиоды мигают – и тут становится намного интереснее, чем в телефоне. Вот сейчас они у меня простейший музыкальный электроинструмент паяют. У некоторых ребят схема уже запищала. Там столько радости было! А ведь инструмент собирают на основе обычной мыльницы, которая почти у каждого дома есть. Мы ее используем, так как это отличный проводящий корпус. Потом получившуюся своеобразную музыкальную шкатулку ребята подарят родным.
Родители гордятся, что их сыновья в столь юном возрасте уже дружат с инструментами и техникой. Значит, из них вырастут мужчины, которые легко справятся с любой поломкой.
Надежда ТУРЛОВА. turlova@vmnews.ru
Фото из архива Центра профессиональной ориентации «ПрофСтарт».