– А вот наша Златочка два раза в неделю в бассейн ходит, в театральную школу тоже два раза. По пятницам в развивающий центр водим. А по понедельникам логопед на дом приходит – звуки ставим, ведь через два года в школу идти.
– Мы бы тоже с логопедом поработали. Дадите телефон?
– Конечно, женщина она с опытом. Только Златочка стесняется очень, под столом от нее часто прячется и никак вылезать не хочет.
Случайным свидетелем такого диалога двух мам я стала на прошлой неделе. Пятилетнюю Злату стало жаль – такой напряженный график даже взрослым нелегко осилить. Но ее родители усердно стараются и продолжают практически каждый день возить крошку на уроки по всестороннему развитию. И таких мам и пап, решивших вырастить из своих детей гениев науки и искусства, сегодня немало. Практически столько же, сколько сейчас в Мурманске ребят с неврозами и отсутствием мотивации к учебе.
Болезни от знаний
– Проблема чрезмерной занятости детей, особенно дошколят и учащихся начальных классов, с каждым годом становится острее, – рассказывает педагог-психолог государственного областного бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Наталья Сергиенко. – Ежегодно к нам за помощью обращаются все больше родителей, которые столкнулись с неожиданными последствиями самозабвенной работы над развитием талантов и способностей своих детей.
Постоянная загруженность ребят, нескончаемый круговорот кружков все чаще становятся причиной ухудшения отношений между родителями и детьми и школьной дезадаптации – дети не хотят учиться, делать домашние задания, не слушаются учителей. Многие завсегдатаи всевозможных спортивных, художественных, музыкальных секций за пару лет их посещения зарабатывают нервные тики (это проявляется в различных навязчивых движениях), кожные болезни, у них ослабевает иммунная система. Так отвечает организм на постоянное напряжение.
И это только часть проблем, с которыми могут столкнуться дети, не по годам развитые в кружках, секциях и всевозможных центрах. Дети, к рождению которых современные мамы тщательно готовились, изучая многочисленные Интернет-сайты с подборкой развивающих методик, которых с первых месяцев жизни учили распознавать геометрические формы и английские слова. Дети долгожданные, любимые, но, как показывает практика, не самые счастливые.
Жизнь – игра
– Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра, – продолжает Наталья Юрьевна. – До 4,5–5,5 лет важно заниматься развитием эмоциональной сферы ребенка, а современные родители нередко делают акцент на интеллектуальной, познавательной.
Нередко приходится видеть малышей-дошкольников, которые обладают действительно обширными знаниями, но применять их на практике не могут. К примеру, из множества ребят, посещавших языковые школы с 4–5 лет, редко встречается ребенок, который к первому или даже к третьему классу мог бы хорошо разговаривать на иностранном языке. Возникает закономерный вопрос: «Зачем родители отняли у своего сына или дочки столько часов детства, столько часов жизни?».
Вообще психологи считают, что до 3,5 и даже до 4 лет ребенку, посещающему детский сад, не нужны никакие дополнительные образовательные занятия. Все необходимые знания и навыки он получает в садике – делают аппликации, рисуют, танцуют, поют, занимаются физкультурой. До этого возраста свободное время детворе лучше проводить на детской площадке, где они будут учиться общению со сверстниками. Дома же непременно нужна совместная деятельность с родителями. Это залог эмоционального здоровья и хороших отношений.
В дошкольном возрасте детей надо учить играть как самостоятельно с игрушками, так и с другими детьми. Так развиваются коммуникативные навыки. Если малыши постоянно заняты обучением, они осуществляют индивидуальную деятельность. Коммуникативные навыки не развиваются, эмоциональное взаимодействие с другими людьми отходит на второй план. И разве такой перекос в развитии поможет в будущем? Насколько успешен и счастлив будет человек, не умеющий договариваться, находить общий язык с окружающим его миром?
Гипертрофированная забота
Нередко родители от большой любви лишают ребенка возможности становиться самостоятельным. Такое бывает и с детьми, которые живут под пристальной опекой бабушек.
Каждый наверняка хоть раз видел такую сцену: ребенок стоит, словно живая кукла, а рядом суетится мама или бабушка, тщательно заправляя ему майку в колготы, свитер – в рейтузы, застегивая липучки на ботинках и пуговицы на куртке. Да, в год-два подобное проявление заботы оправдано. Но детей более старшего возраста нужно учить одеваться самостоятельно. В процессе одевания и раздевания работают руки, тело, и благодаря импульсам, которые поступают в мозг, между полушариями развиваются новые нейронные связи. И никакие интеллектуальные центры и опытные педагоги тут не нужны. Как-то раз к психологу пришла на консультацию мурманчанка, жалуясь, что ее 10-летний сын очень рассеян, может ходить в разных носках, незаправленной рубашке, вывернутом наизнанку джемпере. Но причина того не в равнодушии мальчика к собственному внешнему виду, а в отсутствующей с раннего детства самостоятельности.
А ведь таких мам сейчас немало. Они выделяются гиперопекой, ни на шаг не отходят от своих карапузов на игровых площадках. У них всегда при себе увесистая детская аптечка на все случаи жизни. Они с азартом участвуют во всех дворовых, детсадовских и городских конкурсах, собирая грамоты и дипломы. Ведь их кровиночка непременно должна поступить в престижную гимназию, а для этого в приемной комиссии нужно представить солидное портфолио с доказательствами активной жизненной позиции чада и его всесторонней развитости.
Обратный эффект
– Заниматься развитием ребенка, безусловно, нужно. Но делать это стоит, соблюдая принцип разумной умеренности. Одного-двух кружков для дошколят и младших школьников достаточно, – продолжает Наталья Сергиенко.
С детворой можно заниматься и дома, сейчас есть много отличных дидактических пособий, которые развивают память, внимание, мышление, речь. В юном возрасте нужно развивать именно эти психические процессы, а не учить алфавиту или таблице умножения. Более того, занятия в игровой форме, которые проводит родной человек, а не чужая тетя, намного полезнее для эмоционального развития детей.
Другая частая ошибка родителей – принуждение детворы к посещению спортивных секций. Ведь далеко не всем удается с первого раза сделать правильный выбор.
У ребенка должна быть возможность походить и в бассейн, и на футбол, и на гимнастику. Только попробовав свои силы в разных видах спорта, он сможет выбрать подходящий. Взрослые порой негативно оценивают такие метания и настаивают на продолжении тренировок. В результате у детей формируется устойчивое отторжение к занятиям, которые не вызывают интереса. Впоследствии это вредит учебе, ведь уроки в школе не всегда бывают интересными.
Психологи не устают напоминать, что у каждого возраста своя задача. Так, примерно в два года малыши начинают активно перечить родителям, в три – становятся жадинами, в 9 лет начинают часто обманывать родных, чтобы обособиться и самоутвердиться. Таковы законы природы, и пройти эти этапы взросления должен каждый. Главное, сделать это вовремя.
Конечно, возрастные задачи можно отложить во времени, но полностью исключить невозможно. Потому если ребенок не наигрался до шести лет, он сделает это позже. Так что родители, которые с детсадовского возраста водят детвору в различные развивающие центры для того, чтобы их сыновья и дочери были успешны в школе, могут получить обратный результат.
«У ребенка должна быть возможность походить и в бассейн, и на футбол, и на гимнастику. Только попробовав свои силы в разных видах спорта, он сможет выбрать подходящий. Взрослые порой негативно оценивают такие метания и настаивают на продолжении тренировок. В результате у детей формируется устойчивое отторжение к занятиям, которые не вызывают интереса. Впоследствии это вредит учебе, ведь уроки в школе не всегда бывают интересными.»
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebedeva@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.