Полковник Тарунин в региональной Госавтоинспекции не новичок. В середине 2000-х он работал здесь в должности заместителя начальника управления. Потом была служба в городском УМВД. Ровно под Новый, 2018 год Алексея Витальевича назначили начальником УГИБДД УМВД России по Мурманской области. Работа ответственная и беспокойная. Особенно сейчас, когда от машин на дорогах с каждым годом становится все теснее, а поведение отдельных водителей может вывести из себя даже самых терпеливых.
Не рушить традиции
– Алексей Витальевич, как, на ваш взгляд, изменилась ситуация на дорогах области? Что можно сказать о нынешней водительской дисциплине?
– Дисциплина водителей лучше всего видна в статистике аварийности. В 2010 году в области было зарегистрированы 1058 ДТП. В них тогда 105 человек погибли и еще 1393 получили травмы и ранения различной степени тяжести. В 2017 году сотрудники ГИБДД зафиксировали 798 ДТП, в которых 60 человек погибли и были травмированы 1069 человек. Вполне можно говорить о стабильном снижении аварийности на дорогах. И это при том, что за прошедшие годы количество автомобилей в области значительно увеличилось.
Дисциплина на дорогах стала выше. Снизилось количество грубых нарушений ПДД на нерегулируемых пешеходных переходах. Водители в основном уступают дорогу пешеходам. С пешеходами несколько сложнее. Они в определенной степени стали вести себя более безответственно – переходя дорогу, часто совершенно не обращают внимания на движение транспорта. А ситуации даже на переходах бывают разные. Особенно зимой, в гололед или темное время суток.
Главное и наболевшее
– Какие основные причины аварийности вызывают наибольшее беспокойство?
– Во-первых, управление транспортом в нетрезвом виде. В прошлом году у нас, к сожалению, на 10 процентов увеличилось количество ДТП, совершенных по вине нетрезвых водителей. В них погибли 15 человек, годом раньше число жертв было значительно меньше – 7 человек.
Во-вторых, это выезд водителей на полосу встречного движения – крайне опасное нарушение, часто приводящее к смертельным исходам. Поэтому мы не прекращаем проводить профилактические мероприятия «Встречная полоса». Наша задача – предупредить водителей о необходимости правильного поведения на дороге, выборе оптимальной скорости и безопасного маневра обгона.
В-третьих, тревожит состояние безопасности пассажирских перевозок. С участием пассажирского транспорта за минувший год ДТП стало больше на 26 процентов, а количество раненых возросло почти на 60 процентов. С первых же дней нового года уже начата работа с организациями, занятыми перевозками пассажиров, органами муниципальной власти. Понимание проблемы есть у всех сторон, значит, будет и положительный результат.
– Но ведь за рулем такого транспорта сидят исключительно профессионалы. Откуда тогда ДТП? Что нарушают?
– Чаще всего их нарушения связаны с проездом перекрестков, выездом на перекресток на запрещающий сигнал светофора. При современной интенсивности движения и опытным водителям приходится трудно. Хотя для нас любое падение пассажира в автобусе или троллейбусе или его травмирование из-за нарушения ПДД является дорожно-транспортным происшествием.
Двойной контроль
– Сегодня на дороге чаще можно встретить камеру автоматического наблюдения, чем дежурный экипаж инспекторов. Равнозначна ли замена людей на технику?
– Можно по-разному относиться к внедрению автоматических средств фиксации нарушений. Но эта практика дает результат. На тех участках, где установлены камеры фиксации, от года к году отмечается снижение аварийности. С другой стороны, многие водители пользуются антирадарами, гаджеты фиксируют расположение наших приборов и предупре-ждают о них. Люди тут же стараются снижать скорость, ехать так, как того требуют правила или установленные знаки, чтобы не попасть под административный штраф. Да и дежурства инспекторов на дороге никто не отменял. Об их присутствии автомобилисты предупреждают друг друга за многие километры. Значит, и там никто лихачить не будет. Так что и техника, и люди делают одно общее дело.
– Часто автолюбители обжалуют присланные в «письмах счастья» постановления о нарушениях?
– Конечно. Но чаще речь идет о переносе штрафа на других лиц. Такое случается, когда машина продается, а новый владелец не спешит регистрировать ее на свое имя. По закону эту процедуру надо пройти в течение десяти дней после покупки. Штрафы идут в адрес того, кто указан в базе данных как собственник.
Опасный поворот
– Какие дороги в Мурманске самые аварийно опасные?
– В прошлом году наблюдалось снижение аварийности на федеральной трассе «Кола». Но этого пока не удалось добиться на дорогах регионального и муниципального значения. Проанализировав аварийность в Мурманске за минувшие два года, мы выделили 14 мест концентрации ДТП. Там за это время произошли 105 дорожно-транспортных происшествий, семь человек погибли и 139 получили ранения.
Печально лидирует улица Планерная – съезд от автодороги Р-21 «Кола» до автозаправки. Там за два года было 10 ДТП. Практически все они были связаны с выездом водителей на встречную полосу движения. Было также одно опрокидывание транспортного средства, два наезда на пешеходов. В итоге там погибли 4 человека и 17 были ранены. Такой тревожной статистики нет больше нигде. Гибли люди также на перекрестке проспектов Кольского, Кирова и Ленина; на Кольском проспекте – между улицами Морской и Зои Космодемьянской; на перекрестке проспекта Героев-североморцев и улицы Гагарина.
На перекрестке Кольского проспекта и улицы Героев Рыбачьего за два года отмечено самое большое количество травмированных. Там в 14 ДТП пострадали 20 горожан. Все аварии были связаны со столкновениями транспортных средств при проезде через регулируемый перекресток.
– Но автоподъезд к улице Планерной для движения не должен представлять особого труда. Там все просматривается, и дорога достаточно широкая…
– Многие не соблюдают скоростной режим на этом участке. Там установлено ограничение скорости до 40 километров в час, о чем информирует стационарный дорожный знак. Часто его игнорируют. И напрасно.
Китайский ксенон и заполярное ноу-хау
– Многие водители жалуются на доморощенных умельцев, которые устанавливают на своих авто нештатные ксеноновые фары, их практически невозможно правильно отрегулировать. В результате слепят встречных. На таких умельцев у ГИБДД есть управа?
– За управление автомобилем со световыми приборами, не соответствующими стандарту, предусмотрена административная ответственность. В прошлом году к ней привлекли 17 водителей. В Апатитах выявлен был даже один пассажирский автобус с переделанными фарами. Всех нарушителей лишили водительских прав. При ДТП обращаем внимание на световые приборы. И при прохождении ежегодного тех-осмотра такое транспортное средство не может быть допущено к эксплуатации – водителю не выдается диагностическая карта. Еще одно направление контроля – при регистрационных действиях, когда машина ставится на учет.
– Обратная связь с северянами помогает бороться с нарушителями?
– Несомненно. Уже сложилась определенная система контактов. Многие наши земляки стараются не проходить мимо случаев, когда машины паркуют в зоне действия запрещающих знаков, на газонах или детских площадках. Рассматриваем каждое обращение, выясняем виновных и наказываем их. В прошлом году к нам поступило около 2000 таких сообщений.
– Есть ли в работе заполярных дорожных инспекторов то, что встречается только у нас?
– Участие в повседневной работе патрульных экипажей ветеранов Госавтоинспекции. Во-первых, это отличный способ передачи своего профессионального опыта молодым сотрудникам. А во-вторых, мы уже заметили: когда в экипаже присутствует человек в гражданской форме, многие нарушители стараются вести себя более спокойно и сдержанно.
Или еще одна форма работы наших ветеранов, которую не встретишь в других районах: специализированная народная дружина по безопасности дорожного движения в Мурманской области «Заполярье». Ей уже два года. За это время ее дружинники участвовали во всех акциях, рейдах и мероприятиях, проводимых ГИБДД и УМВД. Их экипаж каждый день на дорогах Мурманска и Колы. Там, где автомобилисты нуждаются в их помощи.
Беседовал Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото пресс-службы УГИБДД по Мурманской области.