Закон, установивший новые правила для организаций, зарабатывающих возвращением долгов, действует всего полгода. Но те фирмы, которые совсем недавно считали, что для выбивания денег из должников все средства хороши, уже поняли, что должны учиться работать по-новому. Иначе им навсегда придется забыть о своем выгодном бизнесе.
Образцовый случай
За работой коллекторов, за тем, как они исполняют новый закон, призвана следить служба судебных приставов. Пока в Мурманской области не так много жалоб на неправомерные действия работников коллекторских организаций – не более двух десятков. Но, по мнению заместителя главного судебного пристава по Мурманской области Павла Ширяева, организации, официально работающие на этом рынке, стали отказываться от старых полукриминальных методов. Они отлично понимают все последствия нарушения закона их сотрудниками. Ведь в определенных случаях фирмы-нарушители могут быть исключены из реестра и потерять право легально работать на этом рынке.
Недавно по материалам о неправомерных действиях в отношении должника, подготовленным мурманскими приставами, был привлечЕн к ответственности сотрудник петербургского коллекторского агентства. Он явно переусердствовал и превысил свои полномочия.
На какие действия коллекторов чаще всего жалуются северяне?
– На излишне частые звонки должникам, превышение количества допустимых смс-сообщений, – перечисляет начальник отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП России по Мурманской области Кирилл Должанов. – Нередко претензии обоснованы. Но иногда любой звонок или визит коллекторов люди склонны расценивать как попытку давления на них.
Тогда они сразу же начинают звонить приставам, подкрепляя свои подозрения и сомнения только словами. Но любое обвинение должно быть подтверждено документально. Для примера вернемся к истории, которая закончилась наказанием коллектора из Санкт-Петербурга.
– Это был, так сказать, образцовый случай, – говорит Кирилл Должанов. – Мужчина, по отношению к которому коллектор нарушили закон, записал на диктофон все разговоры с ним, к заявлению приложил распечатку звонков от своего сотового оператора и детализацию смс-сообщений. И с этими доказательствами пришел к нам. Отсюда и результат.
Жалуемся грамотно
Неужели в век всевозможных технологий мы все еще вынуждены собирать и подшивать бумажные документы? Да, ради нашего же спокойствия.
Опытные люди советуют к любым финансовым бумагам относиться бережно. Это – документы, которые подтверждают вашу же платежную дисциплину. Более того, даже расплатившись с долгами, не стоит избавляться от квитанций ранее чем через три года – пока не закончится срок исковой давности. Может так случиться, что документы вам еще пригодятся.
– Если кажется, что коллекторы вам докучают, например, по телефону, обязательно сами обратитесь к звонящему, – рекомендует Кирилл Должанов. – Только сделайте это не по телефону, а в письменном виде. Лучше отправить свое обращение заказным письмом с уведомлением о вручении или через нотариуса. Кредитор или коллекторы обязаны ответить на обращение должника по всем вопросам, касающимся взыскания задолженности, не позднее тридцати дней со дня получения такого обращения. Для этого и нужно обратное уведомление. Оно поможет проконтролировать срок ответа. Непременно дождитесь ответа, если он не поступит, тогда следует обращаться к судебным приставам.
Можно и нельзя
Юридические лица, для которых возврат просроченной задолженности является основным видом деятельности, те самые коллекторы, теперь должны входить в государственный реестр. Его ведет служба судебных приставов. Реестр коллекторских организаций опубликован на сайте ФССП (www.fssprus.ru).
Новый закон существенно ограничил служебное рвение коллекторов. Например, с 2017 года им запрещено звонить должнику чаще восьми раз в месяц или отправлять более 16 смс-сообщений. Личные визиты по поводу возврата долгов разрешено наносить не более четырех раз в месяц. Зато писать и направлять письма с напоминанием о долге можно сколько угодно.
К должнику и его близким нельзя применять физическую силу или угрожать ею. Неприкосновенно и имущество должника, недопустимы угрозы его порчи или уничтожения.
Коллекторам запрещено применять к своим оппонентам психологический прессинг, оскорблять и унижать должника. С заемщиком одновременно может работать только одно коллекторское агентство.
Информацию о должнике и его долге запрещено размещать в социальных сетях, на стенах подъездов. Нельзя сообщать эти сведения и по месту работы должника.
Общение сторон запрещено в ночное время с 22 часов вечера до 8 часов утра в рабочие дни. По выходным и праздничным дням режим тишины увеличивается с 20 часов до 9 утра. Коллекторам запрещено звонить должнику с не зарегистрированного на него или на кредитора телефона. Номера нельзя скрывать, они должны безусловно определяться на телефоне должника.
Шесть шагов в верном направлении
1. Если образовалась просрочка платежей, не ждите звонка или визита коллекторов. Первыми начните переговоры и переписку с кредитором по образовавшейся просрочке.
2. Сохраняйте все свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа в период действия договора и в течение трех лет после возврата долга. Храните все квитанции и расписки о погашении долга.
3. Ни с кем не общайтесь по телефону анонимно. Это могут быть мошенники или элементарные вымогатели. Если звонящий не представился первым, проявите инициативу, уточните организацию и его должность, фамилию, имя, отчество, контактный телефон. При личной встрече потребуйте предъявить документы. Запишите эти данные.
4. Если вы заметили, что коллектор применяет неправомерные методы общения с вами, записывайте вашу беседу на диктофон. Это действенная мера. После предупреждения о записи оппонент сразу же сменит тон беседы.
5. Если коллектор звонит слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков. Обратитесь к своему оператору связи и попросите у него детализацию звонков.
6. Пресекайте грубое отношение к вам. Напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы. Не бойтесь остудить пыл звонящего коллектора, а если реакции не последует, просто повесьте трубку.
Если вам угрожают
Если коллекторы пытаются изъять ваше имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, хамят, оскорбляют или запугивают, обращайтесь в полицию с заявлением. Если коллекторы не угрожают жизни и здоровью, но в то же время нарушают процедуры, прописанные в законе, то в этом случае все зависит от того, кто именно нарушает ваши права. Если это кредитор (за исключением кредитной организации) или коллектор, то необходимо обращаться в Федеральную службу судебных приставов. Если закон нарушает банк или микрофинансовая организация (МФО), обращение отправляйте в надзирающее за ними региональное управление Банка России.
Пожаловаться на действия кредитных организаций и МФО, нарушающих требования закона, можно в Банк России через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России (www.cbr.ru).
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.