Чем занимаются радиолюбители? Зачем им нужно устанавливать на своих домах огромные антенны, покупать дорогущее оборудование и часами сидеть у трансиверов, слушая болтовню незнакомых им людей? Казалось бы, в наш век цифровых технологий, когда практически с любой точкой земного шара можно связаться по телефону или через Интернет, увлечение радио должно было кануть в Лету. Но нет. Радиолюбительство сегодня не только не умерло, но и получило второе рождение, поставив себе на службу и компьютер, и Всемирную виртуальную Сеть, и прочие достижения современной науки. О заполярной специфике работы в эфире нам рассказал руководитель регионального отделения Союза радиолюбителей России Мурманской области Владимир Мальцев – известный среди своих как RZ1ZZ.
Первая лыжная экспедиция к полюсу
Владимир Мальцев, как и большинство нынешних мурманских заядлых радиолюбителей, – воспитанник Бориса Ивановича Романова, руководившего клубом долгое время в советские годы. Тогда радиолюбители базировались в ДОСААФ, где было размещено их оборудование. Встречи проходили регулярно не только по выходным, но и в будни. Мурманские ребята участвовали в соревнованиях, работали на выездах в области. Жизнь кипела. Здесь же была мастерская, в которой собирали передатчики, приемники, усилители, проигрыватели, магнитофоны. Многие мальчишки, в юношестве познакомившись с миром техники и электроники, связали свою жизнь с радиолюбительством навсегда.
– Я пришел в клуб впервые еще в восьмом классе, – вспоминает Мальцев. – Сначала ходил в Дом пионеров, где учился паять и разбираться в микросхемах. Именно тогда я отремонтировал первый приемник. А потом пошел в ДОСААФ, где занимался именно радиосвязью. Когда в 1979 году знаменитый Дмитрий Шпаро возглавил первую в истории лыжную экспедицию на Северный полюс, я работал в эфире. Они шли с маломощной радиостанцией, а у нас стояла хорошая антенна – в результате я слышал участников экспедиции гораздо лучше, чем основной радист, который был в это время в Москве. Вот он мне и предложил поработать. Это была очень значимая экспедиция. Меня тогда по звонку из столицы на целый месяц освободили от работы, так как с лыжниками нужно было устанавливать связь каждые 5–6 часов. Мы принимали от них радиограммы и передавали их в Москву. А так как всем радиолюбителям интересно провести необычную связь, я составлял списки и по очереди предоставлял им возможность поговорить с участниками экспедиции. Тогда были проведены тысячи сеансов связи, и мы, пожалуй, первыми услышали о том, что ребята все-таки дошли до полюса.
Радиосопровождение экспедиции Шпаро – одна из самых ярких страниц в истории мурманских радиолюбителей. Но бывали еще случаи, когда Мурманский траловый флот обращался к ним за помощью, чтобы они передали информацию на судно, которое стояло в Африке. Конечно же, у флота есть свои радисты, а антенны и передатчики намного мощнее любительских. Но в период магнитных бурь их ненаправленные антенны не могли уловить сигнал с другого континента. А радист судна услышал в эфире голос Мальцева и попросил его связаться с мурманским управлением. Так через радиолюбителей предприятие несколько дней и обменивалось важной информацией с судном.
Двое суток без сна
Радиолюбители занимаются тем, что выходят в эфир со своих тран-сиверов – такая аппаратура на сегодняшний день объединяет в себе передатчик и радиоприемник. Многие «коротковолновики» еще участвуют в разнообразных соревнованиях – так называемых контестах, наслаждаясь спортивным азартом, который возникает в результате проведения связей с редкими и удаленными станциями разных стран и континентов.
– Я участвую в 3–4 международных контестах в год, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – Соревнования идут, как правило, 48 часов. Они начинаются с пятницы на субботу в ноль часов по Гринвичу, у нас в это время 3 часа ночи, и длятся двое суток. Накануне состязаний всегда ложусь спать часов в 6–7 вечера, и этого заряда хватает почти на всю дистанцию. Ну, можно спустя сутки еще на 2–3 часа прилечь, когда прохождение сигнала плохое, но стараемся выдержать. Минутный холодный душ – и вперед! Больше всего мне запомнились соревнования в Черногории, в ходе которых я установил 7 или 8 тысяч связей, точно уже не помню, но там отличное прохождение сигнала – не сравнить с нашим.
Вместо поцелуя – 88
У мурманчанина много дипломов за призовые места в соревнованиях мирового уровня. Например, в прошлом году он занят III место на известном среди радиолюбителей CQ-турнире. Чтобы добиться таких высоких результатов, Владимир Мальцев разработал целую тактику поведения на состязаниях:
– Вот когда в эфир выходит редкая станция, сразу все начинают галдеть, проговаривать свои позывные, пытаются пробиться. Как только возникнет пауза, я быстро говорю «ZZ» – это всего лишь часть от моего позывного RZ1ZZ. Но корреспондент, с которым я пытаюсь установить связь, меня точно услышит и, возможно, ответит именно мне. Это такие маленькие хитрости.
Суть соревнований заключается в том, чтобы за отведенное время установить как можно больше контактов с разными станциями. Поэтому радиолюбители часто во время сеанса для экономии времени используют различные общепринятые кодовые выражения, например, прощаясь, отправляют «73», что означает «наилучшие пожелания», а женщинам-операторам, которые в эфире тоже иногда встречаются, посылают «88» – «любовь и поцелуй».
Чтобы понять, в каком направлении будет наилучшее прохождение сигнала, за 2–3 дня до турнира радиолюбители крутят свои антенны, прощупывая, когда какую часть света лучше слышно. Не бывает так, что одновременно «гремит» и Европа, и Азия – ухудшить сигнал могут вспышки на солнце, магнитные бури и другие факторы. А вот самое лучшее качество связи – во время восхода солнца. Чтобы услышать максимум станций, некоторые радиолюбители прибегают к помощи специальных компьютерных программ, которые могут подсказать, где в конкретный момент возможно наилучшее прохождение сигнала.
Когда мобильник бессилен
В контестах обычно участвуют ради удовольствия и азарта, но немало и тех, кто выходит в эфир для достижения спортивных результатов, ведь радиоспорт признан на государственном и международном уровнях. Занимаясь им, можно получать дипломы, собирать коллекции экзотических QSL-карточек из самых дальних уголков земного шара и даже попытаться получить звание мастера спорта.
Правда, как утверждают местные радиолюбители, живя в Заполярье, это очень трудно сделать, так как на Севере – самые жесткие условия прохождения сигнала: то полярное сияние мешает, то магнитные или обычные бури, бывает по 2–3 дня подряд вообще ничего не слышно. Поэтому они часто выезжают с палаткой и оборудованием на острова, где работу в эфире совмещают с отдыхом и общением с единомышленниками. Сейчас собираются на Большой Айновый остров, откуда в былые времена везли морошку к царскому столу. Опыт, приобретенный во время таких вылазок, крайне полезен. Ведь случись что с обычной телефонной или мобильной связью в результате какого-нибудь ЧП, именно радиолюбители могут спасти нас. Для разворачивания радиостанции в чистом поле опытному радиолюбителю потребуется всего лишь его оборудование, генератор и 20–30 минут свободного времени. Налаженная связь поможет соединиться с любой службой спасения. Причем передача данных по такому радиолюбительскому каналу не ограничивается только телефонной связью или азбукой Морзе. Подключение персонального компьютера позволит столь же успешно передавать текстовые сообщения, изображения и другие цифровые данные. Радиолюбители могут наладить связь на любом участке планеты, даже когда мобильный телефон бессилен.
Два доллара за QSL-карточку
Подтверждением факта проведения сеанса радиосвязи (QSO) между двумя радиолюбителями является QSL-карточка. Название QSL означает «Вашу информацию получил». Такими карточками обмениваются между собой радиолюбители, между которыми состоялась связь, отправляют их друг другу, даже если они находятся на разных концах земли. Ведь именно «QSL-ки» используются в качестве доказательства достижений радиолюбителя и являются основанием для присвоения ему дипломов и других наград. Правда, бывает, что некоторые письма и через 3 или 4 года приходят. Например, когда удалось связаться с какой-то интересной экспедицией, участники которой за время своего пути провели десятки тысяч сеансов связи, то пока они всем ответят – может пройти несколько лет.
Карточки обычных сеансов радиосвязи, счет которых идет на тысячи, отправляются почтой централизованно и бесплатно, по этому поводу есть договоренности, и за марки платить не нужно. А вот если «эфирщику» удастся выйти на связь с какой-то редкой или очень далекой станцией, то он может лично отправить своему корреспонденту карточку и еще вложить в конверт 1-2 доллара на марки, чтобы наверняка получить ответ. Ведь чем больше в его копилке уникальных стран, тем выше будут награды. Это как филателист хочет иметь у себя в коллекции самые редкие марки. Кстати, с местными филателистами наши «радийщики» тоже дружат, ведь письма с карточками им шлют из самых разных уголков земного шара, и часто им есть что предложить любителям марок.
На позывной откликаются даже короли
Любительской радиосвязи свой досуг посвящают миллионы людей (только в одной Японии зарегистрировано свыше миллиона радиолюбителей) самых разных профессий и классов. Среди «коротковолновиков» были:
король Испании Хуан Карлос де Бурбон (позывной EA0JC), король Таиланда Рама IX (HS1A), президент Аргентины д-р Карлос Менем (LU1SM), президент Ливана Эмилие Лахоуд (OD5LE), премьер-министр Японии Кейдзо Обути (JI1KIT), «Мисс Вселенная» 1959 года – колумбийка Луз Марина Зуруага (HK6LT), путешественники Дмитрий Шпаро (UA3AJH) и Федор Конюхов (R0FK). Свой позывной был и у Юрия Гагарина – UA1LP.
Что прячется за позывными
RU1ZC, UA1ZZ, RA1ZC… Далекому от радио человеку может показаться, что позывные радиолюбителей – сущее насилие над мозгом, их невозможно выговорить и сложно запомнить. Но это только на первый взгляд. Позывные эти взяты не с потолка, их выдает государство.
Радиолюбительский позывной, несмотря на то, что это всего несколько букв и цифра, в своем составе содержит весьма много информации и может рассказать, откуда выходит в эфир радиолюбитель и какая у него категория (квалификация). Так, например, буква «R» означает Россию, а сочетание букв ZZ или ZY – Мурманскую область. Если ZА – это Ленинградская область. Все радиолюбительские позывные в мире подчиняются единым законам и никогда не повторяются – то есть нигде на земле нет двух радиолюбителей с одинаковыми позывными.
Год назад, когда региональное отделение радиолюбителей было аккредитовано областным спорткомитетом в качестве спортивной федерации по радиоспорту, в Мурманской области стало проходить больше радиосоревнований. Так появились специальные позывные, посвященные 100-летию Мурманска и Празднику Севера. А когда коллективная станция стала базироваться на атомном ледоколе «Ленин», ему тоже был присвоен собственный позывной. Впрочем, совсем недавно радиолюбители и ДОСААФ нашли точки соприкосновения, что позволит «эфирщикам» вернуться в родные стены ДОСААФ и привлечь к своему хобби еще больше молодежи.
О чем говорят «коротковолновщики»
Чаще всего «эфирщики» работают дома и вне соревнований не так часто проводят связи. Они, как правило, только слушают свой трансивер, а услышав редкую страну, уже разворачивают антенны в нужном направлении, включают усилители мощности и пытаются пробиться. Если получится и оба корреспондента будут настроены на беседу, то после стандартного рапорта об уровне громкости и качестве связи обязательно пойдет разговор о том, какую аппаратуру каждый из них использует. Тут стоит заметить, что многие радиолюбители знают английский, благодаря чему часто узнают новости о другой стране, что называется, из первых уст. Говорить можно о чем угодно, главное, не ругаться в эфире, не затрагивать темы политики и всегда осознавать, что ваш разговор могут слышать еще тысячи непосвященных ушей.
– В эфире порой разводят такой бардак, – злится Владимир Мальцев. – Ведь когда ты выходишь в эфир, должен понимать, что представляешь свою страну, поэтому не стоит обсуждать там, какого цвета вы сегодня надели кальсоны или уж тем более раскрывать секретную информацию, доступ к которой есть у наших военных. Лучше уж поговорить о погоде.
Когда сеанс связи проводишь с бывшим мурманчанином, он обязательно спросит, чем сегодня живет город. Многие из тех, кто давно уехал, удивляются, что «гора дураков» застроена, летом в городе бьют фонтаны, а ледокол «Ленин» до сих пор не пущен на иголки. Если с кем-то хочется организовать относительно приватную беседу и что-то обсудить подробнее, можно по электронной почте договориться, в какое время и на какой волне встретиться. Например, когда «Скайпа» еще не было, наши радиолюбители таким образом часто общались с родными и друзьями на Украине, в Белоруссии и даже в Канаде – причем, как вы понимаете, абсолютно бесплатно. А сейчас раз в неделю жители Заполярья собираются в эфире на «круглый стол», чтобы рассказать о том, кому какая почта пришла, обсудить новости в сфере радиоэлектроники, похвастаться чем-то или что-то продать из деталей. Общение происходит на частоте УКВ, поэтому разговор слышен только на Кольском полуострове. И тем не менее в ходе беседы выдерживаются все нормы этики и приличия.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из архива Владимира МАЛЬЦЕВА.
Основой любого электронного устройства является печатная плата. Компания контракт предлагает производство всех видов печатных плат любой сложности. Высокое качество, отличная цена. Реклама