Современному искусству свойственна тяга к самобытности, нестандартности, отходу от академичности и даже реалистичности. Вот и на авторских открытках с Мурманском, которые набирают все большую популярность у приезжающих к нам туристов, а у горожан вызывают неподдельное удивление: по столице Заполярья разгуливают лоси и медведи, гигантская божья коровка пытается унести монумент с земным шаром, а под Кольским мостом беззвучно кричит огромная треска. Почему? Об этом мы решили узнать у автора открыток Сергея Еремкина.
Неакадемический талант в генах
Сейчас открытки Сергея Еремкина можно увидеть в самых посещаемых туристами сувенирных точках – например, в аэропорту. И пользуются они достаточно большим спросом.
Их покупают россияне из других городов, иностранцы, особенно по вкусу они пришлись китайцам. А мурманчане с удовольствием берут эти открытки с собой в отпуск – в качестве подарков. Некоторые, по словам художника, покупают их сразу десятками. Пусть Север на этих изображениях не вполне реален, зато в оригинальности сюжетов и неожиданности художественного видения автору точно не откажешь.
А ведь еще пару лет назад, по его собственному признанию, будущий мастер и не думал о карьере художника – всю жизнь он проработал на далеких от творчества, хотя и не исключающих романтику специальностях.
– В молодости был в Сибири, в тайге, потом в Игарке. Романтика! – признается Сергей. – Объездил пол-России, от Астрахани до Кронштадта – осваивал профессии строителя, монтажника памятников. Два года назад работал на Шпицбергене, ради того чтобы попасть туда, научился сантехническому делу. Зато увидел такие красоты! Недавно оказался на Новой Земле. Видимо, искал себя. А вот в госучреждениях практически не работал – не люблю, когда командуют. А когда есть свобода движения – это особый кайф! И вот в прошлом году решил освоить еще одну специальность – рисовать стал. И понял, что это – мое.
Интерес к рисованию, как он считает, передался от матери – она была самоучкой, но рисовала очень хорошо. Ее не стало, когда Сергею было всего шесть лет. Но гены дали о себе знать. И вот в мае 2016 года он взялся за гуашь. Однако картины красками «не пошли». Поэтому осенью перешел на зарисовки карандашом. И менее чем за полгода создал более 50 зарисовок, ставших открытками.
– Профессиональные художники, когда видят мои картины, говорят, что так рисовать нельзя, – признается Сергей. – Мол, нарушены перспектива, пропорции, штрих неправильный. Но это мой стиль, и мне хочется работать именно в такой манере. Например, я изучал в Интернете, как рисовать воду, пробовал изобразить «правильную» каплю. Но мне не понравилось то, что получилось, душа не лежит. Поэтому рисую по-своему, даже карандаш затачиваю своим, особенным образом.
Сергей говорит, что думал поучиться у кого-то из художников, но знакомые на просьбу познакомить с кем-то из мастеров только махнули рукой: «Никто тебя не станет учить». Поэтому ограничился изучением рисунков животных в книгах, ведь именно дикие звери – главные персонажи художественного пространства Еремкина.
Медведь, стерегущий очаг
Присутствие на картинках животных автор интерпретирует философски:
– Это картинки о природе и ее месте в нашей жизни. У нас очень интенсивные техногенные процессы, в том числе в сознании. Мы беседуем о политике, деньгах, а вот о природе, как, например, и о русском языке, почти не говорим. А ведь природа для жизни гораздо важнее. Но если я нарисую просто лес со зверями, это будет ни о чем. Поэтому у меня животные ближе, контрастнее, я показываю симбиоз города и природы, которая всегда рядом с нами, которая смотрит на нас. Просто мы слишком зациклены на себе, своих делах, чтобы это заметить.
Действительно, лоси, медведи, птицы и даже рыбы и насекомые на открытках Еремкина таких масштабов, что не обратить на них внимания невозможно. И у каждого из представителей фауны – свой смысл, свое послание зрителю. Застрявшая под Кольским мостом треска кричит из-за того, что ей перегородили привычную дорогу. По словам художника, в этом образе больше юмора, но философский подтекст все же есть.
Очень удивляет покупателей открыток огромная божья коровка, сидящая на памятнике с земным шаром, что стоит напротив плавательного бассейна. Или морошка размером почти с памятник Алеше. Подтекст здесь достаточно простой: морошка – не менее важный символ Заполярья, чем памятник, она – неотъемлемая часть нашего Севера.
А вот китайским туристам, по наблюдениям автора, больше всего нравится изображение Териберки. На ее фоне, под сполохами северного сияния, редкого цветного элемента на рисунках Сергея Еремкина, лежит громадный медведь.
– Это символ охраны своей земли, ведь медведи обходят свою территорию и прогоняют с них чужих. Териберка должна сохранить свой уклад жизни, не застроиться какими-нибудь заводами, – объясняет автор. – И мы должны охранять свою землю, свой дом, свой очаг. Едва ли не самое сложное в жизни – сберечь свою семью, не растратиться на конфликты, претензии к близким. Но ведь это и самое важное!
А вот лось на открытке с Мончегорском обязан своему появлению истории, которую случайно услышал художник. Рассказывают, когда начали строить этот город, к людям из леса выходил лось и даже ел с рук.
Да Винчи и дзен-буддизм
Гротеск и фантасмагория в искусстве – приемы совсем не новые. Любимые художники Сергея Еремкина помимо классических Брюллова и Айвазовского – Брейгель, Ван Гог и, конечно же, главный герой сюрреализма Сальвадор Дали.
И, как и многие его учителя из прошлого, мурманский автор тяготеет к спонтанности в искусстве, к выражению подсознательного.
– Иногда для рождения сюжета хватает какой-то фразы, события. Раз – и картина уже зарождается, – рассказывает Сергей. – Потом приходит творческая одержимость, и я не могу заняться ничем другим, пока не реализую этот сюжет. Для меня главное не заработать, а выразить себя в рисунке. Я пытался на заказ рисовать, но не получилось.
Ведь когда по-настоящему душу вкладываешь, это чувствуешь и ты сам, и зрители.
Если с художественной традицией у мурманчанина все более-менее понятно и последовательно, то философская основа гораздо сложнее и противоречивей. Сергей говорит, что философией увлекался еще в молодости. Ему близки разные направления – дзен-буддизм, йога и… мировоззрение Леонардо да Винчи.
Мурманск как центр мира
Среди пейзажей родного нам Кольского Заполярья на открытках Еремкина диссонансом выглядит Аляска – рыжий мох, силуэты покрытых снегом гор, морда хаски. Автор говорит, что идея нарисовать символы северной, но лежащей на другой стороне нашей планеты территории также пришла спонтанно.
– Есть желание нарисовать цикл открыток, где были бы и другие страны, континенты, – делится Сергей. – Очень интересны Китай, Япония, Индия. Эти страны, их символы хотелось бы изобразить. И еще реку Миссисипи. Но все это – в связи с Мурманском. Чтобы показать, что все люди на Земле связаны, что у нас много общего. Открытку с Аляской планирую туда отправить. Наверное, для них будет неожиданно, что в Мурманске о них знают. Как и японцам, если они увидят открытку с Мурманском, где рядом с заполярными символами будет сакура или Фудзияма – такие рисунки у меня в планах.
Уже сейчас Мурманск по этим открыткам вспоминают во многих городах России, в других странах. И без сомнения необычные авторские рисунки делают столицу Заполярья более популярной.
Правда, есть риск, что у кого-то может сложиться не совсем верное представление о нашем городе, по которому на открытках бродят исполинские животные, а ягоды вырастают до высоты монументов. Но ведь на то оно и искусство, чтобы давать право художнику выразить свое видение, а зрителю – дарить простор для воображения и повод для размышлений.
Илья ВИНОГРАДОВ.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ. Рисунки Сергея ЕРЕМКИНА.