В Первомайском суде Мурманска продолжаются слушания по уголовному делу о гибели в декабре 2011 года в Охотском море буровой платформы "Кольская". Показания опрошенных свидетелей и родственников погибших по крупицам складываются в общую картину трагедии. Хотя до полной ясности причин несчастья, а главное - определения виновных лиц, еще далеко.
"Поставьте за нас свечку в церкви". Такую фразу услышала супруга одного из погибших на "Кольской" в последнем их телефонном разговоре. В голосе мужчины звучала тревога.
Еще одна женщина, вспоминая свой такой же последний телефонный разговор, отметила, что, по словам ее мужа, сразу же после начала движения караван попал в сложные погодные условия - сильный ветер и волны. Но запланированная транспортировка уже началась. До роковых событий оставались считанные часы.
Но не только недопустимые по всем существующим инструкциям столь поздние сроки выхода в море могли послужить причиной крушения. В показаниях уже опрошенных есть любопытные детали, проливающие свет на техническое состояние буровой конструкции. Например, о наличии в корпусе буровой множества трещин. Их своими руками пришлось заделывать одному из свидетелей, проходящему по уголовному делу. Буровик вспоминает, что трещины в корпусе были обнаружены еще тогда, когда "Кольскую" снимали с палубы специализированного судна "Трансшельф". По всей видимости, они возникли из-за нарушений при транспортировке на спецсудне. Трещин было немало. Только в одном из танков, куда для подготовки повреждений к заделке спускался свидетель, он насчитал не менее трех. Сначала трещины на "Кольской" пытались заделать собственными силами. Потом обратились за помощью.
- В корпусе буровой платформы были трещины в танках предварительной нагрузки № 30 и 31, которые фактически опоясывают носовую часть, - уточнила в одном из интервью дочь погибшего на СПБУ "Кольская" начальника службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания АМНГР Михаила Терсина Наталья Дмитриева.
Эти сведения подтверждаются записями, обнаруженными в компьютере погибшего.
По словам Натальи Михайловны, трещины были обнаружены весной 2011 года. К их заделке привлекли специалистов Амурского судостроительного завода. Однако, судя по всему, ремонт был сделан некачественно. Трещины были заварены с нарушением технологии, и такой ремонт может считаться только временным. Во время шторма швы разошлись, и это послужило одной из причин трагедии.
О проблемах в корпусе на суде говорили и ранее. В частности, в показаниях опрошенных уже отмечалось, что "в машинном отделении было много воды, она лилась по переборкам, через люки, трещины были в дне корпуса буровой снаружи по переборкам".
Почему же с такими очевидными и опасными повреждениями платформа вышла в неспокойное море? На этот вопрос, как и на многие другие, суду еще предстоит найти ответы. Прояснить ситуацию должны бывшие руководители "Арктикморнефтегазразведки". Они выступят свидетелями по делу о крушении платформы. Бывший генеральный директор Юрий Мелехов и его бывший заместитель по флоту Василий Васецкий вызваны в Первомайский суд Мурманска. Заседания назначены на 2 и 3 сентября.