Мурманчанин приземлился в самой северной точке планеты

Владимир Плигин вернулся в Мурманск из "ледовой командировки" на Северный полюс. В четвертый раз он побывал на полярной дрейфующей станции "Барнео".
- От мысли, что прямо под тобой макушка Земли, захватывает дух, — говорит Владимир. Он в числе опытнейших парашютистов страны отправился создавать самую северную дрейфующую станцию в мире.
Весна на Северном полюсе — короткое время, когда спадают морозы и после долгой полярной ночи появляется солнце. Именно в этот период ученые могут заняться в Арктике полевой работой. Каждый год весной в ста километрах от полюса разбивают ледовый лагерь "Барнео". Полярники работают в нем лишь месяц. Пока не начнут таять льды.
Северный полюс становится главным научным и туристическим центром Арктики. Здесь сходятся пути лыжников, отправляющихся к полюсу, и тех, кто возвращается обратно. Сюда приезжают туристы побродить среди снежных торосов. Здесь спортсмены из разных стран устанавливают рекорды. Лагерь организует и поддерживает экспедиционный центр "Полюс". ЭЦ Арктики и Антарктики "Полюс" является экспедиционным отделом Ассоциации полярников России под руководством Героя России, Героя Советского Союза, доктора географических наук Артура Николаевича Чилингарова.
Удивительно, но мало кто из жителей столицы Заполярья знает, что уже несколько лет первые сотрудники дрейфующей станции "Барнео" отправляются к месту работы из аэропорта "Мурманск". Отлет Ил-76 к Северному полюсу проходит без лишней шумихи. Он везет десантников, топливо, палатки, продовольствие и трактор.
Легенда спорта и двух полюсов
В этом перелете очень много уникального: дальность, условия. Еще по дороге до выбранного для базы места самолет начинает сбрасывать грузы. Ведь вертолетам, которые обслуживают полярников и туристов на базе "Барнео", не хватит топлива для перелета на такие большие расстояния. Для их заправки сбрасывают цистерны с горючим — сначала в так называемой точке "Жалюзи-1", где уже поджидают груз винтокрылые машины, а затем и в "Жалюзи-2", где вместе с топливом самолет покидает группа десантников во главе с Евгением Бакаловым. Их задача — наводить вертолеты на нужное место.
- Евгений Бакалов — легенда парашютного спорта. На его счету больше шесть с половиной тысяч прыжков. Он один из немногих, кто десантировался не только на Северный, но и на Южный полюс, — рассказывает Владимир Плигин. — Мурманчанин как раз и входил в группу парашютистов, которая поджидала вертолетчиков на "Жалюзи-2".
Трактор с неба
Кстати, десантирование платформ с грузом — уникальный способ доставки грузов, который разработали российские летчики. Из-за большой сложности его применяют лишь в нашей авиации, и только асы. Необходимый для жизнеобеспечения той же полярной станции груз, технику и оборудование укрепляют на специальных платформах и сбрасывают на парашюте. Вслед за грузом на льдину высаживается десант полярников — первых обитателей станции "Барнео". Им предстоит порой при 40-градусном морозе и нешуточном ветре поставить в ледяной пустыне лагерь, создать условия для жизни остальным участникам экспедиции.
"Отбомбившись" платформами с топливом, самолет уходит в Мурманск. А первые обитатели ледового лагеря принимаются за самую тяжелую работу — возведение в ста километрах от Северного полюса лагеря и строительство — практически вручную — взлетно-посадочной полосы в полтора километра. Для этого и необходим трактор.
К слову, гусеничную машину сбрасывают на парашюте одной из первых. Участники десанта говорят, что тракторист летит вместе со своей техникой. Василий Ведянин и впрямь спускается на парашюте почти одновременно со своим железным "конем". Самостоятельно прыгать с парашютом он не умеет. Поэтому летит в тандеме с опытным парашютистом-инструктором. И, едва спустившись с небес, тут же принимается за работу. В этом году подобный трюк он проделал уже в седьмой раз.
Льдину под базу всегда выбирают заранее и очень толстую. Предварительно проводят ее фотосъемку из космоса, а потом еще и прилетают специалисты для исследований на месте. Но все равно весной льдина идет трещинами. Грохот при этом стоит страшный. Несколько лет назад из такой трещины с огромным трудом удалось вытащить провалившийся трактор.
Ледяная пустыня
"Барнео" — это место, где буквально под ногами сходятся 360 меридианов, все материки, острова, все от вас — на юге, любой ветер — южный. В апреле здесь нет даже белых медведей. Говорят, что порой можно встретить птиц. Однако Владимиру Плигину пернатых среди белого безмолвия увидеть не удалось. Там, куда ни кинь взгляд, — ледяные торосы и незаходящее солнце. Владимир говорит, что даже ему, жителю Заполярья, было непросто привыкнуть к тому, что небесное светило не заходит за горизонт. Как-то спросил более опытных товарищей, как определить — день сейчас или уже ночь.
- Говорят: если солнце слева — день, справа — ночь, — улыбается Владимир.
А еще очевидцы рассказывают, в торосах такая тишина, что просто завораживает. Сама прогулка по торосам на 2-3 километра от лагеря уже захватывающее приключение. На таком расстоянии лагеря не видно. И в этот момент начинаешь чувствовать гармонию самой природы, а себя — лишним в этом гармоничном мире. Лишним до такой степени, что природа даже не обращает на тебя внимания. Когда попадаешь в такую тишину, в полное отсутствие суеты, шума и даже магнитных волн, то сразу отдыхаешь. Просто с тебя спадает напряжение. Уже замечено, что люди высыпаются там за 4-5 часов.
В апреле на полюсе достаточно тепло. В среднем "всего" 33-36 градусов мороза. Хотя порой температура здесь опускается и ниже минус 40. Но ведь настоящий полярник это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Участников экспедиции экипировали костюмами, способными держать тепло при очень низких температурах. Палатки обогреваются печками, и температура в них вполне — 18-20 градусов. Здесь созданы максимально комфортные условия для жизни в полярных условиях. Но от этого условия пребывания на самом Крайнем Севере не становятся менее экстремальными. Обмороженные пальцы и щеки здешнему врачу приходилось лечить каждый год.
Полярные традиции
Полярная станция "Барнео" существует седьмой год. За это время на базе установился свой костяк и свои традиции. Например, никто из участников экспедиции не бреется, пока находится в приполярной зоне. Вторая — более экстремальная. Все должны искупаться в ледяной проруби. Ее вырубают, как только установят палатки.
За это время здесь сформировался и костяк участников, которые отправляются к полюсу из года в год. В их числе уже и сотрудник Мурманской региональной поисково-спасательной базы Владимир Плигин. Он десантируется на льдину одним из первых и с первым самолетом отправляется домой, чтобы через год вернуться. А еще он мечтает о том, что когда-нибудь ему удастся десантироваться на другой конец света — Южный полюс.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото из архива Владимира Плигина.
#Выбор редакции