Сколько в Мурманской области продается бракованных и фальсифицированных лекарств?

Простуда — болезнь коварная, от нее трудно спастись даже журналисту, не один год пишущему о медицине. В прошлом месяце ОРВИ настигла и меня. Когда стало понятно, что народными средствами на сей раз не обойтись, я открыла упаковку испробованных не раз в прошлом антибиотиков. Обычно при приеме таблеток улучшение не заставляло себя ждать, но в этот раз позитивных сдвигов не последовало и через три дня. Мысль о купленном недоброкачественном лекарстве прочно засела в голове. И я обратилась за разъяснениями в Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации.
И что мне ответили? Во-первых, то, что лекарства в области планово проверяются специалистами Росздравнадзора. А испытания проводят в лаборатории контроля качества лекарств Мурманского центра стандартизации, метрологии и сертификации. Именно здесь фирмы-поставщики и аптеки области могут провести экспертизу своего товара. Но есть одно но. Принудить поставщика или аптеку проверить те или иные лекарства никто не имеет права. Потому заказать экспертизу предлагаемых покупателю лекарств стремятся, разумеется, далеко не все.
Во-вторых, за 11 месяцев нынешнего года работники лаборатории проверили 63571 серию лекарств. Из них забраковано 728 серий. Подчеркиваю, это касается лишь тех препаратов, которые были привезены на экспертизу добровольно самими поставщиками и аптеками.
- Лекарство бракуется, прежде всего, если содержимое не соответствует описанию или имеется брак в упаковке или маркировке. Также браком считается негерметично укупоренный препарат или если его свойства не соответствуют заявленным. Например, в ампулах наблюдаются механические включения или мазь в банке расслоилась, — поясняет начальник лаборатории Татьяна Сергун. — Причиной может быть заводской брак или неправильные условия транспортировки и хранения, при которых лекарство теряет свои свойства.
После проверки по описанию, упаковке и маркировке при необходимости проводится углубленная экспертиза. В этом году таких испытаний проведено 220, при этом 44 процента проверенных серий признаны недоброкачественными. В 2000 году, к примеру, забраковано только 18 процентов.
Бракуются самые разнообразные препараты - как отечественные, так и импортные. Это могут быть и ходовые спазмолитики, и антибиотики, и субстанции, из которых готовятся препараты, — например, инъекционные растворы. Помогает специалистам лаборатории электронная база, благодаря которой отслеживаются и не пускаются в аптечную сеть области уже известные, ранее забракованные серии препаратов. Кстати, подтвержденную бракованную серию лекарств фирма имеет право вернуть производителям или поставщикам. Делают это бизнесмены или нет — сказать трудно. Ведь все препараты не проверишь.
Второй год среди проверенных лекарств в нашей области не регистрируется фальсификат — проще говоря, подделка. В этом случае ни состав, ни производитель не соответствуют действительности. Внешне препараты являются точной копией оригинального препарата, а отличить подделку от настоящего лекарства сегодня неспециалисту практически невозможно.
- Трудно подделать блистерную упаковку, лекарства в капсулах. Однако уровень полиграфии сегодня настолько высок, что разницу в написании шрифта на упаковке, текста инструкции, а также подлинность специальных скрытых знаков и голограмм можно подтвердить только в условиях лаборатории. К тому же известные фирмы часто меняют дизайн упаковки, — отмечает Татьяна Сергун. — Чтобы дать объективную оценку препарату, нужна нормативная база и определенный опыт, которым владеют профессионалы. При необходимости мы связываемся с представительствами фармацевтических фирм, чтобы они подтвердили подлинность тех или иных образцов лекарств.
Кстати, недавно в Мурманске произошел случай, когда покупатель засомневался в качестве лекарства — заявленный в аннотации желтый порошок препарата показался мурманчанину слишком светлым. В лаборатории доказали, что лекарство соответствует всем требованиям.
Безусловно, работа лаборатории создает определенный заслон на пути контрафактных лекарств в область. Опыт других регионов России — например, соседней с нами Карелии — показал, что поток фальсификата моментально устремляется в области, где такие структуры упраздняются.
Специалисты лаборатории ручаются за качество проверенных ими партий, однако чтобы быть уверенными в качестве всех лекарств, то и проверять, следуя логике, нужно все.
- Сегодня мы даже не знаем, сколько всего лекарств поступает в область, — отмечает Татьяна Сергун. — Потому и гарантировать, что фальсификата и брака в аптеках нет, мы не можем. В любом случае, если человек сомневается в качестве лекарства, следует поинтересоваться, прошел ли препарат испытания на территории области. И потребовать документ об этом.
Елена БОГАЧЕВА
#Архив