Чуть больше месяца осталось до первого Мурманского международного экономического форума. Регион представит на нем два крупнейших проекта — по освоению углеводородов на Арктическом шельфе и по развитию Мурманского транспортного узла.
Оба они известны мурманчанам, поскольку речь о том, что их реализация вот-вот начнется, идет последние семь лет.
С приходом новой команды губернатора Дмитрия Дмитриенко надежды северян на развитие Мурманского транспортного узла приобрели более реальные очертания. Например, в 2010 году федеральный центр начнет вкладывать десятки миллиардов рублей ежегодно в наш "узловой" проект. Более того, ожидается, что на наш первый экономический форум приедет лично председатель Правительства РФ Владимир Путин, который даст начало масштабному строительству.
Из чего же состоит узел? Согласно планам Минтранса генеральной схемой развития предусмотрено строительство перегрузочных комплексов на западном берегу Кольского залива и модернизация терминалов на восточном берегу, строительство новых железнодорожных веток.
Такую махину за один день не построить — нужны проектные и изыскательные работы, технические условия, генеральные планы строительства.
Всем этим должна была заниматься управляющая компания (УК) "Мурманский транспортный узел", созданная по инициативе областных властей и Минтранса РФ еще в 2007 году. Ее учредителями являются такие гиганты экономики, как Мурманский морской торговый порт (40 процентов акций), "Роснефть" (15 процентов), "РЖД" (25 процентов), "Росморпорт" (15 процентов), правительство Мурманской области (5 процентов).
Именно УК координирует работы по застройке, занимается разработкой схем развития и стратегическим планированием — так написано в уставе компании.
Очевидно, что первый Мурманский международный экономический форум станет для УК "Мурманский транспортный узел" своеобразным промежуточным финишем — итогом проделанной работы. Если председатель правительства Владимир Путин прибудет на форум и даст команду "Стройся!", будет ли готова Мурманская область и все заинтересованные стороны уже в будущем году приступить к работам? На какой стадии готовности находятся договоры с подрядчиками, генеральный план застройки и еще огромное количество юридических документов?
Между тем за полтора года со дня основания УК "Мурманский транспортный узел" в областном центре не появилось даже официального офиса крупнейшей в России управляющей компании, только небольшое помещение на территории торгового порта. Более того, целый год в ней работал всего один человек. Вряд ли он в одиночку смог подготовить всю техническую документацию по проекту стоимостью сотни миллиардов рублей.
Неудивительно, что в пояснительной записке к годовому отчету компании черным по белому написано, что "функции УК "МТУ" как застройщика-заказчика в 2008 году не были урегулированы".
Так что пока совершенно не ясно, начнется ли стройка в 2010 году или уникальный инвестиционный проект — второй по стоимости после олимпийского Сочи-2014! — останется лишь в красивом бумажном исполнении.
Может, такая ситуация с деятельностью УК сложилась потому, что ее учредителям не так уж и выгодно начинать строительство? Действительно, мурманские портовики год от года спокойно наращивают перевалку угля, нефтяники спокойно перевозят углеводороды танкерами, железнодорожники работают в спокойном режиме. А строительство транспортного узла — дело трудное, хлопотное, и к тому же чреватое появлением конкурентов.
Не хотелось бы думать, что учредители УК рассуждают именно так. Возможно, что после заседания совета директоров компании, которое состоится на следующей неделе, работы перейдут из бумажной в реальную плоскость. А потому есть надежда, что транспортный узел в ближайшие годы все-таки появится на берегах Кольского залива. Ведь не зря же областное правительство из года в год бьется над реализацией этого инвестиционного проекта, справедливо рассчитывая с его помощью все же обеспечить резкий рост экономики региона.
Ирина КАРЕЛИНА.
#Архив