«Вечерний Мурманск» продолжает серию публикаций, рассказывающих о нереализованных в нашем городе архитектурных проектах. Сегодня поговорим об объектах, которые не раз обсуждались в прошлом и настоящем, но реального их воплощения в городе так и не увидели. Во всяком случае, пока. Итак, почему в Мурманске до сих пор нет набережной и полноценного парка культуры и отдыха? Нашим лоцманом в море архивных данных стал сотрудник Государственного архива Мурманской области (ГАМО) Дмитрий Ермолаев. Он уже много лет ищет, собирает и изучает документы по истории архитектуры Мурманска.

 

Лодочная станция и водный стадион

На протяжении всей истории Мурманска прослеживаются генеральные идеи, которые горожанам хотелось бы осуществить, но в силу тех или иных причин они так и не получили достойного воплощения. Одна из таких идей – сделать удобный выход людей к водам Кольского залива.

В фондах областного архива Дмитрию Ермолаеву удалось найти документы, доказывающие, что о необходимости строительства набережной заговорили почти сразу после основания города.

5 октября 1917 года состоялось межведомственное совещание по рассмотрению плана Мурманска и вопросам благоустройства. Там шла речь о застройке прибрежной Варничной улицы объектами военно-морской базы. Один из авторов плана Мурманска архитектор Павел Алешин заявил, что Варничная улица является единственным удобным спуском к воде и что лишение города этой улицы приведет к тому, что у горожан фактически не будет возможности пользоваться заливом.

– Мурманск создавался как временное поселение с совершенно конкретными целями. Он был перевалочным пунктом для союзнических поставок в Россию в годы Первой мировой войны, – говорит Дмитрий Ермолаев. – Соответственно, вся первая терраса города была занята портовыми сооружениями, железной дорогой, другими объектами, которые перекрывали выход к заливу. И первые проекты города вообще не предусматривали какого-либо выхода к нему.

Судьба замечания Алешина, ставшего впоследствии мэтром архитектуры (несколько его проектов считаются шедеврами) хорошо известна: революция, гражданская война и интервенция не давали возможности горожанам основательно заниматься вопросами благоустройства Мурманска. Вернулись к ним только в 30-е годы прошлого века. В архиве есть документы, показывающие, что тогдашние власти города думали о создании на Кольском заливе лодочной станции и водного стадиона. Планировали тогда же приступить и к строительству морского вокзала. Но ничего этого до войны реализовано не было.

 

Набережная лейтенанта Шмидта

13 апреля 1947 года был принят генеральный план города Мурманска. В нем предусматривался выход к воде в районе нынешнего морвокзала, и там же планировали построить сам морской вокзал.

– Рецензенты этого плана говорили о важности данного шага, даже о его революционности, поскольку город к тому времени выхода к заливу не имел, – говорит Дмитрий Ермолаев. – Но были и критики, которые утверждали, что из-за застройки первой террасы промышленными объектами и проходящей там железной дороги выход к морю на небольшом участке проблемы не решит. Чтобы хоть как-то купировать это противоречие, появилась идея создания набережной на улице Шмидта.

Описание этой набережной появилось на страницах «Полярной правды» в мае 1947 года. «Над самой водой, вдоль побережья Кольского залива будет идти широкая городская магистраль длинной 2 километра 800 метров – набережная Лейтенанта Шмидта. Вдоль нее будут возведены самые красивые городские здания. Эта магистраль на протяжении 900 метров будет лежать на бетонной подпорной стенке. С палубы парохода, катера или яхты набережная Лейтенанта Шмидта откроется взору как естественное основание города», – писала газета.

Но вообще-то любая набережная должна находиться на берегу водоема, а от улицы Шмидта далековато до залива. Идея заключалась в том, чтобы участок от средней мореходки до улицы Комсомольской заасфальтировать, забетонировать, установить парапет, на него поставить огромные каменные шары и любоваться заливом примерно с полукилометра. Странная получилась бы набережная. Возможно, поэтому она и не была построена. Но идея очень показательна. Оказавшись в тупике из-за застройки прибрежной полосы Кольского залива, и понимая необходимость набережной в морском городе, власти решили сделать хоть что-то. Назвать набережной улицу, например.

После 1947 года о набережной в Мурманске надолго забыли.

– Возможно, какие-то идеи относительно набережной есть в генеральном плане Мурманска 1963 года. – рассказывает Дмитрий Ермолаев. – А достоверно известный проект относится уже к 90-м годам прошлого века. При строительстве Кольского моста была запроектирована набережная. Территорию к северу от него должны были закатать в бетон, построить подъездные пути. В общем, там можно было организовать и водный стадион, и яхт-клуб и многое другое. Но, видимо, из-за дороговизны от этой идеи отказались. Как мне представляется, в этом месте до сих пор есть условия для создания полноценной набережной.

Действительно, те кто бывал на «Мурманской миле» или фестивале спорта «Гольфстрим», знают, что в районе Кольского моста есть огромная территория, на которой проводятся спортивные состязания. И там, теоретически, возможно размещение набережной.

 

Кладбище вместо березовой рощи

Еще в 1916 году министр путей сообщения Александр Трепов, донося государю императору об основании Мурманска, среди прочего отчитался о том, что им приняты меры для сохранения имеющейся в черте будущего города березовой рощи, а также окружавшего город леса, для организации там здравниц и поселений.

Березовая роща находилась в районе бывшего парка аттракционов на улице Буркова. Очень скоро о задании Трепова забыли. И на том месте появилось первое городское кладбище.

А через год, на уже упоминавшемся межведомственном совещании о благоустройстве Мурманска, Павел Алешин, отвечая на вопросы, говорил, что на месте этого кладбища будет разбит парк в честь первых строителей города.

– То есть уже в то время думали о создании благоприятной среды обитания для будущих жителей города, – рассказывает Дмитрий Ермолаев. – Но опять в силу политических событий об этом пришлось забыть. Кладбище просуществовало там до середины 20-х годов, а роща была вырублена. На сделанной в 1932 году фотографии этого места хорошо видны пеньки.

 

Гиганты первых пятилеток

В 1930-х годах планировалось создать в Мурманске даже не парк, а комбинат культуры и отдыха.

Это был грандиозный проект, в основе которого лежала народная инициатива. Все началось с публикации в «Полярной правде», которую тут же поддержали многие организации, в том числе и профсоюзы.

– Было несколько вариантов его размещения, – продолжает свой рассказ Дмитрий Ермолаев. – Первый – у реки Роста площадью 130 гектаров, второй, в 70–90 гектаров, – в районе нынешней областной больницы и третий на горе Соловарака, что в Коле, площадью 200 гектаров. В ту пору было понятие Большой Мурманск, и Кола в него входила. Многие склонялись вести строительство именно там. Был даже создан общественный совет.

Строительство было рассчитано не на один год. А пока мурманчанам предложили мини-вариант парка на 15 гектарах в районе Варничного ручья. Здесь предполагалось развернуть пляжи, души, зоны тихого отдыха, теннисные, футбольные, волейбольные площадки, лыжные станции, катки, туристические лагеря, базы однодневного и суточного отдыха, медучрежения для контроля состояния физкультурников. Особое внимание уделялось созданию яхт-клуба и бассейна для плавания. Театр, кино, эстрада, симфонический оркестр тоже были составной частью комбината. Для развлечений на первое время планировалось создать комнату смеха, аттракцион «гигантские шаги», карусель. И конечно, много внимания уделялось культурно-политической агитации.

– Но и эта идея осталась невоплощенной, – комментирует Дмитрий Ермолаев. – Должность директора парка ввели, а денег на строительство не выделяли. Постоянно переносили его на новое место – то на гору Горелая, то на другой берег Кольского залива.

 

Искусственный водоем в центре города

По плану развития города 1947 года планировалось создать зону отдыха на том же Варничном ручье на территории в 20 гектаров. В ее границах должен был быть искусственный водоем длиной 700, шириной 100 и средней глубиной 35 метров! Для создания этого гигантского аквариума предлагалось перекрыть плотиной Варничный ручей.

– По замыслу авторов, этот водоем должен быть использован для создания водной станции, – пояснил Дмитрий Ермолаев.

Что тут сказать. Похоже, что архитекторы решили убить двух зайцев – построить парк и набережную одновременно, ведь береговая линия искусственного водоема длиной более полутора километров наверняка будоражила воображение зодчих. И возможно, природу и удалось бы перехитрить, но вот городской финансовый отдел был другого мнения.

– Исследования, проведенные «Леноблпроектом», показали, что только стоимость зеленых насаждений будет уже непомерно высокой, – говорит Дмитрий Ермолаев. – Один гектар сквера в Мурманске обошелся бы в 520 тысяч рублей, парка культуры и отдыха без зданий – в 340 тысяч рублей, а годовые эксплуатационные расходы одного квадратного метра составляли 2 рубля 20 копеек. К сожалению, в этом документе не указаны цены подобного строительства в других регионах, но, судя по всему, парк в Мурманске был дороже в разы, чем его аналог в средней полосе.

Но на этом попытки построить парк в Мурманске не заканчиваются. В 1956 году появился проект группы архитекторов, руководил которой ленинградец Лев Владимирович Сизиков. Участвовала в нем тогда еще молодой архитектор Александра Сергеевна Расторгуева, известная впоследствии как автор 305-микро-района Мурманска, лауреат премии Совета Министров СССР. Почти через 50 лет, в августе 2005 года, она поделилась воспоминаниями об этом эпизоде истории города в заметке, вышедшей в «Мурманском вестнике». Парк снова собирались возводить на Варничном ручье – в том месте, где сейчас стоит «Мурманск Молл». Описывать его смысла нет, поскольку сохранились фотокопии эскиза.

 

 

Андрей КИРОШКО.

kiroshko@vmnews.ru

Фото из архива Александры РАСТОРГУЕВОЙ и Павла СТЕПАНЕНКО.

 

Вместо заключения

Итак, ни набережная, ни полноценный парк отдыха в Мурманске не появились до сих пор. Причины банальны. В первом случае – это занятость береговой линии Кольского залива промышленными объектами. Во втором – дороговизна.

Помните проект парка 1947 года с огромным водоемом? Что-то в этом все-таки есть, поскольку уже в наше время появилась идея создания парка и набережной на берегу Семеновского озера. И хочется верить, что там-то наконец станет реальностью вековая мечта мурманчан.