Заинтересовать русской классикой молодых пытается сама молодежь
– Если бы Островский сейчас писал свою «Бесприданницу», то Лариса бы жила как содержанка у Вожеватова и не парилась бы!
– А может, пыталась бы соскочить, училась, работала, чувака себе нормального нашла!
– Расчет в отношениях – это путь в никуда. Главное – это биохимия, которой человек вряд ли может управлять.
Это фрагмент спора старшеклассников об актуальности пьес ХIХ века в веке ХХI из спектакля архангелогородцев на мурманском театральном фестивале «Грани». Там же, на сцене Детской театральной школы, состоялась лекция «Нешкольное прочтение пьес школьной программы», а в Центре современного искусства «21А» студенты устроили литературный перфоманс «Гоголь».
Роковые страсти между строк
В век визуального восприятия информации воскрешать бессмертную классику энтузиасты пытаются через кино и театр. Начинающие актеры доказывают, что современная молодежь читает не только сообщения в соцсетях и что классику можно преподнести свежо и впечатляюще без декораций, голливудских бюджетов и спецэффектов.
Как не обломаться в 30 лет и не стать Обломовым, как выйти к 40 годам на пассивный доход, и между каких строк можно увидеть интимную близость в сентиментальной прозе ХIХ века? Ради того, чтобы рассказать об этом языком театра, дюжина подростков с педагогами приехали из Архангельска в Мурманск на детско-юношеский театральный фестиваль «Грани». «Спойлеры» – так называется спектакль театрального коллектива «Ювента» из Северной театральной эстрадно-цирковой школы Архангельска, ставший на мурманском фестивале лауреатом третьей степени в номинации «Драматический спектакль» среди участников старшей возрастной категории. Режиссер-постановщик Наталья Латухина решила не просто показать на примере одной из классических пьес, что сейчас в обществе актуальны те же проблемы, что и 200 лет назад, но выразить это языком нынешних старшеклассников, которым задали читать летом Толстого, Пушкина, Островского, Куприна, Гоголя и Шекспира. Получилась реклама классической литературы на языке целевой аудитории.
Разъехавшись по стране на каникулы, герои постановки устроили челлендж, то есть своего рода соревнования по пересказу друг другу прочитанного в общем интернет-чате. Треть времени спектакля подростки сидели на сцене, держа в руках рамки с подсветкой, которую включали, чтобы высказать свое мнение. Получалось, будто лицо говорящего подсвечивал экран его смартфона, а в это время одноклассники на клавиатурах уже печатали ответ, громко стуча по клавишам клавиатур.
– Если бы кто перевел наших классиков на современный язык, а то я как через темный лес продирался сквозь кучу лишних слов и ветошь эту старинную! – досадовал персонаж по прозвищу Лысик. – Вот, например, «Бедная Лиза». Начала она с этим Эрастом с розовыми губками встречаться и «сей же час надлежало погибнуть непорочности». Вот это вот че, про секс, что ли? Потом он где-то проигроманил все свое состояние и решил жениться на богатой барыне, ведь катиться с Лизой вниз по социальной лестнице – не комильфо.
Чуть позже Лысик эмоционально пересказывал друзьям уже английскую классику.
– Да «Ромео и Джульетта» написана буквально про нас, ведь ему 16, ей 14, это же родные чуваки, понятные, со всеми их соплями! – восклицал Лысик. – Ромео безответно любил Розалину, а Джульетта должна была выйти за мажора и красавчика Париса, но судьба свела несчастных на вечеринке в доме Капулетти, и между ними сразу вспыхнула любовь. На следующий же день (!) их обвенчал отец Лоренцио, при этом никто не стуканул родителям. Респект! Только Ромео некстати вальнул Тибальта, брата Джульетты, за что его отправили в изгнание, а Джульетту – замуж за Париса. А в итоге все умерли! Шекспир, кровь капает с твоих страниц!
– Вы русский язык засоряете своими «хэндмейдами», «хайпами» и «сорянами»! «Войну и мир»-то за лето прочитали? – спросила учительница литературы на общем собрании учеников и учителей 1 сентября.
– Так там русских слов меньше, чем французских! – парировали старшеклассники. – И что, от прочтения «Войны и мира» сознание меняется, что ли?
– От одной книги, конечно, нет. Но от прочтения 50, 100 лучших книг в мировой литературе, безусловно, меняется!
Затем наступает минутка откровений. Учителя вспоминают, что в юности сами говорили не на литературном, а на молодежном русском языке. Тут же выясняется, что далеко не все осилили «Войну и мир». В это время зрители в зале – школьники и взрослые – многозначительно переглядываются. Завершается спектакль исполнением трогательной рэп-песни на стихотворение Владимира Маяковского «Лиличка!».
В свете софитов и с огнем в душе
Каким бы суровым ни казался Владимир Маяковский, но внутри он был натурой чувствительной, тонкой, и в ноябре 2023 года это осознали все посетители необычной выставки в мурманском Центре современного искусства «21А», которую подготовила главный библиотекарь отдела информации по культуре и искусству областной научной библиотеки Юлия Шохова.
– Как показал наш опыт, популяризации литературы с помощью необычных выставок и спектаклей – это отличный способ продвижения чтения у молодежи, – заявила Юлия. – Сеять разумное, доброе, вечное очень помогают разнообразные виды визуального искусства. После каждого тематического мероприятия в Центре современного искусства люди идут за книгами в библиотеку. В 2023 году мы «зацепили» школьников и студентов выставкой арт-объектов, приуроченной к 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского. В 2024 году к юбилею Гоголя мы также провели выставку арт-объектов с интерактивными зонами, а любительский театральный коллектив «Слуги Мельпомены» устроил перфоманс «Гоголь». Я писала для него сценарий, а режиссером стала актриса коллектива Анна Барышкина.
Перфоманс в данном случае вылился в мини-спектакль с несколькими танцевальными и немыми пластическими сценами, впечатление от которых усиливало виртуозное управление разноцветным светом Даниила Басистова. Недавно мурманчане увидели исправленную и дополненную версию «Гоголя» продолжительностью 50 минут. Одних зрителей удивили малоизвестные факты из биографии писателя, других захватила игра света и тени во время динамичных сцен, третьи с нетерпением ждали появления на сцене роковой блондинки в красном, которая исполняла роль... огня в душе писателя.
Про особенности работы над танцевально-литературной постановкой рассказал самодеятельный хореограф-постановщик «Слуг Мельпомены», студент Мурманского арктического университета, обучающийся по программе «Прикладная информатика» Виктор Лимарев.
– У молодежи сложилось клиповое мышление, поэтому танцы им воспринимать проще, – объяснил обилие танцевальных эпизодов Виктор. – И порой информацию скучно, долго или очень сложно донести словами, а танец – это динамичная тонкая материя, и каждый может увидеть в нем что-то свое. Так постановка становится более понятной и эмоционально близкой зрителю. Несмотря на то, что ни у меня, ни у других ребят нет хореографического образования, я считаю, что уровень танцев у нас не любительский, так как все вкладывают душу и сердце в каждую постановку.
В 2025 году исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Есенина, и Юлия Шохова уже начала писать сценарий для театрального представления, посвященного этому самобытному поэту ХХ века.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора