Уже совсем скоро, 1 марта, в Мурманске откроется 90-й традиционный Праздник Севера. Круглую дату он должен был отметить раньше, но пандемия отменила спорт в 2020 году. Кроме того, не проводился Праздник Севера еще и в 1936 году. Поэтому на неюбилейный 2025 год (первый Праздник Севера прошел в 1934 году) приходится девяностая Полярная Олимпиада.
Сейчас идет большая работа по подготовке собственно спортивных мероприятий, а также сопутствующей инфраструктуры. Именно от этой деятельности, в которой участвуют десятки людей, зависит успешное проведение праздника спорта, хотя обычная такая работа остается в тени. Сегодня наша газета попытается, пусть и частично, эту несправедливость устранить.
Трудная лыжня
Гвоздем Праздника Севера на протяжении уже полувека остается Мурманский лыжный марафон. Долгое время он делил пальму первенства самого популярного мероприятия этого спортивного праздника с гонками на оленьих упряжках. Но вот уже несколько лет эти яркие заезды в Мурманске не проводятся. Хотя олени на Празднике Севера в Мурманске присутствуют, и прокатиться с ветерком на настоящих нартах гости Долины Уюта имеют возможность. Таким образом, вопрос «кто тут главный?» отпал сам собой. Марафон, и точка.
Чтобы показать всю сложность работы организаторов по прокладке марафонской лыжни, окунемся в историю. Осенью 1941 года в Мурманске возникли опасения, что немцы могут использовать Рогозеро в качестве аэродрома для посадки самолетов с десантом. Были разработаны специальные барьеры, материалом для которых служил снег. Этими препятствиями – большими кубами со сторонами в два метра – планировалось перегородить всю поверхность озера. Но к работам так и не приступили. Причина проста: доставить на лед озера тракторы оказалось невозможным.
С тех пор мало что изменилось. Рельеф местности проще не стал, местами деятельность человека даже усилила трудности. А лыжня марафона проходит в том числе и по тому же Рогозеру.
– Начальная работа по подготовке марафонской трассы стартует осенью, а основная – когда уже выпадает снег и устанавливается морозная погода, – говорит Владимир Лебедев, который на протяжении уже нескольких десятков лет готовит марафонскую лыжню. – Сначала создается рабочая группа. Сложность заключается в том, что большая часть марафонской трассы проходит за пределами спорткомплекса «Долина Уюта». Поэтому людей мы можем привлечь только на добровольных началах. Пока снега нет, можем провести визуальный осмотр будущей трассы, убрать камни, вырубить кустарник. Пригнать сюда тяжелую технику невозможно, поэтому многое делается вручную. Лыжня пересекает несколько ручьев, озер, множество болот. Из-за этого мы не можем начать готовить трассу, пока все эти водоемы не замерзнут. А потом нужно ждать, чтобы лед приобрел нужную толщину и был способен выдержать вес снегохода. Проблемы создает и тоннель, проходящий под Восточной объездной дорогой. Снег, понятное дело, туда не попадает, поэтому часто приходится, вооружившись лопатами, создавать снежную подушку. Опять же из-за невозможности использовать тяжелую технику и механизмы, снежная основа под лыжню набрасывается нами вручную, лопатами. Но это только в том случае, если зима малоснежная. Тогда с боков трассы подгребаем снег, и так постепенно слой за слоем формируем будущую лыжню.
В один из январских дней 2025 года мы с группой специалистов государственного автономного учреждения Мурманской области «Центр спортивной подготовки» выехали на пяти снегоходах на инспекцию будущей трассы. К этому времени снега навалило порядочно, да и декабрьские морозы сделали свое дело. 10 января представители Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по Мурманской области измерили толщину снежного покрова и льда на озерах Чайка и Рогозеро. Замеры показали, что сформировалась достаточная толщина льда и снега: снежный покров на озерах составлял 40 сантиметров, а толщина льда – 25–30 см. Работа инспекторов ГИМС на трассе Мурманского лыжного марафона – важная составляющая обеспечения безопасности участников. Благодаря их усилиям спортсмены могут наслаждаться соревнованием, не беспокоясь о возможных опасностях на льду.
Покатушки с экстримом
Казалось, что все идет отлично, но буквально за день до нашей поездки в Мурманске наступило потепление и пошел дождь. И он потом моросил с перерывами почти двое суток. Тем не менее поездку решили не отменять. Наоборот, нужно было понять, что сотворил дождь с будущей трассой.
Двадцать пять километров пути получились близкими к экстремальным. На земной тверди по толстой снежной подушке снегоход шел уверенно. И мне как пассажиру нужно было больше думать, как удержаться на резких поворотах. От мысли сделать фото в движении пришлось отказаться. Фотоаппарат так и остался в рюкзаке.
Первоначально в ходе нашего рейда предполагалось начать прокладку лыжни для классического стиля. Для этого к одному из снегоходов прицепили специальную волокушу. Но размякший от дождя снег очень быстро похоронил эти планы – тяжелая волокуша застревала, и ее пришлось отцепить. Забрали на обратном пути.
Водители снегоходов – виртуозы на грани акробатики. Опыт у них огромный. Лесная просека – это вам не асфальт. Машина кренится влево-вправо, и надо постоянно балансировать, чтобы не опрокинуться. Обычная поза водителя – одна нога на подножке, вторая – коленом упирается в седло. Руки на руле, он же поручень. Мой поручень находится внизу, в общем-то, удобно, но балансировать телом гораздо тяжелее. Моим водителем в тот день был заместитель директора Центра спортивной подготовки Александр Изотов. Парень он молодой, но со снегоходом справляется уверенно.
На крутом повороте наша машина валится набок. Оба вылетаем в снег. Но скорость невелика, поэтому последствий никаких. На раз-два переворачиваем снегоход и мчимся дальше. Руки намертво вцепились в поручни, ведь стоит только ослабить хватку, и тебя просто выбросит из седла. В общем, пробежать на лыжах 25 километров, как мне показалось, куда проще, чем проехать это же расстояние на снегоходе.
На озерах из-под гусеницы нашего вездехода полетела вода вперемешку со снегом. Дождь все-таки сделал свое дело. Не скрою, в тот момент было немного не по себе. Очень не хотелось влететь в полынью. Но обошлось. Выезжаем с озера на берег. И снова вверх-вниз. Рук уже не чувствую. Наконец остановка.
– В общем, ничего страшного нет, – высказывает свою точку зрения инструктор-методист спорткомплекса «Долина Уюта» Олег Жолобов. – Да, на озерах верхний слой льда превратился в кашу. Но морозы еще будут, вся эта жижа замерзнет, да и снегом ее еще не раз припорошит. Потом мы снегоходами утрамбуем, получится отличная лыжня.
Что ж, поживем – увидим. Северная погода горазда на сюрпризы, особенно нынешней зимой.
Наш рейд, по сути, был начальным этапом подготовки марафонской лыжной трассы. Работы здесь еще предстоит много – помимо собственно лыжни нужно сделать ее разметку, а ближе к дате марафона начнется оборудование пунктов питания, заброска различных грузов. Но об этом в другой раз.
Андрей КИРОШКО
Фото автора