В XXI веке российские музеи и галереи вместе с библиотеками стремятся стать центрами притяжения, придумывая новые форматы мероприятий и развивая традиционные. В год 35-летия Мурманского областного художественного музея его сотрудники пригласили в столицу Кольского Заполярья более 30 коллег-экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми, чтобы обсудить новейшие способы привлечения горожан в музеи и выращивания постоянных посетителей. Кажется, осталось толь-ко зазывать людей в музей с помощью глашатаев, но мурманские музейщики, напротив, зовут людей на улицу и на откровенные экскурсии.
Другое поколение, другие взгляды
Два дня ведущие специалисты музейного дела из Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств, «Манежа» и «Гаража» обменивались профессиональными премудростями в Мурманске на конференции «Искусство в пространстве города и музея». Послушать выступления опытных искусствоведов и культурологов пришли также представители образовательных учреждений и турфирм.
– Мы позвали экспертов в тех сферах, которые хотим развивать у себя, – пояснила директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова в конце первого дня конференции. – Это прежде всего новые формы работы современного музея. Каждое выступление – кладезь интересного опыта, но многое у нас уже делается. Мы сами к этому пришли, то есть развиваемся в нужном направлении как музей, который может показывать и классическое, и концептуальное искусство. У нас в коллективе превалирует молодые сотрудники, которые после курсов повышения квалификации и различных поездок подают много новых идей.
Большая часть первого дня конференции была посвящена теоретической и практической составляющим арт-медиации – интерактивной авторской экскурсии-диалога. Одним из первых в России их стал проводить кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, главный специалист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея Алексей Бойко. Ему и предстояло объяснить суть относительно нового понятия в музейном деле.
– Что такое арт-медиация, пока никто однозначно не может ответить, но в Русском музее так мы называем доверительный диалог в музейном пространстве, – попытался объяснить эксперт. – Диалог этот помогает участникам преодолеть внутренние барьеры в отношении к искусству и к обретению новых смыслов в процессе изучения экспозиции. Диалог с медиатором обязательно происходит на равных, то есть без вопросов на знание какой-либо сферы искусства. Медиации подходят тем, кто готов раскрывать себя и многое получать от других участников медиации. Классические экскурсии тоже меняются, становятся более креативными, упрощенными и короткими. А экскурсоводы и медиаторы должны развивать персональный бренд, привлекающий посетителей в музей из соцсетей.
Опытных медиаторов в Мурманске пока нет, а из экскурсоводов личный бренд, пожалуй, есть только у Ольги Евтюковой, которая периодически проводит так называемые директорские экскурсии по некоторым выставкам.
– Лично мне арт-медиация не очень близка, – признается Ольга Александровна. – Интуитивно я на экскурсиях могу использовать такой элемент арт-медиации, как драматизация, но в полной мере у нас медиации проводит только Александра Голубьевская. Это совершенно иной взгляд нового поколения. И Александра уже начинает приобретать свою аудиторию, так что ее персональный бренд – дело времени. Кстати, она выпускница нашей «Школы юного музейщика» и курса Алексея Бойко, который выделял ее среди своих учеников.
Еще одна молодая сотрудница художественного музея, Арина Чубарь, нашла себя в городских экскурсиях. Их мурманчане тоже полюбили, а скоро полюбят еще больше, когда Арина начнет реализовывать свой проект «СкульптурНО» (12+) по «воскрешению» утраченной городской скульптуры. Остальные творческие специалисты тоже не ждут, когда в музей придут посетители на очередную выставку, а трудятся как пчелки, устраивая мастер-классы и лекции, кинопоказы и мероприятия для детей и подростков.
Новые форматы
О предпочтениях российских любителей искусства различных возрастных категорий, выявленных с помощью различных исследований и опросов, рассказала арт-медиатор московского Музея современного искусства «Гараж», методолог по коммуникации в музеях Лилия Щеглова.
– Люди все чаще идут в культурные учреждения ради цифрового детокса, то есть чтобы избавиться от информационной перегруженности. Взаимодействие с предметами искусства помогает бережно пережить накопленные эмоции, поэтому прикосновение к прекрасному иногда оказывает терапевтический эффект, – объяснила эксперт. – Разница в восприятии культуры различными поколениями существенная. Зумеры тоже хотят получать эстетическое удовольствие, но для молодежи столпы культуры – это видео и архитектура, а для пожилых людей – изобразительное искусство и литература. Привычный культпросвет со стандартными подходами работает со старшим поколением, а со школьниками что делать? Пока большинство музеев предлагает им одно и то же: экскурсии, мастер-классы и квесты, поэтому я рада, что на этой конференции много внимания уделили арт-медиации. Этот относительно новый формат лучше вовлекает молодежь в культуру и искусство.
Свежих красок в палитру новых форматов добавила хранитель фондов Музея академии художеств Вероника Богдан. Солидное учреждение культуры оказалось отнюдь не консервативным и в 2024 году провело вернисаж выставки «Образы счастья» (12+) с арт-медиацией, фестивалем шахмат, показом мод и арт-бранчем с участием известного шеф-повара Ильи Лазерсона. При этом полотна экспонировались без рам и, растянутые на огромных стойках, образовывали как бы лоскутное одеяло. Не все посетители музея были готовы к таким способам подачи произведений искусства.
О реакции на концептуальные экспозиции и вызовы времени, с которыми сталкиваются не только специалисты музеев, но и посетители, рассказал доктор педагогических наук, эксперт Государственного Русского музея в сфере методологии художественного и гуманитарного образования музейными средствами Борис Столяров.
– После некоторых выставок в книгах отзывов можно увидеть ненормативную лексику! – отметил Борис Андреевич. – Поэтому некоторые музеи для просвещения аудитории проводят отдельные образовательные программы. Но вырастить или воспитать понимающего благодарного посетителя музея необычайно сложно. Особенно после того, как многие музеи утратили функцию фильтра качества, оказавшись встроенными в ряд деньгодобывающих объектов креативной индустрии. При этом мы все по-прежнему участвуем в идеологической жизни страны, поднимая проблемы нравственности и патриотизма. Но главное, что даже школьникам старших классов на самом деле интересно, кто сегодня является героем и какие характеристики его отличают от остальных людей.
И уж точно молодым зрителям и художникам интересны любые онлайн-форматы преподнесения искусства. Один из основателей онлайн-галереи «DA'sArtDeport» Олег Калитеня рассказал на конференции о проектах, в которых участвовала галерея и ее резиденты, однако многих заинтересовал сам гибридный формат работы галереи.
«DA'sArtDeport» существует как сайт, на котором проходят виртуальные выставки современного реализма, там же можно купить картины или их электронные копии, но главная задача организации – популяризировать работы молодых художников.
– Художникам было всегда непросто продвигать свое творчество, но сейчас быть медийным гораздо легче, потому что можно показывать себя в онлайн-галереях, с которыми проще сотрудничать, чем с классическими, – рассказал сооснователь «DA'sArtDeport». – Мы начинали четыре года назад как онлайн-галерея, но со временем поняли, что художникам по-прежнему важно и интересно показывать свои произведения вживую, поэтому мы стали работать и оффлайн. Своих помещений у нас нет, под конкретные проекты и выставки ищем подходящие пространства. Например, летом наша выставка будет в мурманском художественном музее.
Ликбез 2.0
Одной из тем конференции было взаимодействие музеев с городской средой и влияние работ уличных художников на восприятие искусства вне учреждений культуры. В этой сфере мурманчане накопили богатый опыт за последние пять лет. Мария Михайленко, председатель Мурманского отделения Союза художников России, и его член Юрий Шачнев рассказали о фестивале паблик-арта «РОСТ», благодаря которому преобразились Роста и самый длинный дом в России, и о социокультурном проекте «Контакт» по созданию необыкновенного аудиогида для пассажиров троллейбусов. О них «Вечерний Мурманск» неоднократно сообщал в прошлом году, как и о роли «Контейнер-холла» в самореализации творческой молодежи Кольского Заполярья. Гораздо меньше внимания мурманские журналисты уделяли популяризации литературы с помощью необычных выставок и спектаклей в «Центре современного искусства 21А». Об этом явлении в культурной жизни Мурманска подробно рассказала главный библиотекарь отдела информации по культуре и искусству областной научной библиотеки Юлия Шохова.
– Нужно ли современное искусство библиотеке, а библиотека – современному искусству? Как показал наш опыт – да, это отличный способ продвижения чтения у молодежи, – заявила Юлия. – Сеять разумное, доброе, вечное очень помогают разнообразные проекты в сфере визуального искусства. В 2023 году мы «зацепили» школьников и студентов выставкой арт-объектов в техниках современного искусства, посвященных 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского. В 2024 году к юбилею Гоголя мы также провели выставку арт-объектов с интерактивными зонами, а любительский театральный коллектив «Слуги Мельпомены» показал спектакль «Гоголь» (12+), который можно назвать перформансом. Сейчас разрабатывается выставка и перформанс по Есенину. Современное визуальное искусство подталкивает к чтению литературы и гармонично уживается с ней на одной площадке, способствуя культурному развитию посетителей. После каждого мероприятия люди из нашего центра идут брать книги в библиотеку!
Для всех желающих разобраться в терминах из этой статьи 25 января в 17.00 в главном здании художественного музея Арина Чубарь прочтет лекцию «Когда началось современное искусство, и почему оно такое?» (12+). Она станет первой из цикла лекций «Десять историй о современном искусстве», которые будут проходить раз в месяц до конца года.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора