Алексей Макаров – драматический актер, пишущий театровед, активно пропагандирующий современное искусство, коллекционер и мастер декоративно-прикладного искусства.
Первым испытать эмоциональный восторг от эксклюзивного мурманского каталога живописных работ «Эклектика города» посчастливилось талантливому художнику Дмитрию Малышеву. Он стал обладателем уникального каталога на домашней кухне коллекционера Алексея Макарова, воплотившего в жизнь идею выпустить в свет издание с работами художников разных лет, рисовавших Мурманск.
Глянцевые страницы
Живущий сейчас в Санкт-Петербурге Дмитрий Малышев, абсолютно ничего даже не подозревающий ни о новоявленном издании, ни о своем участии в нем, прибыл в заполярную столицу по делам на считанные дни. И наудачу набрал номер старинного знакомого Алексея Макарова. «Мистика какая-то», – полушутя-полусерьезно замечает по этому поводу мурманский коллекционер.
Дмитрий, автор вошедшей в каталог работы «В городе N-ске», правда, опередил коллег по художественному цеху ненадолго – большинство из них получили свой заветный экземпляр «Эклектики…» на презентации издания в культурно-выставочном центре Русского музея, приуроченной к Международному дню художника. А кто не смог прийти на торжество – по почте.
Все картины, представленные в этом сборнике, – из коллекции Алексея Макарова. А большая часть их авторов – многолетние добрые друзья и знакомые коллекционера.
На мой взгляд, каталог «Эклектика города» стал и своеобразной репликой к одноименной выставке в честь дня рождения Мурманска в городском выставочном зале, и своеобразным объяснением в любви городу, навсегда «прописанному» в душе и сердце любящих горожан.
Да и посудите сами – если перелистать глянцевые страницы каталога, то кажется, будто в этих работах вся наша жизнь: и мы, и наши любимые улочки, и рыболовецкие траулеры в порту, и такой уютный, побеждающий полярную ночь свет окон, и непрошеные осенние слезинки на стеклах, и протоптанные в метровых сугробах дорожки, и первая весенняя капель с крыш, и солнечные лучи – редкие, как советский дефицит. Словом, наш знакомый с рождения город в разных проекциях и ракурсах и в разные годы: советского и постсоветского периодов, в нулевые, десятые и уже двадцатые.
Застрявшие в ветках эмоции
В каталоге «Эклектика города» образ Мурманска и Кольского Заполярья создают около полутора сотен живописных полотен. Город предстает словно бы в пэчворке – из лоскутков эмоциональных впечатлений нескольких десятков талантливых мурманских художников. И дарит ощущения разных настроений и разных красок, и непременно заставляет вспомнить личные, дорогие сердцу истории, связанные с нашей жизнью тут, на макушке планеты. Это и будни порта, и военные корабли у причалов, это магически яркий, несмотря на полярную ночь, двор Ольги Цылевой и заснувшая после встречи Нового года площадь Пять Углов Николая Ковалева. Это три харизматичных возвращающихся из рейса тралфлотовских дружбана в тельняшках Виктора Кобзева. Это лаконичная лестница в долгожданный белый и легкий весенний свет Владимира Кумашова. Это сопки, валуны, гаражи с облупившейся краской. Это Кольский проспект Александра Васильева, на котором кипит жизнь и словно бы продуцирует летящее мурманское время. И это «Просветы в деревьях» Максима Драницина, которые, как кажется, о мурманской ментальности, умеющей раскрасить даже самый ненастный денек цветными воспоминаниями и впечатлениями, застрявшими где-то между северных веток.
Единственный и неповторимый
Автор этого уникального художественного сборника Алексей Макаров – коренной мурманчанин. И «Эклектика города» – его добрый жест, своеобразное признание в любви родному городу на века.
– Мурманск – самый большой город за Полярным кругом, единственный и неповторимый в своем роде, – считает Алексей Владимирович. – Мой родной город, в котором эклектично все, начиная с истории возникновения. Огромное поселение людей там, где человеку в силу климатических условий постоянно жить практически невозможно. Последний город, заложенный при царском режиме, город-герой, выстоявший в годы Великой Отечественной войны, а в наше время соединивший в названии своего аэропорта два этих события: аэропорт города-героя Мурманска имени Николая Второго. Погода – сплошная эклектика: снег летом и дождь зимой, иногда за один день сменяются все времена года. Полярный день и полярная ночь. А грибы порой выше деревьев…
Компания авторов представленных в каталоге работ пестра и эклектична, техники и манеры исполнения работ, их оформление и форматы – все прямо или косвенно поддерживает и оправдывает название этого издания. Оно позволяет увидеть, как менялся город, люди, стиль и манера творчества, выбор темы и материалов для воплощения художественного взгляда на Мурманск с 50-х годов прошлого века по настоящее время.
Добавлю, что автором макета и дизайна этого эксклюзивного сборника выступила талантливейшая мурманская художница Ольга Цылева. И этим определила никак не меньше половины успеха уникального издания.
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото Ирины ПРОКОПЧУК и Нины СНИГУР