9 декабря в нашей стране отмечается День героев Отечества. В преддверии этого праздника мы публикуем материалы наших коллег – корреспондентов газеты «На страже Заполярья» о северянах, которые с оружием в руках защищают свободу и независимость России.
Когда долг офицера – стать рядовым
Что чувствует командир атомной подводной лодки, стоя на командирском мостике? Управлявший 16 лет назад экипажем подводного атомохода капитан 2-го ранга Олег П., скорее всего, думал о боевых и учебных задачах, личном составе, о своих близких и о военной карьере. Но почти наверняка он не предполагал, что на пенсии в звании рядового и с позывным «Командор» добровольно пойдет бороться с бандеровцами.
По стопам бабушки
Олег родился и вырос в городе-герое Севастополе. На выбор военной карьеры больше всего повлияла бабушка, в прошлом офицер НКВД. Мама-экономист прочила сыну научную карьеру. Отец, работавший в гражданском судоходстве, надеялся, что сын пойдет по его стопам, но бабушка авторитетно заявила: внук должен стать военным. Поэтому, по воспоминаниям «Командора», в детстве у него из игрушек в основном были пистолеты и автоматы. А первые погоны Олег получил в Московском суворовском военном училище, куда поступил после восьмого класса.
– Я там проучился всего год, – вспоминает «Командор». – Скорее всего, еще не был готов к дисциплине и бытовым сложностям. Но подготовка и участие в параде на Красной площади в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне запомнились, поскольку стали самым ярким событием той поры. Длительные и изматывающие строевые занятия, а вслед за ними волнение и гордость, когда к тебе и твоим товарищам, чеканящим шаг на главной площади страны, прикованы взгляды всего мира. Считаю, что мне повезло дважды. 9 Мая 1989 года я во второй раз прошел по кремлевской брусчатке, но уже курсантом третьего курса Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Очень хорошо помню, как нам «отсалютовал» генеральный секретарь Горбачев.
Поступление в СВВМИУ стало для Олега уже осознанным шагом на пути к офицерским погонам. Учеба на спецфакультете престижного в Советском Союзе ввуза вселяла уверенность, и перспективы службы были в целом ясны.
В 1991 году состоялся выпуск с вручением офицерских погон и заветного кортика, затем распределение в далекий северный поселок Гремиха на атомную подводную лодку крупнейшего флота мира.
С лопатами и вилами
Переезд из солнечного Севастополя в суровое Заполярье – это обычное испытание для молодого офицера. Но сложно представить, что чувствовал тогда севастополец, бессильно наблюдавший, как его город, дом, родные и близкие, находившиеся в Крыму, в одночасье оказываются в другой стране.
И все-таки, несмотря на исчезновение с карты мира Советского Союза, служба в «городе летающих собак», как иногда называют Гремиху из-за частых ураганных ветров, продолжалась. Олег прошел все ступени от командира группы до командира атомной подводной лодки, провел сотни дней и ночей под водой. Наблюдал, как сокращается количество подводных лодок у причалов некогда могучей базы, отвел свою подводную лодку в завод на разделку, а вскоре и сам по достижении предельного возраста был уволен с военной службы. При этом чувство несправедливости по отношению к жителям его родного Севастополя – гордости русских моряков, как незаживающая рана, постоянно напоминало о себе.
Вернувшись в Севастополь, капитан 2-го ранга запаса пошел работать гражданским специалистом в структуры Минобороны России, и казалось, что крутых поворотов в жизни уже не будет. Приближался 2014 год.
– После известных событий на майдане и государственного переворота на Украине я сам чувствовал и видел в севастопольцах неприятие этой киевской хунты, – делится «Командор». – А когда появилась информация о «поезде дружбы», направлявшемся в Симферополь с вооруженными бандеровцами, которые надеялись покончить с пророссийскими настроениями в Крыму, я не мог остаться в стороне, вступил в народное ополчение, и мы с лопатами и вилами на автобусах поехали встречать непрошеных гостей. У меня бабушка в НКВД с войны до 1954 года подо Львовом боролась с бандеровскими бандами, и я понимал, что должен принять эту эстафету, раз нацистская зараза опять появилась.
Как теперь известно, «поезд дружбы» приехал пустой. Решимость севастопольцев и крымчан продемонстрировала идеологам укронацизма их готовность защищать мир на полуострове и право говорить на родном языке.
Рядовой доброволец
Вскоре в ходе исторического референдума жители Крыма высказались за воссоединение с Россией.
– Я такого никогда не видел, – вспоминает «Командор». – Очереди на пунктах голосования были огромные, люди от мала до велика пришли. Кто не мог передвигаться самостоятельно, просили их привести, не хотели упустить этот уникальный исторический шанс.
Вскоре Олег женился, и у него родилась чудесная дочь. События на Донбассе, конечно, вселяли тревогу, но последовательная позиция российских властей по соблюдению минских договоренностей давала надежду на мирное разрешение конфликта.
После начала специальной военной операции, когда стало понятно, что Украина не готова к соблюдению уже подписанных пунктов соглашений, Олег решил вернуться в строй.
– Я в течение недели завершил все необходимые дела и направился в военкомат, – вспоминает он. – Но меня не пропустили по возрасту – свыше пятидесяти лет – и по званию – должностей для капитана 2-го ранга не было. Я себе места не находил, а через месяц узнал, что можно пойти добровольцем в батальон армейского резерва страны (БАРС).
Подписывая контракт, Олег не знал, где и какие задачи будет выполнять, но был убежден, что его обязанность – истребить бандеровскую нечисть. Вскоре доброволец с позывным «Командор» был направлен в отряд БАРС-33 группировки войск «Днепр».
– Командир отряда изучил мое личное дело и
предупредил, что я буду в отряде рядовым, – делится воспоминаниями Олег, – для меня никаких с этим сложностей не было. Я по опыту службы знаю, что офицер в первую очередь должен уметь исполнять приказы, а уже потом их отдавать.
Довести дело до конца
Первое время «Командор», несмотря на имеющийся опыт службы, проходил обучение. За прошедшие десятилетия подверглись корректуре приемы обращения с оружием, перемещения в составе подразделений и по одиночке, стали более выверенными и рассчитанными позиции для стрельбы.
После обучения доброволец продолжил службу в комендантском взводе, на который возлагались задачи по охране военных и административных объектов, патрулированию, организации блокпостов, охране должностных лиц и многое другое.
– Провокации или нападения сейчас бывают реже, чем два года назад, но случаются, – поясняет доброволец. – Дежурное подразделение отряда всегда готово в кратчайшие сроки выдвинуться к охраняемому объекту. В БАРСе очень строгая дисциплина и каждый знает свои обязанности, поэтому я сослуживцам доверяю, они для меня как экипаж.
Вскоре Олег планирует подписать уже четвертый контракт. Он подтверждает, что достойное денежное довольствие и социальные гарантии – это важный фактор для каждого здравомыслящего человека, но северная пенсия и так позволяла чувствовать себя уверенно.
– Это мой офицерский долг, – убежден «Командор». – Я не могу ждать от других того, чего не делаю сам. Поэтому вновь решил защищать интересы и независимость нашей страны с оружием в руках. Пусть не в прочном корпусе подводной лодки и не с офицерскими погонами, а в бронежилете рядового, но это мое дело, и я его доделаю до конца.
Бывший командир АПЛ рассказал, что до сих пор получает сообщения от своих сослуживцев-подводников, некоторые из них ходили призывниками под его началом. Спустя два десятка лет уже сорокалетние мужики вспоминают своего командира и, найдя возможность отправить ему сообщения, пишут благодарности за науку и напутствия. «Командор» считает это одним из главных достижений своей службы на лодке.
– Я скучаю по Северу. Флотская жизнь – она совсем другая, – доверительно рассказывает «Командор», – но здесь я на своем месте и рад, что могу продолжить дело своих предков и освободить исторические российские земли от бандеровской чумы.
Александр ДРУЗЬЯК
Группировка российских войск «Днепр»
«Дед» предлагает врагу сдаваться
«Война – дело молодых», – пел классик русского рока Виктор Цой. И тут не поспоришь. Но что такое молодость? Кто-то, едва разменяв третий десяток, начинает рассуждать о надвигающейся дряхлости, другой, наоборот, вырастив детей и дожив до седин, встает на путь воина. Берет в руки оружие, чтобы отогнать врага от границ Отечества, сохранив верность себе и своим принципам.
Чувство долга
Механика-водителя модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Стре-ла-10» Александра Ц. в бригаде морской пехоты Северного флота уважительно называют «Дед». Будучи в солидном 53-летнем возрасте, отец троих уже, правда, взрослых детей, Александр мог бы выбрать размеренную жизнь, дожидаться внуков и работать рядом с домом. Благо профессия инженера-механика в городе Усинске Республики Коми, откуда он родом, востребована. Однако воспитание и чувство долга не позволили ему остаться в стороне от важнейших событий современности.
– Осенью 2022 года из зоны проведения специальной военной операции были тревожные вести, – вспоминает «Дед». – Центральные каналы откровенно сообщали о непростой ситуации на фронте, а примеры героизма наших русских ребят шли нескончаемым потоком. Я смотрел в лица героев, парней молодых, и мне стыдно стало, что они воюют, а я вроде как в стороне сижу. Решил пойти добровольцем.
Срочную службу с 1989 по 1991 год Александр прошел пограничником на границе с Китаем. В дозоре доводилось преодолевать десятки километров по пересеченной местности, так что трудностей он не боялся.
Несмотря на возраст и седины, здоровье у «Деда» поистине богатырское, поэтому медкомиссию он прошел без труда. Затем два месяца «учебки» – и распределение механиком-водителем в разведроту отдельной мотострелковой бригады Северного флота, выполнявшей тогда задачи под Луганском. Там навыки инженера-механика пришлись как нельзя кстати. Ведь поврежденная в ходе боев и первых атак беспилотников техника нуждалась в ремонте, а запчасти в поле не купишь. Александру удавалось находить нестандартные решения и возвращать боевые машины в строй.
Полгода «добровольческого» контракта быстро подошли к концу. Ранений, как и госнаград, Александр избежал. Вернувшись в свой город, он еще острее почувствовал, что не может оставаться в стороне от происходящего на фронте.
– Я решил доделать начатое и через месяц уже новый контракт подписал, – говорит Александр. – Попасть опять в то же подразделение не старался. Решил: куда пошлют, там и пригожусь.
Всего через несколько недель после «дембеля» Александр вновь прибыл на СВО, получив назначение в бригаду морской пехоты Северного флота, которая занимала позиции на левом берегу Днепра в Херсонской области.
«Царь» со звездами
Сейчас Александр сидит за рычагами управления ЗРК «Стрела-10», который доказал свою эффективность при работе не только по вертолетам и самолетам, но и по современным беспилотникам, даже малоразмерным.
Заслужить уважение у морских пехотинцев Северного флота, знаменитых «белых медведей», может только действительно достойный человек, не каждому это под силу. Гвардии рядовому Александру Ц. с позывным «Дед» это удалось. Командованием зенитного ракетно-артиллерийского дивизиона он характеризуется как самый опытный механик-водитель в подразделении, способный не только грамотно эксплуатировать и обслуживать гусеничные и колесные бронетранспортеры, но и восстанавливать их после повреждений за кратчайшее время. Кроме того, «Дед» воспитал и обучил секретам мастерства немало мехводов своей бригады, некоторые из них годятся ему в сыновья.
На головном уборе у пожилого морпеха вместо кокарды прикреплен образ иконы «Спас Нерукотворный». К этому православному символу у современных фронтовиков особое отношение – почтительное. Сам «Дед» считает, что вера очень важна. Порой даже важнее «хлеба насущного», ибо дает духовную силу и подпитывает ее.
О силе духа и умениях Александра можно понять по одному из боевых эпизодов с его участием. Однажды, осуществляя прикрытие передвижения командного пункта бригады, боевая машина, которой управлял «Дед», попала под артиллерийский обстрел укронацистов, в результате чего оказались повреждены тормозная система и коробка передач. Под непрекращающимися ударами артиллерии и с минимальными затратами по времени гвардии рядовой смог с помощью подручных материалов заглушить тормозной контур и вывести на рабочий режим коробку передач. Осмотревшись, механик увидел, что командир расчета ранен. Тогда Александр принял решение переместить боевую машину на новую стартовую позицию. Выйдя из-под обстрела противника, зенитчики обнаружили беспилотный летательный аппарат, который корректировал работу вражеской артиллерии, и успешно сбили его зенитной ракетой. Огонь противника смолк, а на борту зенитно-ракетного комплекса, который экипаж гордо именует «Царь», появилась очередная красная звезда, символизирующая количество уничтоженных целей.
За проявленные самообладание и отвагу гвардии рядовой Александр Ц. был представлен к награждению медалью Суворова.
«Воюем за Россию»
На вопросы о получении положенных федеральных льгот и денежного довольствия Александр отвечает просто: «Все выплачивают в срок, даже задумываться об этом не приходилось».
– Когда я был в отпуске, – продолжает морпех, – то общался со многими земляками, как говорится, за жизнь. После таких разговоров пять парней тоже подписали контракт для участия в СВО. Думаю, что только за деньгами они бы не пошли. Однако же и семьи свои оставлять без средств к существованию, а самому идти воевать ради идеи – это тоже не дело. Так что материальная поддержка государства для участников боевых действий, безусловно, важна.
«Дед», как и остальные морпехи Северного флота, полон решимости до конца доделать свою работу и отстоять интересы России.
– Я еще во время первого контракта понял, что мы воюем не против Украины, а за Россию, – рассуждает Александр, – а нацистов и бандеровцев, которых, к сожалению, не добили в 1945 году, надо добить сейчас. На той стороне фронта, конечно, есть просто обманутые лживой идеологией. Довелось пообщаться с пленными. Они говорят, что их насильно на фронт отправили. Я так скажу: не хочешь поднимать оружие против русских – сдавайся, вызывай «Волгу», переходи на нашу сторону или не жди пощады.
Александр ДРУЗЬЯК, капитан 3-го ранга, Херсонская область
Фото автора
«БАРСЫ» воды не боятся
«Албанец» выбивает ВСУ из Ольгинки
Каждый день артиллеристы группировки «Днепр» не дают покоя противнику, расположившемуся на правом берегу. Но обстрелов издалека не всегда хватает для того, чтобы отбросить врага с островов реки. В таких случаях в работу включаются добровольцы отряда «БАРС-33», одним из которых и является Ренат Мусякаев.
Родился Ренат Мусякаев в Саратове, в семье рабочих. Его отец всю жизнь трудился в совхозе, а матери не стало, когда мальчик был совсем маленьким.
– Отцу было трудно меня растить в одиночку, но он смог привить мне все качества, необходимые настоящему мужчине, – говорит боец.
После окончания школы Ренат был призван в армию, где попал в элитное подразделение разведки. Как раз в эту пору разгорелся первый чеченский конфликт.
– Я очень горжусь тем, что успел поучаствовать в настоящих боях. Именно тогда я, наверное, понял, что противостоять злым силам – мое призвание, – делится доброволец.
После армии Ренат решил продолжить борьбу с преступными группировками, только уже в роли служителя закона в своей родной области, однако беспокойный на тот момент Кавказ все равно тянул его к себе.
– Было очень много командировок в Ингушетию, Владикавказ, Кыргызстан, – рассказывает Ренат. – Я даже три года проработал участковым в Ахмат-Юрте, где сейчас живет Рамзан Кадыров. Там вместе с другими силовиками отражал атаку вооруженных террористов. Побывав на разных должностях и многое повидав, я очень быстро вырос до майора полиции.
После того как неспокойное время прошло, он перевелся в дежурную часть в Тамани, где и проработал до начала специальной военной операции.
– После начала СВО я подписал контракт с Росгвардией, – говорит боец. – В составе подразделений занимался охраной административных зданий в Херсонской области, патрулировал приграничные районы.
По окончании контракта Ренат всерьез задумался о том, чтобы снова взять в руки оружие и биться с врагом, как в юности.
– Мне очень хотелось помочь нашим бойцам на фронте, – продолжает Ренат. – Огромный боевой опыт, полученный еще во времена наведения конституционного порядка в Чеченской Республике, позволял мне это сделать. Многие мои товарищи посоветовали пойти добровольцем в «БАРС-33».
Недолго думая, боец так и поступил. После подготовки на полигоне и закрепления навыков стрельбы из штатного оружия Рената приняли в ряды добровольцев. И практически сразу он отправился выполнять боевую задачу.
– Меня и моих товарищей высадили на один из островов Днепра, где нам нужно было закрепиться, а также выбить засевший в селе на соседнем берегу отряд ВСУ, – вспоминает боец. – Окопаться и спрятаться от дронов, которые постоянно кружили над нами, не всегда выходило, почва в тех местах довольно болотистая. Мы били неонацистов из стрелкового оружия, а артиллерия с левого берега поддерживала нас. Порой приходилось отражать атаки противника круглыми сутками, я и мои товарищи сильно исхудали, но задачу выполнили.
Сейчас доброволец находится в ожидании новой боевой задачи, а пулемет с собой берет, даже заступая на дежурство.
– С «железным другом» я почти не расстаюсь, буквально сросся с ним. Если бы было можно, после СВО я увез бы его домой, – шутит боец.
После окончания специальной военной операции Ренат планирует вернуться работать в правоохранительные органы, так как считает, что это его призвание.
– Очень хочу восстановиться и снова ловить преступников, – говорит он. – Ведь у нас в семье целая династия стражей закона. Мой сын пошел по моим стопам – недавно получил звание старший лейтенант полиции.
Илья СУХАНОВ, группировка российских войск «Днепр»