Детский сад: быть ему или не быть в жизни ребенка? Так или иначе этим вопросом задаются все родители малышей. Если быть, то с какого возраста? Как помочь ребенку легче адаптироваться к новым условиям, чему его будут учить и как заботиться? И вообще: какая она – детсадовская жизнь? Об этом наш разговор со старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения № 131 города Мурманска Еленой Манохиной.
Здесь растят Эйнштейнов
– Современный детский сад отличается от тех, что были, скажем, лет 15–20 назад, – говорит Елена Валентиновна. – Отличается прежде всего своей оснащенностью. Учреждения получают финансирование, на которое могут пополнять и обновлять материальную базу. Кроме того, появились платные услуги, это тоже дополнительные средства. Например, в нашем детском саду есть кружок чтения, который пользуется большой популярностью и получает хорошие отзывы от родителей и учителей школ, которым попадают наши выпускники. Есть кружок изобразительной деятельности, есть секция «Юный Эйнштейн», где развиваются логика, мыслительные процессы, внимание, память, умение анализировать. Так что сейчас посещать разные развивающие кружки дети могут прямо в саду. Но даже если ребенок не ходит на эти дополнительные секции, ему все равно будет обеспечен весь пакет развивающих занятий: интеллектуальное развитие, речевое, физическое, эстетическое, патриотическое. То есть абсолютно все сферы жизни человека здесь освещены. И если раньше занятия были больше похожи на уроки, то сейчас все идет через игру. Используют новые технологии, квесты, приключенческие игры, в которых дети, играя, познают этот мир. А мы, в свою очередь, постоянно ищем новые подходы и методики в воспитании дошкольников.
Не в счете дело
Важно отметить, что в этом году ДОУ № 131 стало победителем муниципального этапа регионального конкурса «Лучший детский сад Мурманской области-2024». На суд конкурсного жюри коллектив представил необычную квест-игру под названием «Детективное агентство ДНК». Как признаются авторы проекта, идею выбрали не случайно, ведь педагоги, как и детективы, всегда находятся в поиске: ищут новые подходы к ребенку, технологии и методики, которые бы давали эффективный результат. Интересную задумку, юмор и необычную подачу оценили и на региональном этапе конкурса, где детский сад № 131 получил третье место.
– Бывает, что родители принимают решение не отдавать ребенка в детский сад, а оставить дома с бабушкой, – продолжила Елена Манохина. – Но даже если бабушка суперпрофессионал в вопросах воспитания и будет ежедневно заниматься с малышом, он не получит самого главного – возможности коммуницировать с другими людьми. В профессиональной литературе сейчас очень часто встречается такое понятие, как «эмоциональный интеллект». Это не умение писать, считать и так далее, а умение коммуницировать с другим человеком. Как показывают исследования, люди, у которых эмоциональный интеллект развит высоко, более успешны в жизни. За счет того, что они при общении умеют понять, что нужно собеседнику, в каком тот настроении, как найти к нему подход. Вот это выходит сейчас на первый план: умение быть лидером, умение договариваться, уступать, принимать правила.
Считается, что в дошкольном возрасте такие навыки, как считать до десяти и называть буквы, не главное. Куда важнее, чтобы ребенок умел общаться, имел познавательный интерес, у него был развит фонематический слух – то есть способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную к нему речь, анализировать информацию. А читать и писать его научат в школе.
Мамы, успокойтесь!
Когда ребенок первый раз идет в сад, это всегда стресс и для него, и для родителей. Как понять, что малыш готов к этому шагу, как помочь ему быстрее адаптироваться к новой жизни?
– Вопрос очень сложный, – отмечает Елена Валентиновна. – Когда мы приглашаем родителей к нам на первое собрание, говорим им: «Вы сами прежде всего будьте к этому готовы. Сами поймите, что вам надо будет отделиться». Чем спокойнее мама, тем спокойнее ребенок. Второй момент: можно начать посещение сада с центра игровой поддержки, у нас такой есть. Туда дети приходят с мамами, знакомятся с обстановкой в саду, играют. То есть таким образом протаптывают тропинку к нам.
Если на базе детского сада игрового центра нет, воспитатели рекомендуют выходить с малышом на игровые площадки на улице, во дворе. Стараться гулять там, где есть дети, вступать с ними в контакт. Малыши еще не умеют играть друг с другом, им надо помогать в этом. Просто показать, как прокатить мячик, машинку.
– Еще одно наблюдение и совет при подготовке к детскому саду: чем лучше ребенок играет дома, тем легче ему будет адаптироваться в саду, – продолжает педагог. – Если его научили простым играм: кормить куклу, катать машинку, кого-то укладывать спать и качать, ему будет чем заняться в детском саду. Так же важный момент – сепарация от мамы. Если ребенок, который уже собирается в детский сад, спит с мамой, находится на грудном вскармливании или пользуется соской, расставание всегда будет болезненным. Поэтому чем раньше у него появится свое спальное место и он отучится от пустышки, тем легче ему будет в детском саду.
Нередко родители будущих детсадовцев беспокоятся из-за того, что малыш не умеет ходить на горшок, самостоятельно есть и так далее. Ничего страшного в этом нет, уверены воспитатели. В коллективе ребятня гораздо быстрее обучается этим навыкам.
– Легче всего начинать с короткого пребывания и постепенно привыкать к новым условиям, – подытожила Елена Манохина. – И надо помнить, что детский сад – это не только режим, питание и занятия. Но еще и праздники, интересные утренники, яркие эмоции. У нас часто проходят фестивали, устраиваются выставки, организуются игры, к которым охотно приобщаются и родители, потому что для них это возможность окунуться в беззаботное детство.
Юлия РОМАНОВА
Фото из архива ДОУ № 131 города Мурманска