В этой школе ученики не ждут звонка на перемену, да и звонков в ней отродясь не было, а на многих уроках можно слушать музыку в наушниках и смотреть картинки на мобильном телефоне. Одних сюда приводят родители, другие бегут сами и не уходят до позднего вечера. Во время занятий здесь пачкаются красками и глиной, а летом проводят уроки в ближайшем сквере. Все это – жизнь учащихся Детской художественной школы, которая переехала в обновленное здание со славным прошлым и теперь с еще большим энтузиазмом смотрит в яркое и красочное будущее!
Новые интерьеры, дети и педагоги
В 2017 году ветшающее здание бывшей школы № 12 на улице Полярной Дивизии передали единственной в Мурманске школе художественной, и ее персонал четыре года делал все возможное, чтобы сохранить историческое наследие до начала реконструкции. Новоселье удалось справить только в сентябре 2024 года. За месяц преподаватели и учащиеся успели привыкнуть к «дворцу» на улице Полярной Дивизии. Так можно назвать свежеотремонтированное четырехэтажное здание с колоннадой на входе, если сравнить его с детским садом на улице Халатина, 18, в котором 500 любителей живописи занимались многие годы. Однако это намоленное, а точнее – накрашенное, место не пустовало и месяца. В то время как художественная школа оттуда свои вещи забирала, школа искусств № 2 свое оборудование туда завозила. До этого ее воспитанники постигали азы живописи в помещениях школы № 11 и бывшей школы № 41.
Детская художественная школа давно снискала такую славу, что дети добирались до улицы Халатина даже из Колы и Мурмашей. Теперь школа стала к ним ближе и одинаково доступна для жителей всех районов Мурманска. Как следствие, число учащихся в ДХШ после переезда выросло с 500 до 550. Стало больше и педагогов. Коллектив в очередной раз омолодился, так как многие новые преподаватели – это бывшие ученики художественной школы, окончившие Мурманский колледж искусств или Мурманский арктический университет.
Рисунки лучше компьютерных файлов
Занятия здесь начинаются после 14 часов, однако из-за различной нагрузки в общеобразовательной школе и репетиторов у старшеклассников учащиеся приходят в разное время. Аншлаг в «художке» случается почти каждый день в 17–18 часов, когда «ранние пташки» еще не разлетелись по домам и к ним присоединились самые занятые.
Если зайти в бывшие школьные классы, а ныне – мастерские, не всегда сразу можно понять, какой урок там идет. Например, под руководством, точнее – под присмотром, Татьяны Коробовой, педагога со стажем 22 года, пять девушек склонились над мольбертами, но двое штрихуют чайник на натюрморте, одна смешивает на палитре краски, пытаясь подобрать оттенок мякоти нарезанного апельсина, другая рисует что-то вроде комикса, третья чертит эскиз будущей глиняной скульптуры. При этом трое старшеклассниц постоянно общаются, а одна слушает музыку в наушниках.
– У нас так часто бывает, что кто-то доделывает одну работу, кто-то – другую, в зависимости от способностей и занятости, – объясняет Татьяна Владимировна. – Здесь не как на уроке ИЗО в школе все выполняют одно задание за 40 минут. У нас 14 учебных часов в неделю, и на уроках не запрещено разговаривать. Поэтому к четвертому классу даже у строгих преподавателей складываются более или менее неформальные отношения с учениками. Они порой столько рассказывают, что, кажется, знаешь об их проблемах и радостях больше, чем родители. А может, и не кажется.
Тема отцов и детей в разговоре с Татьяной Владимировной возникла не случайно. Ее мама Ирина Николаевна Коробова – дипломированный художник по камню и преподаватель ИЗО – работает в художественной школе с начала 90-х годов, когда учреждение располагалось на улице Алексея Генералова, а на занятиях по теории искусства качественные цветные репродукции картин были редкостью.
Развиваться и расширяться ДХШ начала уже тогда и получила помещения на улице Коммуны, 18, примыкавшие к Городскому выставочному залу. Татьяна в это время училась в художественной школе у ее директора Людмилы Валентиновны Маракулиной. И, окончив в начале 2000-х годов «художественный» факультет Мурманского педагогического института, где преподавали Анатолий Шаковец и Виталий Бубенцов, решила прийти на открывшуюся вакансию в родной «художке».
Так как Татьяна Владимировна была самым опытным педагогом во время моего визита в ДХШ, вопрос о том, как меняются подростки, я задал ей, и ответ был весьма предсказуем.
– За 20 лет я вижу, что дети меняются под влиянием условий жизни, но не становятся хуже или лучше оттого, что, например, постоянно пользуются Интернетом на смартфоне, – считает Татьяна Коробова. – По-прежнему есть фантазеры и ремесленники, спокойные и активные. Единственное, что очень заметно, так это насколько больше сейчас дети утомляются в школе, чем 10 лет назад.
– Совмещать подготовку к ОГЭ с «художкой» сложно, но я все равно нахожу время после репетиторов, – рассказала Инесса Витман, которая учится в Мурманском политехническом лицее в девятом классе, а в Детской художественной школе – в четвертом. Шесть лет назад, когда Инесса записалась на двухгодичную программу «Основы изобразительной грамоты», чтобы потом поступить на «Живопись» и научиться рисовать хотя бы так же, как старшая сестра, о компьютерном дизайне третьеклассница еще не знала, а теперь хотела бы научиться создавать цифровые картины, но времени на это не хватает.
– Я бы и сейчас выбрала традиционную образовательную программу, если бы можно было вернуться в прошлое и сразу учиться рисовать на графическом планшете в компьютерных программах, а не карандашами и красками на бумаге, – заявляет старшеклассница.
– Получив базу в «художке», ты можешь рисовать что хочешь в любом стиле. Научиться тому, что не проходил, будет точно намного легче, – уверена Инесса. – Например, рисовать любимых персонажей мультфильмов или фильмов, иллюстрации к книгам. Но все это дома в свободное время, в «художке» таких заданий не бывает, но мне здесь все равно нескучно. Мне нравится сам процесс рисования на бумаге, и десять листов с рисунком лучше, чем 10 файлов.
– Все педагоги стараются внести максимальное разнообразие в учебный процесс, – объясняет Татьяна Коробова. – Для этого кабинеты оснастили интерактивными досками. Да и без них можно сходить на выставку, пленэр, мастер-класс, творческую встречу с художником, съесть арбуз и фрукты, когда все дорисуют натюрморт.
Эстафетная кисточка
Очень многое в бывшей школе № 12 изменилось после капитального ремонта, однако планировка осталась школьной – с длинными коридорами и классами почти одинакового размера. Их стены подрядчик по просьбе руководства школы выкрасил в несколько оттенков серого цвета. На монохромную основу нанесли геометрические фигуры, цвет которых на каждом этаже свой. Стильный и сдержанный дизайн интерьеров разработала преподаватель Елена Голубенко, а реализовал ее замысел выпускник художественной школы, а ныне художник Илья Байдак.
Надежда Кудрявцева, молодой преподаватель с трехлетним стажем, считает, что смена обстановки отразилась на рабочем процессе.
– По-моему, работоспособность у многих повысилась, – говорит девушка. – Потому что у меня и других преподавателей появились свои кабинеты, которые не надо делить с коллегами, как раньше, а детей помещения, похожие на обычные школьные, как будто дисциплинируют, хотя атмосфера по-прежнему творческая. Как показывает мой опыт, успеха чаще достигают усердные, а не те, у кого был врожденный талант к рисованию. Но он также важен, чтобы у ребенка было свое видение. Я стараюсь отмечать в детях нестандартный подход к выполнению заданий, советую не сравнивать себя с кем-то и хвалю за оригинальный стиль работ. Одним легче дается академический рисунок, у других скульптуры невероятные, нужно найти природные способности и развить. Помогает мне в этом опыт моего учителя с 30-летним стажем Ната-льи Валентиновны Бачуриной, которая внесла неоценимый вклад в меня не только как художника, но и как педагога.
Надежда Кудрявцева – одна из выпускниц Детской художественной школы, которая вернулась в нее через несколько лет в роли преподавателя, окончив Мурманский колледж искусств. Девушка не планировала строить свою карьеру именно так, но ничуть не жалеет, что вернулась в родную «художку», как и ее коллега Анна Удовкина.
– Мой преподаватель в колледже искусств посоветовал идти в художественную школу, так как там есть вакансии, да и все мне здесь знакомо и приятно, – рассказала молодая преподавательница, работающая в ДХШ с февраля. – Очень повезло, что в моей группе замечательные спокойные дети, с которыми легко работать. В первом классе они учились у другого преподавателя, но мы быстро нашли общий язык, и у нас сложились теплые доверительные отношения.
В свое время Анна училась у Вероники Вологжанниковой, которая в то время тоже была начинающим преподавателем. Теперь девушки – коллеги, но разница в опыте и мастерстве, конечно, сказывается. Вероника за последние несколько лет стала мастером по работе с керамикой в различных техниках, и Анна планирует снова поучиться у своего наставника во время одного из мастер-классов, которые в ДХШ регулярно проводятся для разностороннего развития педагогов.
Красочное приключение
На четвертом этаже школы по федеральным стандартам разрешается находиться только детям старше 11 лет. Благодаря созданной во время ремонта доступной среде подняться туда можно на лифте, который подходит и для маломобильных учащихся. Для них же созданы все условия в коридорах и туалетах. Но пока учащихся с ограниченными возможностями в художественной школе нет, поэтому все пользуются широкими лестницами, которые сохранили во время ремонта, только снабдили трехуровневыми оцинкованными перилами. Они нужны на площадках рядом с кабинетами, где дети с восьми лет постигают основы изобразительной грамоты. Оттуда в коридор и на лестницы иногда дети выскакивают гурьбой. И даже в классах бывает шумно не только на переменах, которые объявляет преподаватель, но и во время уроков. У детей восьми лет творческий беспорядок – это и разбросанные по полу карандаши с красками, и броуновское движение рисовальщиков в классе, и какофония голосов. В эпицентре красочного безобразия – Евгения Куликова, преподаватель Детской художественной школы с 2017 года. Несколько лет она вела у подростков 14 лет и старше «Основы графического дизайна» в компьютерном классе, а потом сама попросила дать ей детей помладше. Удивительно, что учиться рисовать на компьютере и создавать мультфильмы желающих намного меньше, чем постигать основы изобразительного искусства, выполняя упражнения на штриховку, закрашивая геометрические фигуры различными видами красок, пытаясь усвоить законы композиции и построения предметов.
– Так было на улице Халатина. Возможно, в следующем году будет наоборот, когда у нас будет первый полноценный набор на новом месте, – говорит Евгения. – Но после 14 лет у школьников начинается подготовка к экзаменам, и заниматься дизайном с 17 до 20 часов могут единицы. Еще и возраст переходный, у кого-то личная жизнь налаживается, – шутит педагог.
По наблюдениям Евгении даже дети, которых мама привела на рисование, после ее двухгодичной программы для нулевого уровня поступают на основную – продолжительностью пять лет.
– Для них это как приключение в приятной творческой атмосфере, – объясняет Евгения. – Дети у нас остаются, а потом возвращаются уже преподавателями, потому что у нас прекрасно!
к теме
Детская художественная школа открылась в Мурманске в октябре 1966 года в одной из комнат клуба «Строитель», который располагался в сохранившемся до сих пор деревянном доме на проспекте Кирова, 7 – через дорогу от школы № 12. За годы своего существования ДХШ несколько раз переезжала, но спустя 58 лет вернулась почти на то же место, где началась ее история.
Кроме живописи, рисунка и композиции учащиеся ДХШ осваивают печатную графику и скульптуру. Желающие могут записаться на дополнительный годовой курс «Графический дизайн», которым занимаются в компьютерном классе. В 2024/2025 учебном году открыты программы «Керамика» и «Юный дизайнер». Обучают творческих мурманчан 22 преподавателя, среди которых семь членов Союза художников России.
к теме
Каменное здание на улице Полярной Дивизии, 1/16 было построено по инновационному проекту ленинградского архитектора Валентина Голли в 1937 году, и в 1938 году его проект на Всемирной выставке в Нью-Йорке удостоился золотой медали как лучший вариант школы за Полярным кругом. До 2015 года в здании работала школа № 12, затем учреждение закрыли как не соответствующее современным требованиям к общеобразовательным учреждениям, а в 2017 году здание передали Детской художественной школе. В 2021 году в рамках национального проекта «Культура» и стратегического плана «На Севере – жить!», инициированного губернатором Андреем Чибисом, начался его капитальный ремонт.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора