Стать жертвой охотников за наживой давно уже можно не только на улице. Множество случаев мошенничества происходит по телефону, в мессенджерах и соцсетях. Чтобы обвести своих жертв вокруг пальца, аферисты проявляют немалую изобретательность: новые схемы отъема денег у доверчивых граждан появляются регулярно. Эта тема стала ключевой на оперативном совещании в региональном правительстве.
«Безопасные» счета
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис сообщил, что с начала года в регионе зафиксировано около 2800 случаев мошенничества, а сумма ущерба, причиненного северянам, составила полмиллиарда рублей. За девять месяцев 2024 года было раскрыто 499 преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Несмотря на информированность населения о том, что никаких «безопасных счетов», куда следовало бы перевести свои накопления, чтобы защитить их от сторонних посягательств и помочь в поимке преступников, не существует, многие северяне продолжают попадаться на эту уловку. Порой мошенники забирают у них последние деньги, склоняют к продаже единственной квартиры, к многомиллионным кредитам.
Как отметил начальник управления уголовного розыска УМВД России по Мурманской области полковник полиции Игорь Гуляков, среди самых распространенных мошеннических схем – звонок от имени сотрудников банковских организаций. Аферисты пугают своих жертв тем, что кто-то якобы пытается списать деньги с их счетов или взять кредит на их имя. Чтобы защитить свои средства, доверчивые северяне делают переводы на счета, продиктованные мошенниками.
Еще одна мошенническая уловка – звонок под видом сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры или Следственного комитета с требованием поучаствовать в поимке преступников. Разумеется, справедливость восторжествует, только если человек сделает перевод на «безопасный» счет.
– Я прошу всех четко понимать, что никаких безопасных счетов не существует, – отметил Андрей Чибис. – Сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить и раскрывать в телефонном разговоре подробностей дела, и уж тем более, не будут просить вас взять кредит для поимки мошенников.
Под благовидным предлогом
Нередко аферисты представляются своим жертвам работниками портала госуслуг. Они сообщают о попытке взлома аккаунта на портале и понуждают передать данные для входа в личный кабинет. Чаще всего такие звонки поступают в мессенджерах, поскольку жуликам становится все сложнее обходить антиспам-фильтры, которые предупреждают людей о подозрительных звонках. В мессенджерах такой защитной системы нет.
Еще один способ мошенничества – звонок от имени операторов связи под предлогом продления договора оказания услуг. В процессе «продления договора» жертва сообщает аферистам коды, которые приходят на телефон. В результате мошенники получают доступ в личный кабинет сотового оператора и могут воспользоваться этой информацией по своему усмотрению.
Также мошенники могут звонить от имени работников пенсионного фонда и сообщать о неверно начисленной пенсии. Аферисты выманивают у своих жертв личные данные, якобы записывая их к специалисту, а потом распоряжаются этой информацией в корыстных целях.
Паразитируют жулики и на теме замены индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. Они просят установить приложение, которое на самом деле дает аферистам удаленный доступ к телефону, либо просто уговаривают поменять соответствующие настройки. В результате все приложения и данные на устройстве оказываются в распоряжении преступников.
Нестареющая классика
Нередко мошенники отправляют фишинговые ссылки, с помощью которых затем получают доступ к устройствам своей жертвы. Насторожить должны просьбы проголосовать в конкурсе по сомнительной ссылке, купить какой-либо товар или поучаствовать в акции.
Остается в арсенале аферистов и нестареющая классика. Например, когда жертве предлагается выручить из беды родственника, передав некоторую сумму денег. Нередко преступники взламывают профили северян в социальных сетях северян, затем устраивая рассылки с просьбами о переводе денег.
Глава региона Андрей Чибис призвал северян быть бдительными и не передавать никакие данные неизвестным собеседникам. Также губернатор обратился к представителям банков и социальных учреждений с просьбой еще раз провести работу по профилактике мошенничеств, особенно среди самой уязвимой группы – пожилых людей.