Чашки с китами, тарелки с мотивационными надписями и милыми посланиями, подсвечники с мухоморами, светильники в форме маяков – чего только нет в студии керамики Татьяны Джусь. Вот уже год девушка работает с глиной.
Недавно Татьяна даже получила грант на развитие своего творческого проекта, став одной из победителей конкурса «Губернаторский старт», который запущен главой региона Андреем Чибисом для поддержки начинающих предпринимателей.
Путь к мечте
– Творчество в мою жизнь вошло внезапно, – рассказывает Татьяна Джусь. – По образованию я педагог-историк, правда, в системе образования работала только в рамках студенческой практики. Окончив вуз, открыла свой бьюти-кабинет, набрала команду. Дела шли в гору, но с каждым днем мне все больше хотелось заполнить свободное время чем-то новым, необычным, интересным. Так два года назад я попала в одну местную гончарную студию – сертификат на участие в мастер-классе мне подарила подруга. Создание неповторимых изделий собственными руками увлекло, я с головой погрузилась в изучение темы, читала специализированную литературу, узнавала обо всех особенностям работы с керамикой на гончарных форумах. Через некоторое время я уже работала в этой студии мастером гончарного дела – вела мастер-классы по ручной лепке. А спустя полгода я решила, что мне нужна собственная гончарная мастерская. Так и начался мой путь к мечте.
Смелую задумку поддержала вся семья мурманчанки. Но прежде чем воплощать ее в жизнь, нужна была основательная теоретическая база. За знаниями в январе прошлого года Татьяна пошла в Центр поддержки предпринимательства, где стала участницей образовательной программы «Азбука предпринимателя».
– На тренингах и консультациях нас учили бизнес-планированию, алгоритмам продвижения товаров и услуг, рассказывали об особенностях системы налогообложения, действующих в регионе мерах поддержки начинающих предпринимателей, – продолжает Татьяна. – Там я и узнала про «Губернаторский старт». Вскоре подала заявку на этот конкурс. Но, к сожалению, получить грант тогда не получилось. Конечно, поражение расстроило, но желание начать свое дело, открыть студию керамики было слишком велико.
Претворять в жизнь свою идею Татьяна начала сама. На накопленные деньги купила пару гончарных кругов, специальную печь для обжига керамических изделий, глину, инструменты для работы с ней и начала искать помещение для своей мастерской.
– Это была очень непростая задача, – отметила мурманчанка. – Местом для своей студии я видела только центр города, куда легко добраться из любого микрорайона. Но найти арендодателя, который согласился бы сдать свои квадратные метры под такой вид деятельности, как у меня, было сложно. Оборудование, необходимое для работы с глиной, потребляет много электроэнергии, печь работает на очень высоких температурах, оставлять ее без присмотра небезопасно.
Параллельно с решением организационных вопросов Татьяна занималась творчеством – делала тарелки, блюдца, чайные пары, подсвечники, они нужны были для образцов на ее мастер-классах. А глина – материал с характером. Процесс изготовления вещей из керамики требует не только усидчивости, внимательности, соблюдения технологии, но и большого количества времени. От момента лепки до готового к использованию изделия проходит четыре-пять недель.
Семейная поддержка
Спустя три месяца поиски помещения наконец-то увенчались успехом. Началось обустройство студии, в котором приняла участие вся семья Татьяны.
– В помещении была только черновая отделка, нужно было срочно делать «косметику», – вспоминает моя собеседница. – Чтобы сэкономить, многое делали сами. Папа и супруг занимались ремонтом, собирали мебель, мама шила фартуки для мастер-классов. Затем мы установили все необходимое оборудование – печь, мощную вытяжку, трехсекционный отстойник возле мойки. Последний очень важен при работе с глиной. Он не дает забиться канализационным трубам, очищая воду, которой мы моем руки после работы.
11 ноября 2023 года новая мурманская студия керамики распахнула свои двери для всех, кто хотел и хочет приобщиться к необычному виду творчества. А таких оказалось немало.
– Первые два месяца я работала буквально в авральном режиме, – вспоминает Татьяна. – Мурманчане приходили на мастер-классы, чтобы сделать новогодние сувениры, записывались на занятия во время новогодних каникул. Это воодушевляло.
Супруг Татьяны Виктор Боровиков с пониманием отнесся к ее новой работе, к тому же она стала семейным делом.
– Муж у меня аттестованный гид Мурманской области, – говорит Татьяна Джусь. – Потому мы решили расширить его туристические услуги. Гости, которые приезжают к нам в Кольское Заполярье, теперь не только могут поближе познакомиться с Крайним Севером, полюбоваться его красотами, но и своими руками сделать уникальный арктический сувенир на мастер-классе в моей студии. Смотрите, как правдоподобно смотрится полярное сияние на чайной кружке! А на этой точно волны сурового Баренцева моря.
И действительно, керамическая посуда, которую для примера достала Татьяна, была удивительно «наша». Как ягель, подосиновики, Хибины, Ловозерские тундры и хвосты китов.
– Такие натуралистичные природные эффекты потрясающе смотрятся на черной шамотной глине, – объясняет мастер. – И мне, и моим гостям очень понравилось с ней работать. Шамот – это твердые вкрапления, мелкая крошка в составе. Из такого материала гончары делают высокие формы – вазы, кувшины, основания для абажуров. При их изготовлении, когда материал влажный и пластичный, шамот выступает как каркас, не дает конструкции упасть. Еще мы работаем с обычной глиной кремового цвета, также содержащей шамот, и без него.
Тонкости производства
После лепки, ручной или на гончарном круге, керамические изделия отправляют на отдых – на стеллаже при комнатной температуре они сохнут около двух недель. Это очень продолжительный и один из самых ответственных этапов в работе. Если отправить влажную чашку или тарелку на обжиг, она взорвется. Даже слегка недосушенная глина в печи пойдет трещинами.
– Когда изделие полностью высохнет, начинается шлифовка и замывка для придания идеальной гладкости, ровности внешним и внутренним поверхностям, – объясняет Татьяна. – Это я делаю сама. Потом изделие отправляется на первый обжиг, который называется утильный, или бисквитный. Длится он 10 часов при температуре 1050 градусов. Здесь требуется особая аккуратность. Загружать изделия в печь нужно крайне бережно, потому как высохшая, но необожженная глина очень хрупкая.
Дальше идет глазуровка – покрытие изделий специальной жидкой суспензией, в состав которой входит тонко перемолотое стекло с различными оксидами металлов. Глазури бывают матовые, полупрозрачные, бесцветные, окрашенные, наносятся на изделие они вручную, кисточками.
Затем керамику ждет второй, 12-часовой обжиг, его называют политой, или глазурный. Для него печи требуется набрать температуру в 1200 градусов, при ней нанесенная глазурь начнет плавиться и создавать тонкое стеклянное покрытие на изделии.
– Для работы я всегда выбираю высокотемпературные керамическую массу и глазури, те, которые подходят для производства посуды, – добавила Татьяна. – Они устойчивы к воздействию пищевых кислот. Такие изделия можно мыть в посудомоечной машине, греть в микроволновой печи.
Низкотемпературные керамические массы порой дают глазурный цек. Так называется сеть мелких трещин на глазурованной поверхности, которые появляются из-за разного расширения глазури и керамики при нагревании или при быстром охлаждении изделия, например, погружением в холодную воду. Это считается браком.
– У керамической массы есть такой показатель, как водопоглощение, – объясняет северянка. – По ГОСТу у посуды он не должен превышать пять процентов. У низкотемпературной керамики способность впитывать воду выше, около 15 процентов. Потому через основание чашки или тарелки, которое обычно не глазуруют, влага после мытья впитывается, глина начинает расширяться и стеклянное покрытие трескается. Конечно, это можно рассматривать как декоративный эффект. Но использовать такую посуду по прямому назначению негигиенично, да и опасно. В трещины глазури будет забиваться пища, мелкие осколки стекла можно незаметно проглотить с едой.
Вторая попытка
Весной 2024 года Татьяна решила попытать счастья еще раз и вновь подала заявку на конкурс «Губернаторский старт». На этот раз ей удалось выиграть и получить грант в размере 361 тысячи рублей.
– На эти деньги я уже купила два новых гончарных круга, со дня на день придет экструдер, машина, которая переминает и вакуумирует глину, – говорит Татьяна. – Последняя значительно облегчит работу. Ведь после любого мастер-класса остается много глины, которая не пошла в работу. Но ее можно использовать повторно, предварительно тщательно подготовив. Для этого материал надо хорошенько перемять и отбить, чтобы выгнать пузырьки воздуха. Ведь даже крохотный воздушный пузырь в печи даст трещину на изделии. Пока переминать глину мне приходится вручную, а это очень тяжело физически. Экструдер станет спасением.
Помимо этого на средства гранта мастер заказала вторую печь для обжига керамических изделий.
– В будущем я хочу проводить мастер-классы по изготовлению светильников, форм для запекания, бижутерии, плитки для кухонных фартуков – идей море, – добавила Татьяна. – Как оказалось, вся эта керамическая история находит отклик и у северян, и у туристов. За почти год работы я провела около 250 мастер-классов.
Главными посетителями новой студии керамики до сих пор остаются женщины, но нередко заглядывают туда и семьи с детьми, мастер-классы есть для всех возрастов. А иногда поработать с глиной приходят и молодые люди, но они пока в меньшинстве.
– Керамика не терпит спешки, – подытожила Татьяна Джусь. – Мои гости не могут уйти с мастер-класса с готовым изделием. За ним они приезжают только через месяц, после сушки, обжигов, глазуровки. Но ожидание того стоит. Ведь в итоге получается уникальная вещь, сделанная своими руками. Гостям из других регионов, которые приходили на мастер-классы, я отправляю их работы по почте. Для этого куплены километры пузырчатой пленки и другого упаковочного материала. К счастью, все всегда доходило до адресатов в целости.
В будущем мастер гончарных дел собирается расширить тематический ассортимент своих мастер-классов, набрать команду и даже переехать в более просторную студию – спрос на занятия с глиной становится все выше.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из личного архива Татьяны ДЖУСЬ.