В последнее воскресенье июля в России отмечают День Военно-морского флота. Хотя праздник этот знают все, лично увидеть яркое шоу – проход боевых кораблей, пуск ракет, высадку морского десанта, рукопашный бой, погружение и всплытие подводной лодки – удается только тем, кто живет или гостит в приморских городах, где есть флотская база. Мурманчан, конечно, этим зрелищем не удивить, но даже для многих из нас за красивой картинкой остается очень много интересной информации. Это касается в том числе и даты самого праздника.
Петровское наследие
Последнее воскресенье июля стало Днем ВМФ только в 1980 году. До этого, начиная с 1939 года, главный праздник военных моряков отмечался строго 24 июля и был чисто профессиональным, что во многом сохраняло традицию еще петровского флота.
Да-да, великий реформатор России после победы у мыса Гангут в 1714 году велел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Но достаточно быстро все зрелищные мероприятия сошли на нет, и весь праздник ограничивался проведением молебна. Так продолжалось достаточно долго, и лишь в середине XIX века снова вернулись к петровской идее: параду кораблей и орудийным салютам.
Эту традицию прервала Октябрьская революция 1917 года. Другой великий реформатор – Владимир Ленин – посчитал это пережитком проклятого прошлого и праздник отменил. Правда, Владимир Ильич был человеком гибким и, если нужно было, мог отказаться от своих же решений. Поэтому, когда встал вопрос о возрождении флота, а для этого надо было поднять его престиж, с 1920 года стал отмечаться день Красного флота. Большевики не могли отказать себе в праве нововведений и перенесли праздник с 27 июля на выходной день, ближайший к 18 мая. Так родилась идея плавающей даты дня ВМФ.
Что важней?
А почему, собственно, 18 мая? Опять же ответ надо искать в петровской эпохе. В этот день в 1703 году была одержана первая морская победа. В результате боя в устье Невы русский отряд на 30 лодках захватил два шведских боевых корабля – десятипушечный бот «Гедан» («Щука») и восьмипушечную шняву «Астрильд» («Звезда»). Петр I лично возглавил абордаж, в котором шведские экипажи были практически поголовно уничтожены. Сам венценосный боец эту победу хоть и отметил в своих письмах, но важной не посчитал. Во-первых, потому, что шведов брали не моряки, а солдаты Преображенского и Семеновского полков, посаженные в лодки. А во-вторых, стратегического значения этот успех не имел, да и тактически он был очень скромен. Шведская эскадра прибыла на помощь своей крепости Ниеншанц, не зная, что та уже взята русскими войсками. Петр мог вообще ничего не делать, шведы бы сами ушли.
А вот взятие Ниеншанца действительно было большим успехом. Путь к Балтике для России был свободен. Под влиянием этого события изменился даже царский штандарт – двуглавый орел на нем теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. На этом фоне бой в устье Невы – мелкая стычка, не более.
А вот случившаяся через 11 лет Гангутская виктория была уже, по мнению Петра, правильным морским боем, когда одна эскадра противостояла другой. Правда, у шведов были парусные суда, а у русских – гребные галеры, и дело решилось все тем же абордажем, а не артиллерийской дуэлью в классических кильватерных колоннах. Были захвачены 10 шведских судов – вся эскадра.
Но дело даже не в этих трофеях. Победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах и эффективную поддержку своих войск в Финляндии.
Да и сам ход боя был очень уж необычен. Шведский флот запер русские галеры в бухте, и они, казалось, должны были сдаться. Но Петр приказал устроить работы по постройке деревянного настила через мыс, отделяющий бухту от моря. Шведский командующий, увидев это, разделил свои силы, отправив часть кораблей к месту возможного прорыва. Тем самым швед разорвал свою блокадную линию, в эту брешь и проскочил русский флот. Ну, а дальше был бой и шведский конфуз.
Вот по этим причинам Петр и приказал отмечать день Гангутской победы как ежегодный праздник. Ведь на лицо был тактический успех, достигнутый в изначально неблагоприятных условиях. А он, в свою очередь, привел к успеху стратегическому.
«Орел» не взлетел
В истории флота российского есть и другие даты, которые могли бы претендовать на статус Дня ВМФ. Например, 26 мая 1668 года был спущен на воду первый русский боевой корабль «Орел», который в литературе часто называют дедушкой русского флота.
История его создания такова. Во второй половине XVII века Россия была отрезана от Балтийского и Черного морей, единственным крупным водоемом, где могли ходить торговые суда, было Каспийское море.
В 1667 году персидский шах Аббас II попросил у русского царя разрешения, чтобы дороги торговавших шелком-сырцом персидских купцов могли проходить через территорию России. Алексей Михайлович такое разрешение дал, а еще русские взяли на себя обязательство охранять товары, перевозимые по русской территории (за дополнительную плату, конечно). Вот для охраны столь важных для России торговых путей, проходивших по Волге и Каспийскому морю, было принято решение построить корабли европейского типа. Инициатором выступил ближайший советник Алексея Михайловича, руководитель Посольского и Малороссийского приказов Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.
Вообще-то корабль можно было купить за границей и перегнать по речным путям и волокам в Каспий. Но Алексей Михайлович, даром что звался Тишайший, смотрел дальше. Ему в будущем нужны были собственные кадры кораблестроителей и моряков. Поэтому делать «Орел» пригласили иностранцев, у которых учились русские плотники. Не все шло гладко, строительство вскрыло массу проблем как чисто технических, так и ментальных. Многие не понимали, зачем России флот, ведь все, что надо, у нас и так имеется.
Строительство велось в подмосковном селе Дединово, и 26 мая 1668 года корабль был спущен на воду. После достроечных работ в апреле 1669 года его нарекли «Орлом», а 7 мая того же года он отправился в путь.
«Орел» даже для того времени был небольшим кораблем: три мачты, длина – 24,5 метра, ширина по мидельшпангоуту – 6,5 метра, водоизмещение – около 250 тонн. Все вооружение – 18 шестифунтовых и четыре трехфунтовые пушки.
Судьба первенца российского военного флота получилась безрадостной. В том же 1969 году он прибыл в Астрахань, которая вскоре была захвачена восставшими крестьянами Степана Разина. Долгое время считалось, что корабль был ими сож-жен, однако ряд исторических документов показывают, что он был выведен на стоянку в волжской протоке Кутуме, простоял там много лет, пришел в негодность и был разобран на дрова в 1680 году.
Рождение триколора
Еще во время строительства капитан «Орла» Бутлер отправил письмо царю, в котором спрашивал того о флаге. Свой интерес объяснял так: «Какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». После этого из казны для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов (вернее, как тогда говорили, червчатого, белого и лазоревого). Вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной (сейчас это Луховицкий район Московской области), где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, но есть байка, что царь спросил голландца Бутлера, какой флаг на его родине. А услышав ответ, просто поменял местами цветные полосы. Так мы и получили нынешний российский триколор.
Справедливости ради стоит отметить, что еще за 30 лет до «Орла», в 1636 году, в России был построен корабль «Фредерик», который также относится исследователями к парусным кораблям западноевропейского типа. Однако ненадежность его конструкции, приведшая к гибели в первом же плавании по Каспию, все же не позволяет говорить о нем как об успешно реализованном проекте.
Сегодня, как считают некоторые исследователи, мы можем увидеть силуэт «Орла» на шпиле адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Неисповедимы пути господни
Но в истории русского флота есть еще один первый корабль помимо «Орла». Если последний строили иностранцы, то «Гото Предестинация» («Божье предвидение») был уже сооружен русскими корабелами, хотя и по чертежу, привезенному Петром I из Англии. Увы, но и к этому кораблю судьба была неблагосклонна.
Его спустили на воду 27 апреля (8 мая по новому стилю) 1700 года на реке Воронеж, и он тоже предназначался для службы в южных водах, но уже не на Каспии, а в Азовском море. Хоть и построили корабль русские мастера, но служили на нем пленные шведы. Ему немного удалось повоевать, обороняя Таганрог и северное побережье Азовского моря. Но в 1711 году после крайне неудачного петровского похода в Молдавию (Прутский поход) Россия потеряла все свои завоевания на юге. По условиям мира она должна была уничтожить и свой флот. Правда, для четырех кораблей турки сделали исключение, выкупив их, в том числе и «Гото Предестинацию». За продажу было выручено 80 тысяч рублей. В турецком флоте наш корабль получил название «Капудание Моско». Служил он в Эгейском море, в 1718 году был признан негодным и продан на дрова примерно за 950 рублей.
«Гото Предестинация» так бы и остался только на страницах исторических книг, но в 2009 году власти Воронежской области объявили о постройке корабля с таким же названием по чертежам петровской эпохи. Строили его по частям: металлическую нижнюю делали в Павловске (Воронежская область), а верхнюю – в Петрозаводске. Соединили их в единое целое осенью 2013 года. Понятно, что нынешний «Гото Предестинация» не является копией петровского корабля. У новодела есть даже дизельный двигатель. Но задача корабля в другом, это музейная экспозиция, рассказывающая об истории русского флота.
Вот такая история с датами.
Андрей КИРОШКО.
Фото из открытых Интернет-источников
и архива редакции.