Под занавес театрального сезона Мурманский областной театр кукол пригласил журналистов на сдачу премьерной постановки для взрослых «Женитьба Бальзаминова» (16+). Этим нестареющим сюжетом о глупом и наивном Мише Бальзаминове, мечтающем «зацепить» в женитьбе «мильон» и найти «чуйств», здесь намерены открыть будущий 92-й театральный сезон. И это отличный сюрприз театральной труппы для поклонников, которые, без сомнения, за лето успеют соскучиться по атмосферным спектаклям любимого театра.
Сложный жанр
«Женитьбу Бальзаминова» на мурманской сцене поставил хорошо знакомый заполярным театралам заслуженный деятель искусств республики Беларусь, главный режиссер Гродненского областного театра кукол Олег Жюгжда. Он, к слову, высоко востребован не только у себя на родине в Беларуси, но и во многих городах России и в восточноевропейских странах. Олег Олегович – лауреат Национальной театральной премии Беларуси и российской театральной премии «Золотая маска», а его спектакли – призеры многочисленных фестивалей.
– Это достаточно женский спектакль, зрители увидят на сцене шесть актрис и только двух актеров, – рассказал мурманским журналистам перед началом генерального прогона премьеры Олег Жюгжда. – Нынешний год – год Пушкина и Островского, мы решили остановиться на творчестве Александра Николаевича, для меня, это, кстати, первый опыт постановки спектакля по его произведениям. Долго выбирали материал. Решили ставить драматургическую трилогию о мечтательном и бедном чиновнике Мише Бальзаминове, но выбрали только одну ее часть – «За чем пойдешь, то и найдешь». Это комедия. Самый сложный жанр!
Условная реальность
Можно не сомневаться, что мурманская публика с восторгом примет премьеру, ведь пьесы классика русского национального театра Александра Островского актуальны на все времена. И, к слову, в творческом багаже Олега Жюгжды – явный количественный перевес в пользу классических постановок: Шекспир, Уайльд, Чехов, Лермонтов…
– Почему я люблю классику? – переспросил он журналиста в одном из своих интервью. – Потому что в ней можно найти ответ на любой вопрос сегодняшнего дня.
Олег Олегович признается, что ему ближе театр кукол:
– Здесь каждый раз нужно придумывать заново какую-то вселенную, в которой обитают странные персонажи, происходят интересные истории... А драматический театр в некотором смысле ограничен. Есть актер, есть зритель. В театре кукол между ними находится кукла, которая и воплощает в себе внутренние качества персонажа, и существует в условной реальности. Но дело в том, что со временем жанры сближаются, происходит их взаимопроникновение. В драмтеатре начинают использовать кукольные приемы, иногда даже маски, ростовые куклы. Поэтому не стоит удивляться и тому, что театр кукол давно уже вышел из-за ширмы, работает напрямую со зрителем, а не просто пытается изобразить какую-то абстрактную сказочную жизнь.
Домна Белотелова
Кстати, о куклах. Художником-постановщиком «Женитьбы Бальзаминова» на мурманской сцене стала известная поклонникам кукольного театра талантливейшая Лариса Микина-Прободяк, лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь. Она далеко не в первый раз работает в паре с режиссером Олегом Жюгждой, и результат всегда превосходит ожидания.
– Куклы, которые она создает, Моцарт сравнил бы с клавесином, а Чехов – с ружьем. С их помощью мы рассказываем такие сказки, что голова кружится всю пьесу, а в третьем акте – сразу в сердце. Нам больно и смешно, грустно и весело, сказочно, одним словом, – рассказывают ее коллеги из театра кукол Рязани, в котором Лариса Анатольевна служит последние три года. – Но слов недостаточно. Металл, дерево, пластик… В ее руках они меняют свою природу, как рептилия – кожу. Осколок фарфора может стать ребром, ребро – женщиной, та – музыкой, музыка – вдохновением, а вдохновение... Вечный двигатель существует. Это не миф. И не механизм. Это искусство. Шум кошачьих шагов, корни горы, голоса морских чудовищ, кровь ветра... Если бы древние боги явились к ней и велели сковать оковы для большой беды, она сложила бы их в сказку, как разбитую чашку. Ни одного шва наружу, и золотые жилы внутри...
Я засмотрелась на ее Домну Белотелову, большую и прочную, как скала! Лариса Анатольевна говорит, что работала над этой кукольной героиней пьесы Островского, отлично понимая, что ее образ, созданный потрясающей Ноной Мордюковой в одноименной со спектаклем киноленте Константина Воинова, не сможет не перекликаться с «киношным». Но от того, на мой взгляд, он только выиграл!
В мурманской постановке «Женитьба Бальзаминова» задействованы куклы-тантамарески и планшетные куклы, которые иногда еще называют паркетными. Паркетными куклами полностью управляют актеры, а тантамарески – надевают на себя, у них остаются «живые» актерская голова и руки или только голова. Разная система кукол создает интереснейшие образы, которые хочется рассматривать до мельчайших деталей! Помимо монументальной Домны Белотеловой лично мне больше всего запомнились «планшетки» Анфиска с Раиской, также напомнившие забавные нестареющие образы из киноленты Константина Наумовича.
Высококлассные мастера
Лариса Микина-Прободяк самый дорогой ее сердцу образ, созданный для мурманской премьеры, с ходу назвать не смогла. Рассказывает, куклы за время работы становятся настолько родными, что среди них очень трудно назвать самую любимую!
– К декабрю прошлого года я нарисовала эскизы героев. А позже в мурманских мастерских их уже воплощали в жизнь, – поясняет Лариса Анатольевна. – Я осталась очень довольна сотрудничеством с мурманскими художниками! Когда в мастерских начинали резать головы или лепить, мне в планшете присылали этот материал, а я его подправляла, корректировала, где убрать, где добавить, получался совместный труд. Затем приехала в Мурманск, чтобы расписать кукол. Художники в мастерских мурманского театра кукол – большие молодцы, высококлассные мастера своего дела. Отдельное спасибо главному художнику театра Любови Лавровне Пьянковой, она держала под контролем весь трудоемкий процесс! Конечно, правильней было бы, если бы художник-постановщик, который придумал этих кукол, головы резал бы сам, воплощал свои образы. Но не всегда это физически получается.
Добавлю, что «Женитьба Бальзаминова» на мурманской кукольной сцене смотрится на одном дыхании. И это, несмотря на двухчасовой с антрактом хронометраж постановки. Мурманского зрителя ждет погружение в мир народной культуры и фольклора, ведь талантливо поставленная комедия, еще и музыкальная, позволяющая увидеть сегодняшний день в похождениях мелкого чиновника, мечтающего о богатой невесте, с долей юмора. И в очередной раз посмеяться над героями бессмертной пьесы Островского, которые вместо реалий повседневности живут иллюзиями и мечтами. И разглядеть в них приметы мечтателей сегодняшнего времени.
Искусство мгновения
Олег Жюгжда:
– Театр ценен тем, что происходящее на сцене происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Это искусство мгновения. После нас ничего не остается. Записи спектакля не передают ни актерской энергетики, ни зрительской.
Театр – это живой процесс, своя вселенная. При этом он должен быть интересным и трогать за живое, чтобы через катарсис человек становился лучше.
«Женитьба…» с советскими звездами кино
Киноленту «Женитьба Бальзаминова» сценарист и режиссер Константин Воинов снял в 1964 году, а впервые на киноэкранах страны советский зритель ее увидел в 1965-м.
Лента снята по мотивам трилогии Александра Островского – «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Две собаки дерутся – третья не приставай».
Сюжет одной из популярнейших советских кинолент состоит из забавных ситуаций, в которых то и дело оказывается мелкий чиновник Миша Бальзаминов, пытающийся во что бы то ни стало найти богатую невесту. И лучше любящей маменьки о том, что «умишком-то его очень Бог обидел», не дал способностей «ни к службе, ни к чему», тут не скажешь.
В любимом несколькими поколениями фильме заняты звезды советского кино: Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Лидия Смирнова, Екатерина Савинова, Жанна Прохоренко, Людмила Гурченко, Тамара Носова, Николай Крючков, Ролан Быков, Инна Макарова, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Нонна Мордюкова.
Все сцены фильма были сняты в городе Суздале.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Ольги Феофановой из архива Мурманского областного театра кукол.