Паровозный гудок призывал пассажиров быстрее занимать места в вагонах. Но люди были заняты: выстроившись в длинную очередь, они получали пропуск и талоны на хлеб. Без них ехать нельзя, даже в вагон не пустят.
На стыке важных дат
Поездка нам предстояла непростая – эвакуация. Куда привезут – не понятно. Да привезут ли вообще, тоже не ясно. Перебивая сиплый голос паровоза, заревел сигнал воздушной тревоги. Правда, он быстро закончился и дали отбой. Но тут же прозвучало объявление, что немецкие самолеты разбомбили путь и выезд сегодня откладывается.
Так начиналась иммерсивная экскурсия «Хроника военного Мурманска в записях юных горожан», организованная специалистами музейно-выставочного центра Главного управления МЧС России по Мурманской области.
Экспозиция музея как нельзя лучше подходит для погружения участников в события того далекого времени. Ведь МЧС является наследником МПВО 30–40-х годов, поэтому основу музея составляют различные атрибуты работы пожарных. Помимо большого количества различных предметов здесь смоделировано даже бомбоубежище. Причем в него надо спускаться по ступенькам, как в настоящий бункер.
– Этот проект проходит на стыке двух важных дат, – говорит руководитель музейно-выставочного центра ГУ МЧС России по Мурманской области Татьяна Абрамова. – Во-первых, это 22 июня, начало Великой Отечественной войны, день, который перевернул жизнь всех жителей нашей страны. Вторая дата – 18 июня 1942 года. В этот день Мурманск подвергся самой страшной бомбардировке за все время войны. Эта веха важна уже для нас, мурманчан. В основу мы положили военные воспоминания наших земляков, которые в годы войны были еще детьми. В частности, мы широко используем дневник Володи Локтева.
Не до шуток
Первыми слушателями экскурсии, хотя правильнее сказать, участниками, стали воспитанники Центра детского и юношеского туризма города Мурманска и «Школы мужества». Сегодня им столько же лет, сколько было ребятам военного Мурманска, чьи воспоминания легли в основу экскурсии. А экскурсоводами стали тоже подростки. Одетые в военную и школьную форму 30–40-х годов, они рассказывали о ситуации в городе, цитировали воспоминания Володи Локтева и Павла Боброва, демонстрировали те или иные предметы из обихода пожарных и сандружинников. Получилась очень интересная штука: дети XXI века слушали воспоминания своих ровесников из 40-х годов прошлого века, которые ретранслировали для них тоже дети.
Но вернемся на мурманский вокзал конца июня 1941 года. После того как отправка эшелона была отменена, был зачитан приказ о переходе Мурманска на угрожаемое положение и обязательном прохождении всеми курсов ПВХО, где люди получали знания о противопожарных и противохимических мероприятиях. Тут же участникам с помощью диапроектора продемонстрировали отрывок из учебного фильма 30-х годов. В этот момент мне даже подумалось, что сейчас экскурсантам дадут лопаты и мы пойдем копать щель-укрытие где-нибудь рядом с музеем.
Рыть землю не пришлось, поскольку заревел сигнал воздушной тревоги, и мы все пошли в бомбоубежище. Туда пришлось спускаться по лестнице, и все оказались в комнате с низкими потолками, без окон, двухъярусной кроватью и полевым телефоном. Стены покрашены в белый цвет. Под потолком, правда, яркая современная диодная лампа, но от набившегося в подземелье народа она стала светить как-то тусклее. Тут сделалось вообще не до шуток, настолько все было натурально.
250 граммов хлеба
Трудный день получился у наших участников-экскурсантов: эвакуация, ее отмена, курсы ПВХО и бомбежка. Самое время подкрепиться. После того как в подземелье по телефону сообщили об отмене воздушной тревоги, народ потопал в спецстоловую. Но наесться до отвала не получилось, поскольку по сценарию, пока все поднимались на поверхность, наступил уже январь 1942-го, а это самый разгар продовольственного кризиса. Людям зачитали распоряжение о сокращении норм выдачи хлеба, после чего пригласили к столу. Тут потребовалась хлебная карточка, полученная в самом начале экскурсии. По ней можно было получить кусочек черного хлеба с солью и кружку ягодного отвара, который играл роль чая. С порцией хлеба организаторы экскурсии немного переборщили: она у них получилась раза в два меньше ленинградской, тогда как в реалиях Мурманска января 1942-го составляла 250 граммов в сутки (в блокадном Ленинграде – 125 граммов).
Правда, ребятам зачитали выдержку из документов той эпохи, рассказали истинные цифры норм выдачи продовольствия. И даже показали, как выглядела 400-граммовая хлебная пайка. Но на ребят это не произвело особого впечатления: по их мнению, это много. Но когда им объяснили, что так питались каждый день и никаких йогуртов, чипсов и других вкусностей не было, то молодежь призадумалась.
Собственно, на этой трапезе экскурсия и завершилась. В заключение главные герои рассказали о своей судьбе: Володя Локтев был призван в Красную Армию и погиб в марте 1945 года. Павел Бобров, пережив бомбежки Мурманска летом 1941 года, также оказался на фронте, но остался жив. После войны работал в Мурманске.
Вот такая экскурсия. Получилось действительно интересно. Организаторы подошли к делу нешаблонно, и даже хорошо известные факты заиграли новыми красками. С той же хлебной карточкой, например. Я ее сохраню. Погружение в историю, на мой взгляд, удалось. Думается, что экскурсия будет интересной не только юным мурманчанам, но и взрослым.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора.