К 104-й годовщине Мурманского тралового флота
Это фото из семейного альбома Валерьяна Семеновича Орлова: середина 1980-х годов, один из мурманских ДК (очевидно, имени Кирова), вечер, посвященный… Впрочем, в те годы вот так, собравшись в зале за накрытыми столиками, рыбаки отмечали Дни капитанов или механиков флота, чествовали ветеранов, поздравляли юбиляров.
На этом фото руководители Мурманского тралового флота: начальник Евграфов и три его зама – Шумелянко, Тишков и Орлов. На снимке они сидят слева направо. Каждый – легенда, о каждом можно писать книги. И сегодня попробую хоть коротко рассказать об этих людях. Рассказать без перечисления наград, заслуг и цитат из официальных биографий.
Выговор с занесением
Леонтий Васильевич Евграфов. Есть промысловые капитаны, чьи имена прочно связаны с названием того или иного судна. Евграфов – это ППР «Навигатор». Именно на этом промыслово-производственном рефрижераторе он все 1970-е годы, то есть десять лет, ходил в море, сделал экипаж лучшим в Северном бассейне. Это так говорится – в Северном, хотя все эти крупнотоннажные суда работали в Южной Атлантике, в Тихом океане на массовых видах рыб. Гонялись за быстроходной путассу, брали хека, поднимали тралы с нототенией – в те годы вкуснее этой рыбы в Мурманске не было!
С борта «Навигатора» шагнул Евграфов на берег – сначала замом в Мурманрыбпром, а затем стал начальником МТФ. В те годы для меня, начинающего журналиста «Рыбного Мурмана», он был недосягаемой вершиной, так что познакомиться поближе удалось только уже в нынешнем, ХХI веке.
На излете советской власти, уйдя с флота, поработал Евграфов в Сьерра-Леоне представителем Минрыбхоза СССР, а выйдя на пенсию, переехал жить в Севастополь. И вот как-то позвонил мне из этого города – гордости русских моряков. «Я, – говорит, – знаю, что вы пишете книгу к 100-летию тралфлота. И хочу рассказать один забавный случай». Попробую пересказать услышанное от Леонтия Васильевича:
– Давно это было. 1970-е годы, революционное, можно сказать, время для рыбаков Севера. Новые, неисследованные промысловые районы, южные моря. Как-то между рейсами вызывают нас с помполитом на ковер в управление. На заседание флотского парткома. А дело в том, что вернулось судно домой без одного моряка, который остался за рубежом, в порту захода. Это по тем временам было ЧП. Первому помощнику – строгий выговор, мне, капитану-директору – выговор с занесением. Вышли мы в коридор после этого «чистилища», а я возьми и спроси своего помполита: «Куда же ты мне, дружище, будешь этот выговор заносить, если я беспартийный?». А я в то время действительно был, пожалуй, единственным на флоте командиром крупнотоннажного судна без партбилета в кармане. Услышал этот мой вопрос инструктор парткома, что проходил мимо нас по коридору. И не успели мы выйти на крыльцо, как меня вновь вызывают в партком. Но разговор пошел уже в другой тональности: мол, Леонтий Васильевич, это не дело тебе по морям ходить без партбилета, мы тебе поможем, старшие товарищи напишут рекомендации, а ты вот садись и пиши заявление по всей форме: «Прошу меня принять в ряды КПСС, так как…». Вот так я вскоре и стал коммунистом. Завели на меня в парткоме учетную карточку, и после этого уже было куда вносить новые выговоры».
Не стало Л. В. Евграфова осенью 2020 года.
Звездные годы промысловика
Шумелянко Павел Викторович. Его имя для ветеранов-тралфлотовцев связано с БАТ-0063 «Генерал Радзиевский». Хотя до этого большого автономного траулера были у Шумелянко другие суда, да и после, уже в начале 1990-х, возглавил он экипаж более совершенного супертраулера. Но с «Радзиевским» связаны звездные годы промысловика. Командира, в характере которого моряки прежде всего отмечали уважительное, честное, доверительное отношение к себе.
Я с Павлом Викторовичем знаком не был. Так что дам возможность рассказать об этом человеке моим друзьям-товарищам по газете «Рыбный Мурман»: «Моряки о капитане Шумелянко говорят хорошо и тепло. Как-то по-родственному тепло. И наиболее часто повторяется слово «взаимность» по отношению к экипажу и капитану. Разные трудности случались у Шумелянко. Экипажам под его руководством приходилось и первыми обживать промрайоны, и начинать промысел новой рыбы, и по месяцам изнывать в штормовой болтанке, но всегда люди под его началом побеждали море и себя. Не приходил Шумелянко в порт без плана», – писал «Рыбный Мурман» (№ 32 от 6 августа 1982 года).
Ушел из жизни П. В. Шумелянко рано, в 1993 году. Пятидесятитрехлетним.
Руководитель «Севрыбы»
Георгий Васильевич Тишков. Его имя для нас, газетчиков 1980-х годов, ассоциировалось с ППР «Магнит», на котором он ходил в 1970-е. Но в истории Северного бассейна Тишков остался не только как опытный промысловик, как начальник МТФ, но прежде всего как руководитель объединения «Севрыба». В противоречивые 1990-е годы он, заместитель председателя Мурманской областной Думы, стал основным оппонентом губернатора области, потому что не мог смириться с проводимой политикой развала рыбной отрасли Севера.
Осенью 2019 года по приглашению Георгия Васильевича я приехал к нему в гости в Белоруссию, и у нас была возможность несколько дней пообщаться, поговорить. Вернее, говорил он – я слушал и записывал.
– Отправляясь на учебу в Москву, я знал наверняка, что, отучившись в академии народного хозяйства при Совмине СССР, займу пост начальника флота – мы договорились об этом с Евграфовым, – рассказал Тишков. – Так оно и случилось.
Пять лет Г. В. Тишков возглавлял флот. В 1992 году произошла смена лидера.
– Оглядываясь назад, все время думаю, почему я допустил кадровые ошибки при назначении на высокие должности таких людей, как Прутков? Ведь он проявил свою полную бесполезность на должности заместителя начальника флота, – вспоминал Георгий Васильевич. – Но выбирать-то было не из кого! Если должность первого руководителя была под очень пристальным вниманием партийных, министерских кадровых структур, то после их разрушения на ответственнейшие посты стали проникать личности, не совсем подходящие по своим деловым и моральным качествам. По инерции назначение начальником тралфлота оставалось в компетенции министра, правопреемником которого в то время стал председатель государственного комитета по рыболовству В. Ф. Корельский. Был подготовлен проект приказа о назначении Пруткова, но Корельский сказал: «Если будет виза Тишкова, то я подпишу». Все происходило в Москве, где мы собрались на какое-то совещание. В то время я уже несколько месяцев был начальником «Севрыбы», а сидеть на двух стульях не очень удобно.
Последние годы Георгий Васильевич с супругой Светланой живут в своем доме в Витебске. Даже после перенесенного инсульта Тишков – молодец.
Взрослые игры
Валерьян Семенович Орлов. Мы с ним друзья, хотя познакомились лет семь назад, да и виделись только трижды: первый раз встретились в Питере на площади у станции метро «Сенной двор», после чего с супругами пошли в ресторан. Посидели, поговорили, познакомились поближе. Второй раз увиделись тоже в городе на Неве, по которой катались на теплоходе, отмечая 80-летний юбилей Валерьяна Семеновича. А в третий раз он пришел поддержать меня в больницу, где я лежал перед операцией. Но мы часто созваниваемся, пишем друг другу. Я стал литературным редактором книги под названием «Байки моремана Орлова Валерьяна». Рассказывать о друзьях – трудное и неблагодарное дело, так что приведу лишь одну байку из этой книги. Называется она «Взрослые игры»:
«Ровно 30 лет Мурманск был моим городом. После 1988 года на флоте началась какая-то «собачья свадьба» – уважаемые мною люди начали грызться между собой. По этому поводу есть хороший анекдот.
Маленькая девочка приходит из детского садика. Мама спрашивает:
– Что вы сегодня делали?
– Мы играли в профком.
– А как вы играли?
– Мы сидели на горшочках и друг друга какашками мазали.
На следующий день девочка приходит из садика и говорит:
– А сегодня мы играли в партком.
– ?
– Мы сидели на горшочках и все одного мальчика какашками мазали…
И вот когда у уважаемых мною людей, достигших определенного ранга в рыбной промышленности, начались эти игры в партком и профком – это печально.
Ну а потом, в Питере, был период, когда меня, руководителя флота, по нескольку раз в неделю вызывали в Смольный, и какой-нибудь депутат из комбината по производству резиновых изделий начинал меня учить, как надо ловить рыбу».
Вот так Орлов охарактеризовал перестроечные времена. На мой взгляд, весьма точно. Сам он, как и Тишков, стал руководителем рыбопромыслового бассейна. Но не Северного, а Западного, в который входили флоты Литвы и Латвии, Эстонии и Калининградской области, а также Ленрыбпром, которым командовал Валерьян Семенович Орлов, возглавляя и ВРПО «Запрыба». Сложная и ответственная должность, требующая не только профессиональных знаний, но и большого такта, умения выслушать и понять человека, вникнуть в его сущность, схитрить при необходимости.
В наших с Орловым разговорах есть одна запретная тема. Еще за несколько месяцев до развала Советского Союза он понял, что флот надо спасать. Что скоро оснащенные самыми современными океанскими судами Латвия и Литва, Эстония с ее рыбколхозами и береговыми рыбофабриками «уплывут» из страны. А это свыше сотни крупнотоннажных, самых современных по тем мерками судов. И надо бы хоть флот перебазировать в Россию. В Москве, в Минрыбхозе, не осмелились пойти на такой шаг…
***
Пора, пожалуй, заканчивать этот рассказ о тралфлотовских начальниках, запечатленных на снимке середины 1980-х годов. Снимке, с которого мы и начали повествование. Еще раз вглядитесь в лица этих людей. Несмотря на высокие должности, у них все впереди. Достойное настоящее, достойное будущее, в котором каждый из них смело смотрел судьбе в глаза. И тралфлотовская закалка.
Виктор ГЕОРГИ.
Фото из архива автора.